Хабаровская художница Вероника Янышева, которая работает в необычной для Дальнего Востока технике – вырезает картины из бумаги, поделилась секретами своего мастерства. Журналист ИА AmurMedia выяснил, зачем истинный художник должен что-то отдавать зрителю и почему не стоит надеяться на вдохновение.
Все началось с желания рисовать – не просто чиркать что-то невнятное на листах, а именно создавать стоящие работы. Дальше, наверное, как и у многих людей, которые только-только нащупали то, чем хотели бы заниматься долгие годы, тяга к изобразительному искусству переросла в желание получить профессиональное образование – в 2011 году Вероника закончила худграф в ДВГГУ (ныне ПИТОГУ, прим. ред.), а в 2015 получила членство в "Союзе художников России".
Работы Вероники Янышевой. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
— Выбор техники произошел случайно. После пятого курса как правило все начинают определяться – быть художником или нет, или же выбирают направление, ищут стиль. Для меня это был сложный выбор, так как у меня все хорошо получалось, все направления нравились. Но на пятом курсе с легкой руки преподавателя Николая Холодка я познакомилась с резьбой по бумаге и заболела этим. У меня уже был практически готов выпускной диплом, но я резко поменяла его тему и переделала все. Когда я писала диплом, увидела, что информации по новой теме практически нет. Тогда я поняла, что вырезание по бумаге появилось довольно давно, вышло из народа. В Китае свое, в Украине это выцинанки, в России совсем иначе называлось, также есть французские силуэты, привезенные к нам Ф.Г Сидо и ставшие известными благодаря портретам придворных Екатерины II. В каждой стране есть что-то похожее, но развивались техники автономно. В итоге диплом я защитила с отличием. Именно с тех пор меня не отпускает, — рассказала Вероника Янышева.
Дело, которым занимается Вероника Янышева сейчас, не имеет точных названий и не определяется никакими терминами. По словам художницы, назвать его можно по-разному.
— Все очень расплывчато – основной терминологии нет, как и названий типа батик, офорт, эстамп, экслибрис… Каждый называет, как хочет. Конечно, у разновидностей данного дела названия есть, но вот единого еще никто не придумал. Чем я занимаюсь? Можно сказать, что вырезанием картин из бумаги. Но я называю это вырезной графикой, — объяснила собеседница.
Работы Вероники Янышевой. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Взгляд художника
Мир, окружающий Веронику Янышеву, выглядит весьма необычно – впрочем, такая особенность характерна для многих художников. Любой пейзаж, любые, заинтересовавшие девушку виды, детали, здания, улицы, люди, в ее восприятии сразу примеряются на бумагу.
— В основном я беру в работу все, что нравится. Бывает, идешь по улице, видишь сюжет, и он сразу выстраивается в голове – конечная картинка уже мне видна. Конечно, эта техника имеет определенные сложности и правила для создания эскиза. Детали нужно увязать так между собой, чтобы вырезанная работа не рассыпалась. В чем-то процесс вырезания картины из бумаги напоминает создание трафарета, но там можно ошибиться и доклеить, если что-то оторвалось, а тут нет. Поэтому на этапе создания эскиза необходимо все тщательно продумать – какую деталь резать, какую оставить для целостности работы, — пояснила она.
Проще всего, заверила художница, использовать в работе образы местной архитектуры, так как здания сами по себе испещрены перемычками, деталями, соединениями и нюансами, которые при переносе на бумагу становятся соединениями всех частей изображения.
— Самое сложное сделать эскиз. Конечно, можно вырезать и пейзажи, и портреты. Но это сложнее. В принципе, все создается, когда как – иногда легко, иногда сложно. Порой я могу вырезать по наитию, а бывает, что работа лежит полгода-год.
Творчество или тяжелая работа
Такие задержки в процессе созидания предмета искусства, считает художница, не зависят от вдохновения или, как ранее называли его в творческой среде – визита музы. Несмотря на то, что, по мнению многих, деятельность поэтов, писателей, художников, артистов считается не такой сложной, как, например, деятельность шахтеров, это все равно труд.
— Как говорил Пикассо, вдохновение должно приходить во время работы. Хочешь, не хочешь – ты садишься и работаешь. Отрадно знать, что молодые художники из "Союза", это люди до 35 лет, знают, чего хотят и идут к этому через ежедневный труд. А вот у тех многих, кто заканчивает худграф, понимания нет, поэтому они ждут вдохновения и при этом не могут ничего нарисовать. На самом деле нельзя, вдохновившись в миг, пойти и сделать шедевр.
Секрет в том, что за романтикой жизни художников скрывается формула: 90% труда и 10% творческого порыва.
Но беззаветно заниматься одним и тем же нельзя, так как есть риск перегореть. Важно научиться совмещать дело жизни с чем-то другим.
Вероника Янышева со своими работами. Фото: Архив Вероники Янышевой
— Важно отвлекаться. Иначе замылится глаз. Иногда я выезжаю на пленэр, чтобы писать маслом. Это неотъемлемо и должно быть. Иначе человек устанет, нужен отдых, нужно отводить взор от работы, чтобы увидеть, куда идти дальше и как становиться лучше.
Мнимая популярность
Вырезание из бумаги нельзя назвать очень популярным занятием. Вероника Янышева узнает из Интернета о новых мастерах, их работах и техниках – многие что-то пытаются вырезать, но не каждый обладает особенным стилем.
— Мало людей, которые режут ради идеи, ради самосовершенствования и развития собственного стиля. В основном такие художники живут заграницей – Австралия, Япония, Китай. Хотя знаю одну девушку из Киева – она специализируется на мотыльках, бабочках. Работает в особенном стиле. Вот так и учусь у других, — подметила Вероника Янышева.
Как это устроено
Однако, одного наблюдения мало – важно учитывать особенности материалов, с которыми работаешь, а это требует основательного подхода.
Вероника Янышева со своими работами. Фото: Архив Вероники Янышевой
— Нужна тонкая бумага. Например, цветной картон для пастели на срезе дает ворс, из-за этого края торчат и выглядят неаккуратными. Я использую двойную цветную бумагу для принтера, так как вырезаю миниатюры. Ну в принципе можно брать любую бумагу – все зависит от вашей техники и размера работы. Но на первом этапе используйте тонкую, — советует Вероника.
Для начала художник переносит эскиз на бумагу с помощью копирки, либо рисует от руки. При этом бумага должна ровно лежать на подложке, а картинку нужно вырезать по готовому контуру четкими движениями, плотно прижимая лезвие макетного ножа к листу, чтобы не порвать его. Обычно большие отверстия прокалывают посередине острым кончиком ножниц, после продолжают к краю и аккуратными мелкими шагами отрезают все ненужное. Важно избегать зазубрин на разрезах.
Вероника Янышева со своими работами. Фото: Архив Вероники Янышевой
Что отличает настоящего художника
Путь от ученика к мастеру очень долог и труден. Но быстро его пройти можно благодаря усидчивости и труду. Только, предполагает Вероника Янышева, не каждый молодой художник к этому готов.
— Все зависит от труда, как я уже говорила. У тебя могут быть задатки, которые ты не развиваешь и весь талант перегорает. Бывают такие люди, молодые художники без гениальной жилки, может быть, но в них есть трудолюбие, помогающее им развиваться ежегодно. Люди, пробивающие себе дорогу трудом, вызывают уважение. Хорошо, когда художники, работают над собой, идут к цели. Им есть что сказать, — сказала девушка.
Что отличает художника от человека, который просто рисует? Ему есть что сказать. Если человек внутри пуст, то и работы его не вызывают отклика в душе зрителя.
Вероника, например, своим зрителям говорит о любви, добре, счастье и всем светлом, что еще существует в мире.
— В основном, это какие-то эмоции. Либо итоги вдохновения музыкой, картинами, природой, миром. Это сложно объяснить. У меня еще все впереди, так что сейчас я больше работаю над поисками себя, поисками тем, на которые можно и нужно говорить. Меня рано приняли в "Союз художников России", поэтому на мне большая ответственность сейчас лежит. Мне так кажется.
Дальше больше
Следующий этап своей жизни Вероника Янышева планирует связать с подготовкой ко второй персональной выставке. Только что и когда это будет – она еще не знает.
— Я хочу провести свою выставку. Не все подряд показать, а выбрать сильные и хорошие работы, чтобы человек пришел и получил удовольствие. Еще каждый год тебе кажется, что все сделанное ранее – не то и плохо, надо делать новое. И так бесконечно. Остановиться и набрать работы невозможно. Как говорится, нет предела совершенству. Пока что это все в планах, точную дату еще не определяла. Но пока я подготовила работы для выставки "Поколение-8", открывшейся намедни в галереи имени А.М. Федотова. Число 8 символизирует гармонию, совершенство, согласие. Оно является символом начала нового цикла, а также означает множественность и многогранность.
Вероника Янышева со своими работами. Фото: Архив Вероники Янышевой
К слову, увидеть работы молодых художников, представленных на вернисаже, хабаровчане смогут до середины августа.
Текст: Александра Мельник
Фото: Александра Мельник, архив Вероники Янышевой
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: