Сцена – это ее рабочее место. Здесь ей подчиняются артисты, осветители, костюмеры, монтировщики, гримеры и все театральные цеха. Она всегда начеку, все видит, слышит и готова в любую минуту прийти на помощь. Она – психолог, медсестра, администратор и руководитель в одном лице. Она – помреж – незаметный и такой важный сотрудник театра. Какого это, быть первым человеком после режиссера, корр. ИА AmurMedia спросил у помрежа Хабаровского краевого театра драмы с восьмилетним стажем Ольги Смышляевой.
— Ольга, расскажите, как проходит Ваш день?
— На работу я должна прийти раньше всех. Если это день репетиции, то к 10 часам утра. После иду на сцену и проверяю "выгородку" — это макет декорации — на предмет крепежа, чтобы она, не дай Бог, не завалились. Оцениваю чистоту сцены, даю указания по уборке. Затем мониторю реквизит, костюмы и прочие необходимые для репетиции вещи.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Да, я точно знаю, какой у какого артиста должен быть костюм и обувь к нему. Более того, я поминутно помню, когда включается свет и какая музыка должна звучать в ходе спектакля. Единственное, текст сценария наизусть не помню, это в мои обязанности не входит.
— Ох, сколько всего нужно помнить. Надеюсь, на этом все?
— Это только начало! Далее я должна убедиться, что все артисты находятся в театре. Если кто-либо опаздывает, он обязан позвонить и поставить меня в известность. В ином случае, я сама дозваниваюсь до актера и узнаю причину задержки, информацию о которой после доношу до режиссера. Когда все в сборе, я по трансляции объявляю начало репетиции.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Это, по сути, громкая связь и в случае необходимости меня слышат актеры, монтировщики, осветители, костюмеры, гримеры – все, кроме зрителя в зале. Во время спектаклей, за 15 и 5 минут, я по трансляции объявляю всем цехам начало работы. Собираются артисты, я проверяю готовность "всех систем": наличие костюмов, реквизита, правильную расстановка декораций, работу осветительных приборов и звукового оборудования. Перед самым стартом, даю третий звонок "Все готовятся к началу спектакля!". А начинается все с моих слов "Темнитель в зал! Музыка!" и поехали.
— Даже не представляла, что у помощника режиссера столько обязанностей.
— И даже больше. Вплоть до того, когда актеры идут обедать, я обязана быть об этом осведомлена и если понадобится, поименно отчитаться перед режиссером, кто и куда отлучился.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Редко, и все они, можно сказать, штатные. Бывает, артист забыл текст, я могу со своего рабочего места, ему тихонечко шепнуть или жестами показать. Один раз была ситуация в спектакле "Тетки": там один из героев должен выходить к зрителю через окно. А монтировщики прикрутили эту раму так, что та перестала открываться. Благо она была без стекол, и актер смог протиснуться сквозь закрытый оконный проем.
— И никто в зале не заметил заминки?
— Зритель всей нашей кухни не знает и думает, что так и должно быть. А я в антракте отправила монтировщиков срочно "откручивать" оконную раму. Был еще один момент, во время спектакля "Семейная идиллия", от большой нагрузки и нервного перенапряжения актриса упала в обморок прямо на сцене. Артисты, конечно, сориентировались, мягко обыграли ситуацию, а за кулисами я уже встречала с нашатырем и аптечкой.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Помощник режиссера для артистов – это мамка, которая выслушает, пожалеет, даст совет. Актеры ведь люди тонкой душевной организации. Вот случилось у него что-то дома, он пришел в театр взвинченный, расстроенный, а ему через полчаса на сцену выходить. Я всегда подойду, обласкаю, успокою, скажу, что он самый лучший в мире! Вот человеку уже и полегче.
— А для режиссера Вы кто?
— Для него я правая, а иной раз и левая рука. На мне ответственность практически за все.
— Столько задач для одного человека, немалое количество людей в подчинении. Наверно, иногда приходится повышать голос?
— Бывает, что приходиться. Вообще, я человек мягкий и достаточно спокойный, всех очень люблю и уважаю, но порой могу "гаркнуть", чтобы люди меня наконец-то поняли. Рабочий процесс, что тут скажешь.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Сложно сказать, ведь попала я сюда практически случайно – в театре работала моя родственница, которая предложила мне занять открывшуюся вакансию помрежа, а я просто решила попробовать. Думаю, в каждой профессии есть свои плюсы и минусы. В моей работе самое сложное – это то количество информации, которую мне приходится пропускать через себя. К тому же, я не умею дистанцироваться от чужих переживаний. И когда человек делится со мной чем-то, например, выплескивает негатив, то я воспринимаю все это близко к сердцу и переживаю вместе с ним.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Конечно! У меня невероятно интересная работа! Несмотря на все сложности и постоянное нервное напряжение. Я каждый день работаю с потрясающими неординарными людьми. Общаюсь, как с местными актерами, так и с артистами из других городов. Я работала с московскими труппами, знаю много знаменитостей кино и театра.
Помощник режиссера. Фото: Семен Руденко
— В этом, конечно, есть сложность, ведь порой домой приезжаю только переночевать. Иной раз приходишь, и не хочется ничего: только вытянуть ноги на кровати и спать. У меня трое детей, младшему шесть лет и сегодня он приболел, а я, к сожалению, не могу себе позволить взять больничный и остаться с ребенком дома. Тем не менее, недостатка внимания и любви с моей стороны у домашних точно нет, ведь каждую свободную минуту я провожу именно с ними.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Сложно ответить… Одно могу сказать точно, что когда некоторые артисты подходят после спектакля, дарят мне цветы, обнимают и говорят "Ты самый лучший помреж в мире!" — это дорогого стоит.