Экономическое сотрудничество дальневосточных регионов и Китая получит стимул от создания ТОРов и развития трансграничной инфраструктуры. Об этом замглавы Минвостокразвития Максим Шерейкин рассказал на прошедшей в Москве международной конференции "Россия и Китай: новое партнерство в меняющемся мире", сообщили ИА AmurMedia в пресс-службе министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
По словам замминистра, внешнеторговый оборот дальневосточных регионов с КНР составляет более 10 млрд долларов США. При этом для увеличения объема перспективными являются два пути взаимодействия с китайскими партнерами.
Первое направление – развитие российско-китайского инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Как отметил Максим Шерейкин, "сегодня по совместной программе между регионами Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая реализуется более 30 проектов, но только 10 из них находятся в активной стадии". Новый импульс этому инвестиционному сотрудничеству могут дать территории опережающего социально-экономического развития.
"На Дальнем Востоке идет создание девяти одобренных ТОР, и как минимум на трех из них есть китайские резиденты. Так, первым иностранным инвестором ТОР "Хабаровск" стала компания Baoli Bitumina. Китайские инвесторы намерены построить два компактных завода по производству стройматериалов в ТОР "Кангалассы" (Якутия). А группа компаний "Сириус" не только стала резидентом ТОР "Приамурская", но и хочет участвовать в управлении этой территории в Амурской области", – подчеркнул замминистра.
Второе направление – развитие трансграничной инфраструктуры. По словам Максима Шерейкина, данное направление будет способствовать интенсификации экономического взаимодействия между странами. Он сообщил, что в настоящее время "сдвинут с мертвой точки вопрос строительства моста Нижнеленинское (Еврейская АО) – Тунцзян (КНР). И более того, сегодня мы обсуждаем строительство аналогичных мостов в Благовещенске Амурской области и в Полтавке в Приморском крае", – сообщил замглавы Минвостокразвития.
Замминистра напомнил о разработанном Министерством законе о Свободном порте Владивосток. Введение режима Свободного порта включит в себя международные транспортные коридоры "Приморье–1" и "Приморье–2" (из Северо-Восточного Китая к тихооокеанским портам российского Приморья). "Это максимально упростит транзит грузов и въезд наших китайских и других партнеров по территории южной части Приморского края", – считает Максим Шерейкин.
Замглавы Минвостокразвития также рассказал о перспективах развития острова Большой Уссурийский. Территория острова развивается в рамках двусторонних договоренностей по принципу "один остров – две страны". В прошедшем году порядка 400 тысяч китайских туристов посетили китайскую часть этого острова. "Необходимо использовать потенциал российской территории. Сегодня в Правительство внесена соответствующая концепция. В ней, в том числе, содержатся предложения по кардинальному упрощению въезда китайских туристов на российскую часть острова и, наоборот, российских туристов на китайскую часть", – заявил он.
Подводя итог своего выступления, Максим Шерейкин заявил, что все эти инициативы будут более подробно обсуждаться на Восточном экономическом форуме во Владивостоке с 3 по 5 сентября. "Наша главная задача, чтобы гости форума, в том числе наши китайские партнеры, увезли с собой не только впечатления о Российской Федерации и Дальнем Востоке, но и конкретные проекты для рассмотрения", – подытожил замминистра.