Протестная риторика и личностное позиционирование кандидатов соревнуются в нынешней избирательной кампании в Хабаровском крае. Однако эксперты считают, что тем партиям, которые практикуют искусственное обострение ситуации, этот метод вряд ли прибавит очков, сообщает ИА AmurMedia.
Официальный старт избирательной кампании в Хабаровском крае был дан 15 августа. Анализируя методы, которые используют политические партии в борьбе за электорат, можно выделить два направления. Это использование в агитации протестной риторики, искусственное обострение существующих проблем и личностное позиционирование кандидатов через прямое общение с избирателями.
- Сейчас по сути идет обкатка сценариев предвыборных кампаний в преддверии выборов 2016 года, - говорит политолог, профессор ТОГУ Илдус Ярулин. - Ситуация трудная, и пока не очень понятно, что будет. Поэтому партии начинают потихоньку себя раскручивать. Но вопрос по большей части уже предрешен, и эти выборы, скорее всего, будут выборами референдного типа.
КПРФ и ЛДПР в построении своей избирательной кампании предпочитают протестную риторику. Так, руководство регионального отделения КПРФ получило установку на повышение имиджа партии в условиях экономического кризиса, делая ставку на вовлечение населения в полемику с резкой критикой органов власти. Это ярко проявилось во время встречи депутатов Законодательной думы от "Единой России" с избирателями в ДК пос. им. Горького, на которой обсуждался вопрос по монетизации льгот - тогда сторонники КПРФ, присутствовавшие на встрече, проявляли агрессивность по отношению к выступавшим.
Некоторые политологи считают, что столь агрессивная политика может дать свои плоды. Избиратели из категории малообеспеченных граждан, на мотивацию которых рассчитана такая методика, могут прислушаться к доводам и отдать свой голос за кандидата от КПРФ Станислава Сливко.
Подобную методику, но в более цивилизованной форме, применяет ЛДПР - достаточно вспомнить "референдную кампанию" против принятия краевого закона, отменяющего прямые выборы глав муниципальных образований в Хабаровском крае. После принятия этого краевого закона отметился спад протестной активности, однако и сейчас в СМИ со стороны представителей ЛДПР и ее кандидата Ивана Пиляева звучит критика с адрес региональных органов государственной власти.
- Каждый из методов имеет право на жизнь, но в данном конкретном случае более действенной будет та кампания, которая нацелена на личность, особенно в Кировском районе. От партий все устали, - говорит Ярулин. - Просто за партию голосовать никто не будет. Если, к примеру, в ЛДПР есть Грешнякова - ее знают, за нее проголосуют. А просто ЛДПР никого уже не интересует. К тому же, очень важен в этом случае личный контакт кандидата с избирателями. Всем известно, что листовки в почтовых ящиках давно не работают.
Стратегию, направленную на личностное позиционирование кандидата и создание его конструктивного имиджа, ведет партия "Единая Россия" - ее кандидат Сергей Сокуренко проводит встречи с избирателями на округе как личные, так и вместе с министрами и членами краевого правительства - 13 августа он присутствовал и выступал на встрече министра здравоохранения Александра Витько с жителями Кировского района. Похожий метод выбрали и "справедливороссы", "раскручивая" Игоря Глухова как лидера общественного мнения. Однако складывается ощущение, что "Справедливая Россия" в данном случае взяла на себя роль догоняющего, то есть те приемы, которые "Единая Россия" использовала на старте кампании, "справедливороссы" подхватили только на финише.
- В выборах местного значения, какими являются сегодня выборы в краевую думу, нужна личность. Личность, которая ходит, "светится", которую видно по ее делам. Поэтому, я считаю, у единоросса Сокуренко больше шансов на победу, - добавил Илдус Ярулин.
Вдобавок политтехнолог Константин Скрипников считает, что при столь низкой узнаваемости кандидатов, которая наблюдается сейчас, без привязки к партии обойтись невозможно, это относится и к кандидату от ЕР.
- Как таковой выигрышной предвыборной методики у КПРФ, ЛДПР и эсеров я не вижу. Работают привычным для них способом, - говорит Скрипников. – Здесь больше вопрос к тому, что они говорят на встречах и, что печатают в своей литературе. Все дальше критики "Единой России" не уходит, не способны сегодня оппозиционные партии предложить избирателю то, что позволило бы им победить на выборах. Вместе с тем кандидат от Единой России в этот раз достаточно активен, формирует правильные посылы избирателю.
Как заявил эксперт, возможный провал коммунистов, ЛДПР-овцев и эсеров обусловлен еще и неправильным выбором предвыборной стратегии.
- Кандидаты от оппозиционных партий обречены. Потому что им нужно было делать упор на личности, а не только пытаться ловить протестные настроения в обществе, - сообщил политтехнолог. - Поэтому кандидат от "Единой России" спокойно пройдет с результатом более 50%. Да, возможно, некая усталость от партий присутствует, но это не должно помешать кандидату от ЕР Сергею Сокуренко победить.
Какую бы стратегию ни выбрали партии в своей предвыборной кампании, она однозначно даст результат. Кому-то победу, кому-то дополнительные очки в преддверии выборов 2016 года. При этом стоит отметить, что в данном случае ни одна из партий не приглашала столичных специалистов-политтехнологов - все стратегии выстраиваются местными специалистами.
- Поэтому желающим попробовать себя в политической жизни пусть задумаются: стоит ли "выписывать" себе дорогостоящего специалиста из столицы или привлечь местных технологов, которые знают специфику региона и менталитет местного населения. Особо это актуально сейчас, когда стран входит в цикл кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2016 году, - подытожил Константин Скрипников.
Эксперты сходятся в одном, что, не смотря на некую предопределенность выборной кампании, борьба между кандидатами не была формальной, каждая из политических сил максимально использовала площадку "Выборы-2015" для раскрутки себя и своих партий, и тем ценнее будет победа.