Избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы: история и современность

Сложно назвать определенную дату в нашей истории, которую можно считать ключевой или главной отправной точкой зарождения избирательной системы в России. Каждая веха в истории нашей страны несла в себе новые изменения, новые взгляды. Побудительные причины и следствия, влиявшие на формирование избирательных систем каждого исторического этапа по своему уникальны, а потому их сравнение и поиск первоисточника всей исторической цепочки не вполне оправдан.
Что же представляет собой избирательная система? И почему сегодня актуально обсуждение избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы?

В этом году исполняется 110 лет российскому парламентаризму. Это выбор народного представительства в качестве формы для законодательных установлений.

18 сентября 2016 года пройдут очередные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, что означает для нас начало нового исторического этапа.

Именно от того, как сформирована избирательная система, какие параметры в ней преобладают, во многом зависит состав Думы, эффективность ее работы и качество принимаемых законов. С этой точки зрения очень показательным является становление и развитие избирательной системы в Российской Империи, начало которого положено Высочайшим Манифестом об учреждении Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года императором Николем II.

Первое, на что обращают внимание установленные правила проведения выборов в Российской Империи, – это запреты и ограничения пассивного и активного избирательного права, действовавшие на выборах всех четырех созывов имперской Думы. Вот только некоторые категории избирателей, лишенные права избирать:
  • иностранные подданные;
  • лица моложе 25 лет;
  • женщины;
  • обучающиеся в учебных заведениях;
  • военные, состоящие на действительной службе;
  • признанные виновными в преступлениях против имущественного положения граждан;
  • состоящие под судом и следствием;
  • несостоятельные граждане, за исключением признанных несостоятельными «по несчастью»;
  • состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями);
  • лица, уклонившиеся от воинской повинности.
От всеобщих, равных и тайных выборов отказались в пользу сословно-куриальной системы, что в принципе было обосновано. Император и председатель правительства Сергей Юльевич Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты». Поэтому выборы всех четырех созывов Думы Российской Империи были многоступенчатыми. Это означает, что группы избирателей на своих собраниях выбирали представителей, которые в свою очередь избирали уполномоченных, а уполномоченные голосовали за выборщиков, которые и избирали из своего состава членов Государственной Думы.

На первый взгляд кажется, что такая многоступенчатая схема может быть даже и приемлемой, поскольку предполагает избрание депутатов от всех сословий на равной основе, но это не так. Избиратели группировались на основе имущественного и социального признаков принадлежности к определенной категории избирателей, позднее получившей название "курия".

Группировка избирателей осуществлялась по четырем куриям: землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей. Впоследствии курий стало пять за счет разделения городской курии на два разряда. Были установлены разные квоты на представительство от каждой курии, например, в первый и во второй созыв Думы один выборщик в землевладельческой курии избирался на 2 тысячи населения, один выборщик в городской курии - на 4 тысячи населения, один выборщик в крестьянской курии - на 30 тысяч населения, один выборщик в рабочей курии - на 90 тысяч населения. Но, не взирая на такую, исходя из позиций сегодняшних дней, ограничительную систему, ажиотаж по участию во всех четырех кампаниях по выборам членов Думы был невероятный.
«Чем ближе время подходило к выборам, тем сильнее разгоралась предвыборная кампания. Март прошел уже прямо в каком-то вихре... День выборов прошел в Москве чрезвычайно оживленно. Избиратели шли к урнам густо. Все были в приподнятом, одушевленном настроении. Были трогательные эпизоды. Один больной генерал велел на носилках нести себя к урне, чтобы подать свой бюллетень…

Была такая сцена. Приходит в вестибюль городской думы пожилой господин. Кучка подростков бросается к нему, предлагая партийные бюллетени. «Да неужто вы думаете, - говорит он, - что у меня еще не приготовлен свой бюллетень? Ведь я всю жизнь мечтал об этом дне, мечтал дожить до него». Таково было настроение многих.

По приглашению избирательной комиссии я в этот день дежурил у урны. И я видел, в каком торжественном настроении подходили многие к урне, чтобы исполнить свой гражданский долг».
Александр Кизеветтер, русский историк, публицист, политический деятель, председатель Русского Исторического Общества в 1932-1933 годах
Выборщик заполняет бюллетень
Для того, чтобы проголосовать могли все желающие, в городах голосование организовывалось по избирательным участкам и даже по отдельному расписанию. Конечно, никакого единого дня голосования Положениями о выборах не устанавливалось, и проведение выборов значительно растягивалось по времени, например, в первую Государственную Думу собрания выборщиков начали проводиться с 26 марта и завершились в двадцатых числах апреля 1906 г.

Для проверки соблюдения избирательного законодательства и рассмотрения заявлений и жалоб, возникающих в связи с избранием членов Думы, создавались губернские и уездные по делам о выборах комиссии. Комиссии составляли списки избирателей по куриям и организовывали собрания избирателей и выборщиков. В ходе избрания выборщиков применялся тайный способ голосования именуемый «закрытая подача голосов баллотировкой шарами».

Название «баллотировка» голосование получило от баллов – голосов избирателей, получаемых кандидатами. Каждому участнику выдавался особый шар, его нужно было положить в специальный ящик, имеющий два отделения. Для обеспечения тайны - в какое из отделений опущен шар, отверстие в ящике закрывалось занавеской. Шар, положенный в левое отделение, означал избирательный голос, в правое — неизбирательный. После окончания голосования ящик открывался и шары подсчитывались. Для каждой кандидатуры проводилось отдельное голосование с вызовом по очереди каждого отдельного избирателя. Такая процедура была достаточно длительной. Поэтому стали проводить предварительную тайную баллотировку кандидатов «посредством подачи записок». Таким образом, впервые в отечественной истории использованы прообразы избирательных бюллетеней.
Выборщики подавали свои бюллетени лично. В записке следовало указать имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал уполномоченный. Бюллетень мог быть разборчиво написан от руки, напечатан на машинке или типографским способом. Все они считались действительными, если на нем отсутствовали какие-либо отметки, знаки, исправления и подчистки на лицевой и на оборотной сторонах. Партии типографским способом изготовляли избирательные бюллетени с фамилиями своих кандидатов и распространяли их среди потенциальных избирателей – такая деятельность была важной частью предвыборной агитации. Подача «записок» - бюллетеней осуществлялась председателю комиссии, который опускал их в специальный опечатанный ящик.

Как мы сказали выше, всего в царской России избиралось четыре состава Думы. Первый состав проработал 73 дня - с 27 апреля по 9 июля 1906 года и указом императора Дума была распущена, потому как большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу. Второй состав проработал 102 дня - с 20 февраля по 3 июня 1907 года, причиной досрочного прекращения полномочий стала утрата конструктивного сотрудничества между Думой и Правительством. Третий состав проработал с 1 ноября 1907 года по 30 августа 1912 года (5 лет). Четвертый состав формально также проработал пять лет – с 15 ноября 1912 года по 6 октября 1917 года, однако из-за общественно-политических, революционных событий в работе Думы случались регулярные перерывы.
Следующие парламентские выборы в истории нашей страны прошли более чем через сто лет и по совершенно иной избирательной системе. Указом Президента «О поэтапной конституционной реформе» от 21 сентября 1993 г. вводился новый орган представительной и законодательной власти — Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоявший из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В качестве принципа проведения выборов депутатов Государственной Думы устанавливалось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Эти основы незыблемы по настоящее время.
Заседание комиссии
Право избирать в Государственную Думу делегировано каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Ограничение пассивного права состояло в возрастном цензе - достижение 21-летнего возраста, запрет избираться был установлен для граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Число депутатов в Государственной Думе закреплялось на уровне 450. При этом в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы первого созыва:

  • 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства при голосовании в один тур в одномандатном округе (один округ — один депутат);
  • 225 депутатов избирались по пропорциональной системе закрытого списка избирательных объединений в рамках единого общефедерального округа.
Законодательные основы формирования Государственной Думы второго и последующих созывов совершенствовались, оттачивалась юридическая техника, понятийный аппарат и правоприменительная практика. Параллельно шло совершенствование правил формирования партийных списков и системы избирательных комиссий. Появилось и нововведение - устанавливалось требование к признанию выборов состоявшимися, так называемый порог явки. Суть его состояла в том, что при явке избирателей менее 25 процентов от числа зарегистрированных избирателей, выборы признавались несостоявшимися, и их надлежало проводить заново. Однако случай, когда такой механизм сработал бы, не произошел.

Со временем был принят специальный федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в который вносилось много изменений, например, вводились дополнительные ограничения пассивного избирательного права, такие как отсутствие на день голосования неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления или преступления экстремистской направленности и т.д. Этот перечень ограничений к каждой выборной кампании увеличивается и преследует цель недопущения криминальных и экстремистских элементов к депутатским мандатам.
Photograph: lee Scott / Unsplash
В целом законодательство, связанное с избранием депутатов Государственной Думы, претерпевает в 2007 году достаточно серьезные изменения. Например, состав Думы пятого созыва избирается полностью по пропорциональной системе, а также произошел отказ от права блокирования партий. К требованию о сборе подписей избирателей добавилась альтернатива – внесение избирательного залога, который составлял 15 процентов от предельной суммы всех расходов избирательного фонда политической партии, на тот момент сумма залога равнялась 60 млн. рублей.

Шестой созыв Думы впервые был избран на пять лет. Формирование Думы шло также на основе пропорциональной системы. Ранее действовавший порог явки был отменен, а также исключена позиция «Против всех» в избирательных бюллетенях. Однако правила допуска партийных списков к распределению мандатов ужесточились. Теперь, чтобы участвовать в распределении мандатов партия должна была преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7% голосов избирателей от пришедших на выборы.

Вводилось правило, что партии, набравшие от 5 до 6% голосов, получали по одному мандату в Госдуме, набравшие от 6 до 7% — два мандата. По факту таких партий не оказалось. По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Федерального собрания пятого созыва, сохранили своё представительство в Госдуме шестого созыва. Это партии: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР. Остальные три партии, партия «Яблоко», партия «Партия Роста» и партия «Патриоты России», набравшие в совокупности около 5% голосов, не набрали по отдельности необходимого процента голосов избирателей, и в Думе представлены не были.
Круглый стол с политическими партиями
В этом году мы готовимся к выборам депутатов Государственной Думы седьмого созыва, для этих целей почти два года назад был принят федеральный закон № 20-ФЗ, в соответствии с которым седьмой созыв Думы избирается по новым правилам. С одной стороны, необходимость изменений определена изменениями в политической системе - мы помним прошедшую либерализацию законодательства 2012 года, упростившую создание политических партий. С другой стороны, нельзя допустить злоупотребления открытостью избирательных процедур лицами экстремисткой или криминальной направленности и допуска их к участию в выборах. Кроме того, учтены веяния времени по переходу на цифровые способы создания и передачи информации, информирования и агитации избирателей в интернет-среде. Эти и другие аспекты предопределили принятие закона о выборах депутатов в новой редакции.

Принципиальным нововведением в предстоящих выборах является применение смешанной избирательной системы. Всего на выборах в Государственную Думу подлежат замещению по-прежнему 450 мандатов. 225 депутатских мандата будут замещаться по итогам голосования в одномандатных избирательных округах и 225 будут распределяться между закрытыми партийными списками пропорционально числу голосов избирателей, поданных за каждый список. Федеральным законом, принятым 3 ноября 2015 года, утверждена схема одномандатных округов, которая будет действовать в течение 10 лет, и в соответствии с которой на территории Хабаровского края образовано два округа.

На предстоящих выборах часть города Хабаровска (Железнодорожный, Краснофлотский районы) и часть Хабаровского района объединена с городом Комсомольском-на-Амуре и северными районами, что образует одномандатный избирательный округ № 70. Часть Хабаровска (Индустриальный, Кировский, Центральный районы) и часть Хабаровского района объединена в округ с южными и прибрежными морскими районами края и образует одномандатный избирательный округ № 69.

Видимо, причиной таких изменений является попытка сгладить в рамках каждого округа абсентеистские настроения, более характерные для городских жителей, путем объединения частей города с муниципальными районами. Надо отметить, что для Хабаровского края такая ситуация не является типичной. Анализ результатов выборов прошлых лет, наложенных на границы новых округов, показывает, что изменения минимальны и измеряются в пределах 0,5% - 1%.

Вместе с тем, у всех кандидатов, выдвинутых по округам, возникнут определенные трудности, связанные с необходимостью посещать и встречаться с избирателями отдаленных районов. Но в этом видится и положительная сторона, т.к. для уверенной победы кандидату будет недостаточно активной работы в городе, он вынужден будет общаться с избирателями и в районах, добиваться их поддержки. Выдвижение кандидатов по округам допускается политическими партиями и в порядке самовыдвижения.
Изменения в политической системе потребовали уточнения и списка тех партий, которые освобождены от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения своих кандидатов. Раньше от обязанности сбора подписей освобождались только те партии, которым были переданы депутатские мандаты в Государственной Думе, теперь политические партии, которые проявляли политическую активность, участвовали в региональных кампаниях и добивались получения депутатских мандатов в субъектовых законодательных органах – тоже освобождены от этой обязанности. На сегодняшний день всего таких партий 14.
  • Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
  • Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России
  • Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
  • Всероссийская политическая партия «Партия Роста»
  • Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
  • Политическая партия «Гражданская Платформа»
  • Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ
  • Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость»
  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА»
  • Политическая партия «Республиканская партия России – Партия народной свободы»
  • Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные»
  • Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»
Иным партиям потребуется собирать подписи избирателей:

  • в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей;
  • в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Предварительно количество необходимых для выдвижения кандидата подписей составит - по Хабаровскому округу – 15 202 подписи, по Комсомольскому округу - 15 433 подписи.
Список кандидатов партии может быть разбит на федеральную и региональную части.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 (ранее – не более 600), региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

С учетом опыта участия вновь образованных партий в выборах 2012-2015 годов, федеральным законом о выборах депутатов установлены требования представления документов на выдвижение и регистрацию, полученных только путем распечатки с помощью специализированного программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах» ГАС «Выборы».

Эта программа размещена на сайте ЦИК России и на сайте Избирательной комиссии края под баннером «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» и доступна всем желающим для апробирования.

Что еще следует знать вам уже сейчас о предстоящих выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва?
День голосования по выборам депутатов назначен на 18 сентября 2016 года, данное решение прошло проверку в Конституционном Суде Российской Федерации и было признано соответствующим Конституции Российской Федерации.

Так же, как и в 2011 году, на выборах депутатов избиратели будут пользоваться возможностью проголосовать на основании открепительного удостоверения. Напомним, что начиная с краевой кампании в 2014 году жители нашего края начали привыкать и пользоваться возможностью досрочного голосования при невозможности явиться на участок в день голосования.

Федеральный закон о выборах депутатов Думы возможности досрочного голосования не предусматривает, поэтому граждане, которые в день голосования не смогут прибыть на свой участок, должны в период с 3 августа по 6 сентября в территориальной комиссии и с 7 сентября по 17 сентября в участковой комиссии получить открепительное удостоверение. На основании этого открепительного удостоверения избиратель сможет получить бюллетень и проголосовать за партии на любом избирательном участке. При этом надо понимать, что бюллетень по одномандатному округу избиратель получит в том случае, если участок, на котором он решил голосовать входит в тот же округ, что и участок, на котором он получил открепительное удостоверение. Если, например, житель Комсомольска-на-Амуре (это округ № 70) возьмет открепительное удостоверение и 18 сентября придет на участок в Кировском районе Хабаровска (это округ № 69), то он получит только бюллетень для голосования за партии, поскольку на участке отсутствуют бюллетени другого округа. В этом случае жителю Комсомольска-на-Амуре нужно выбрать участок, например, в Краснофлотском районе Хабаровска, который входит в состав того же округа, что и Комсомольск-на-Амуре, и тогда избиратель получит также бюллетень для голосования за кандидатов по округу.

Для чего важно знать эти моменты участия избирателей на выборах депутатов? Все мы знаем, какая непростая ситуация сложилась в стране, в мире и, конечно, следует ожидать, что найдутся силы и отдельные субъекты, которые захотят этим воспользоваться и заработать себе политический капитал, или захотят расшатать наше общество под видом борьбы за демократические ценности и права человека.

Единственный и правильный ответ, который мы можем дать в этих условиях – сплотиться в единую электоральную силу и не игнорировать выборы, а принять в них участие. При этом неважно, за какую политическую силу избиратель поставит отметку в бюллетене. При высокой явке избирателей Хабаровский край может получить большее количество депутатских мандатов, и каких бы политических взглядов избранный кандидат бы не придерживался, считаем, что в любом случае интересы края будут в приоритете.
© 2015 Все права защищены
AmurMedia.ru
Made on
Tilda