Тысячи комсомольчан принимают участие в проходящем сегодня субботнике
15:17
Почётных доноров в Хабаровском крае становится больше
15:00
Вахта Победы: предмайские соревнования на Хабаровском заводе им. Кагановича
14:38
ДРСК усиливает защиту энергообъектов от воздействия птиц
14:27
Стоимость ОСАГО для некоторых водителей вырастет до 20 процентов
14:00
В соцсетях активизировались злоумышленники, которые предлагают подросткам деньги за поджог
13:45
Пасхальный прайс: во сколько обойдется Светлое воскресенье жителям Хабаровска
13:30
Аналитика Yota: хабаровчане стали больше читать книги на самиздат-площадках
13:20
Более 1,5млн рублей получила хабаровчанка за несуществующую дочь
13:08
Идеи, которые меняют правила: инженерный прорыв "Пепла", "Тучи" и "Биткоина"
13:00
Дмитрий Дюжев: Потеря Театрального дома – это большая трагедия для артистов и Хабаровска
12:41
Подозреваемого в грабеже задержали в Хабаровске
12:33
В Хабаровском крае закрыли все ледовые переправы
12:28
"Пасха для всех": поделиться с нуждающимися пасхальной радостью призывают хабаровчан
11:30
В Хабаровском крае продолжается реализация специального проекта "Вызов"
11:00

Политологи о главных итогах 2016 года: Хабаровскому краю надо готовиться к переменам

Что не сложилось в уходящем году и чего ждать в 2017 году
29 декабря 2016, 16:00 Политика
Политологи о главных итогах 2016 года: Хабаровскому краю надо готовиться к переменам Гречанюк Виталий, РИА PrimaMedia
Политологи о главных итогах 2016 года: Хабаровскому краю надо готовиться к переменам
Фото: Гречанюк Виталий, РИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В следующем году политическую систему в стране ждут серьезные перемены, и Хабаровский край должен быть к ним готов, должен менять и меняться. Какие события стали самыми важными в политической повестке-2016 края, какие ошибки были допущены и чего ждут от краевой власти жители, сообщили корр. ИА AmurMedia доктор социологических наук, профессор АмГПГУ Григорий Говорухин, доктор политических наук, профессор ТОГУ Илдус Ярулин и доктор исторических наук, профессор Дальневосточного института управления, филиала РАНХиГС Валерий Чудесов.

Прибавьте харизмы!

Главным политическим событием 2016 года в Хабаровском крае, как и во всей стране, стали выборы депутатов в Госдуму РФ. И итоги этих выборов, подчеркивают политологи, оказались далеки от оптимистичных.

— "Единая Россия" позиции удержала, но с трудом, сильно "просели" коммунисты. А посмотрите, что стало с "Яблоком" в Хабаровском крае! — кратко перечисляет итоги выборной кампании Илдус Ярулин.

Эксперты напоминают, что выборам предшествовали праймериз "Единой России", драматичностью и накалом борьбы затмившие сами выборы. И здесь, пожалуй, наибольший урон репутации "Единой России" в Хабаровском крае нанес ветеран избирательных баталий в Госдуму Борис Резник, сделавший ряд сокрушительных заявлений по итогам праймериз.

— В качестве вывода участники праймериз наверняка вынесли и то, что не всегда совпадают заверения партийцев в регионе и на федеральном уровне. Отсюда такая рассогласованность во мнениях, которую продемонстрировали единороссы в случае с Павлом Симигиным, — напомнил политолог из Комсомольска -на-Амуре Григорий Говорухин.

Предприниматель Павел Симигин выиграл праймериз "Единой России" в Комсомольском округе и должен был согласно объявленным правилам игры автоматически войти в топ регионального партийного списка. Однако съезд партии не только не утвердил его в качестве кандидата, но и вовсе вычеркнул из списка реальных участников, поставив на непроходное восьмое место. Правда, потом в качестве утешительного приза Павел Симигин получил должность зампреда Закдумы, а затем и руководителя думской фракции "Единой России".

На таком радикальном предвыборном фоне само главное избирательное действо выглядело как-то бледно, а по результатам оказалось и вовсе неубедительным.

— На этих выборах акцент был сделан на процентном соотношении голосов. И действительно, если взять относительные цифры, то "Единая Россия" оказалась далеко впереди всех, но если взять абсолютные цифры, собственно число голосов, то картина-то складывается ужасающая, — констатитрует политолог Валерий Чудесов. — Потери "Единой России" на этих выборах — это примерно 6-7 городов масштаба Хабаровска. Интересно получилось и с ЛДПР, которая сделала потрясающий рывок в относительном соотношении, а в абсолютных цифрах они набрали голосов даже меньше, чем в прошлый раз. И такие же результаты прослеживаются по всем партиям, как системным, так и несистемным.

Налицо, утверждают эксперты, кризис партийной системы. Изобилие участников — 14 партий в избирательных бюллетенях! — никак не стимулировало интерес избирателей Хабаровского края к выборам. Мало того, отчетливо проступила тревожащая тенденция полной апатии к любым событиям политического характера. Отсюда задача привлекать жителей к политике, чтобы обеспечить управляемость общественных процессов.

По словам Валерия Чудесова, если сейчас партии не выйдут из уютных кабинетов к людям, не начнут работать на "земле", то кризис усугубится. А если не стимулировать явку населения на выборы, особенно молодежи, то страну ждут тяжелые перспективы.

Однако не только пассивность партий сыграла негативную роль в утрате интереса общества к выборам. Дутая конкуренция не смогла скрыть простого факта: выбирать не из кого. И дело не только в том, что большая часть заявленных участников — статисты, нанятые на время премьеры, но и в том, что главные действующие лица унылы и предсказуемы, не в состоянии заставить дождаться развития интриги до конца.

Хабаровскому краю вообще остро не хватает новых ярких политиков, идеологов и трибунов, говорят политологи.

— Вопреки распространенному мифу региональная политика далеко не вся формируется в Москве. Но чтобы она была успешной, нужны харизматичные личности, а вот их-то нам крайне не хватает, — убежден Григорий Говорухин. — Нужны люди, способные повести за собой, и они, что самое интересное, в крае есть. Мне они известны, но сомневаюсь, что они известны широкой публике. Поэтому обновление команды губернатора, как мне кажется, просто необходимо, особенно в части информационной политики. Чтобы не было хаотичности в действиях правительства: а давайте мы введем еще вот такое министерство или вот такую должность. Люди должны понимать, что и зачем делается. Вышла, к примеру, пресс-служба губернатора и заявила, что мы считаем, что надо делать то-то и то-то, потому что так-то и так-то. Люди не должны догадываться о чем-то, они должны знать. А пока создается ощущение, что в крае попросту нет кадровой политики.

Мы едем, едем, едем в далекие края

Другим важнейшим итогом 2016 года, по мнению экспертов, станет итог демографической политики. Этот год, как поспешили объявить в правительстве РФ, может стать переломным. А основания для радости чиновники увидели в статистике за январь-февраль 2016 года. Судя по этим данным, отток населения с Дальнего Востока сократился до исторического минимума: 221 человек, а не 3680, как это было в январе-феврале 2015 года.

Хотя тон в сфере миграционной политики, безусловно, задает государство, однако от действий власти на местах зависит также немало. Главными инструментами госполитики для закрепления и привлечения населения на Дальний Восток стали программы по реализации дальневосточного гектара, и ТОСЭР. Между тем Хабаровский край, по оценке полпреда в ДФО Юрия Трутнева, не слишком преуспел ни в первом, ни во втором государственном начинании.

— Вообще массовый отток населения — самый нехороший показатель развития региона. В 1991 году на Дальнем Востоке проживало более 8 млн человек, сейчас 6,3 млн. Это вообще самое страшное, что может случиться, это характеристика самочувствия жителей, показатель эффективности действий власти. Поэтому, если сокращение оттока не случайность, то это — важнейший политический итог этого года, — сказал Валерий Чудесов.

Однако Григорий Говорухин убежден, что радоваться рано, и причина сокращения оттока самая банальная и, увы, непринципиальная.

— В 2016 году не получилось по-настоящему заинтересовать людей этими программами. И не удалось также остановить поток беженцев из края и вообще с Дальнего Востока, если не иметь в виду, что их остановило отсутствие денег, — сказал политолог.

Цыплят надо считать по осени, и в миграционном процессе есть свои сезонные факторы, отвечающие за частоту и объемы миграции, поэтому статистика за два зимних месяца не показатель. Точное число потерь за этот год станет известно в 2017 году, а пока дальневосточники, не обращая внимания на радужные реляции правительства, продолжают, к сожалению, уезжать.

2017 год: время перемен

Практически все политобозреватели убеждены, что 2017 год сложится для страны непросто. А трудности нового года — следствие нерешенных проблем внутренней и внешней политики года уходящего.

— Последним общеполитическим трендом стал приход к власти авторитарных режимов, то есть было время разбрасывать камни, теперь самое время собирать их. Наступает время сильных лидеров навроде Путина и Трампа, — отметил Илдус Ярулин. — Печально, что в Новый год мы вступаем в состоянии саспенса: а что будет? Мучает эта неопределенность на международной арене, поэтому очень нужны прорывные проекты. Это в полной мере касается и Хабаровского края. Здесь жители видели, что в проекты и программы закладываются достаточно большие средства, то есть фундамент есть, и все ждут не дождутся, когда же появится, если не крыша, то хотя бы первый этаж.

Не исключено, что из-за событий внешнеполитических может пострадать финансирование госпрограмм, предупреждает Валерий Чудесов:

— В фокусе внимания будет внешняя политика России на Ближнем Востоке, Сирия, куда мы направили расширенный контингент, что не может не тревожить. Все это стоит денег, не исключаю поэтому, что программа развития Дальнего Востока будет урезана, хотя, по словам нашего президента, это и приоритет XXI века для России.

2016 год наметил в Хабаровском крае новые линии напряженности — между властью и бизнесом и между разными ветвями власти. Причем политологи не берутся прогнозировать, чем некоторые из них могут завершиться в новом году. Например, конфликт между мэром Хабаровска и полпредом в ДФО, не сошедшихся во взглядах на то, как надо работать с инвесторами.

— С одной стороны, начались наезды на Соколова, а с другой — в прессе обсуждается вопрос, а нужен ли институт полпредства вообще. Так кто останется? А может, должности полпредов ликвидируют? То есть все непредсказуемо, и в каждой, на первый взгляд, мелочи может таиться дьявол, — говорит Илдус Ярулин.

Григорий Говорухин отмечает проблемы с выборами главы администрации в Ванинском районе, которые раскрыли давно, видимо, тлеющий конфликт между местными властями и властью края.

Полное единодушие выказывают аналитики в вопросе политических партий и движений. Им, чтобы выжить, придется меняться, и, возможно, радикально.

— Как эти перемены будут происходить, неизвестно, но быть готовым к ним Хабаровский край должен. В режим готовности входит работа с населением через СМИ, необходимость разъяснять позицию власти, изменения в кадровой политике, — подчеркивает Григорий Говорухин.

Власти придется менять не только формат общения с обществом, но и саму суть этого диалога, так как такой запрос давно назрел в обществе.

— Пока еще встречаются энтузиасты-самородки, которые сами разрабатывают программы и предложения. Они бурлят и кипят, выдают на-гора кучи идей, это настоящие генераторы, но что с ними случается, когда они приходят во власть? Встречаешь их через полтора-два года, и никто уже не бурлит и не кипит, и уже ничего не надо. То есть живой и глубоко альтруистичный порыв изменить мир к лучшему умирает при непосредственном столкновении с государственной бюрократической машиной, привыкшей работать не с людьми, а с номенклатурой, — поясняет Григорий Говорухин.

С другой стороны, не реализовавшиеся во власти силы находят иной выход. Именно этим политолог объясняет стремительное развитие общественных движений и организаций в крае и стране.

— Это новая альтернативная форма управления. Логика такова: если мне не дают возможности работать в административной системе, то я иду в общественную. Причем негативным последствием становится разгул критиканства, когда любой суслик-агроном считает, что может прийти в любое место и критиковать кого и как угодно. Но вместе с тем это реальная возможность для инициативных граждан на что-то повлиять, и надо будет подождать, пока из этой массы проклюнется что-то толковое, — считает эксперт.

Пока, по его словам, из общественных движений на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае самым активным является ОНФ. Но и он все равно действует в рамках собственных общеполитических интересов, так как "фронтовики" видят себя, скорее, глашатаями воли президента, чем народа.

— В любом случае, формирование народного контроля, своеобразное соуправление — это, конечно, еще не гражданское общество, но первый шаг на пути к нему, не факт общественной жизни, но намек на него, и намек многообещающий, — подчеркнул Григорий Говорухин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Все на выборы!

Три причины для отказа: Почему в Хабаровске не будет аквапарка

116497
77
29

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии