21 сентября 2020. Выборы-2020 в Хабаровском крае продемонстрировали кардинально отличающиеся от предыдущих кампаний результаты. На прошедшем голосовании разыгрывалось сразу 56 мест: 11 кресел глав районов, 44 депутатских мандата местного уровня и одно место в Закдуме Хабаровского края. ИА AmurMedia попыталось выяснить, действительно ли за год большинство избирателей кардинально поменяли предпочтения, а также можно ли экстраполировать результаты голосования-2020 на итоги предстоящих "больших" выборов.
Единая Россия. Фото: ИА PrimaMedia
Прошедшие выборы, бесспорно, стали триумфом самовыдвиженцев. Из 56 мест последние взяли 33. В число побед кандидатов, отказавшихся от поддержки партий на выборах, входят самые значимые — это и 10 из 11 мест на выборах глав, и единственный мандат депутата Законодательный думы.
После уверенной, даже разгромной победы ЛДПР на выборах-2019 выход в лидеры самовыдвиженцев кажется немыслимым. Однако по мнению политолога, политического консультанта и советника, к.ф.н., профессора НИУ "Высшая школа экономики" Олега Матвейчева, подобный результат довольно закономерен. Избиратели пошли "от обратного", ведь партийная система не оправдала их ожидания.
— Ситуация в Хабаровском крае является специфической. Вы видели, сколько событий произошло здесь за небольшой промежуток времени. Для некоторых регионов этого хватило бы на десять лет. Конечно, возник кризис партийной системы. На каком-то этапе дискредитировала себя Единая Россия, при чем сделала это не единожды. На каком-то этапе, после стремительного взлета авторитет ЛДПР был потерян. Попытки коммунистов воспользоваться ситуацией ничем не кончились, потому что никогда край не был коммунистическим, даже в самые, что называется "коммунистические" времена. Справедливая Россия и другие партии с малыми финансовыми и кадровыми возможностями тоже воспользоваться этим не могли. Получилось, что в партийную систему уже никто не верит. Люди смотрят на личности. Да и сами политики не верят, что партия может им помочь, — убежден Олег Матвейчев.
Формально самовыдвиженцы действительно одержали разгромную победу, но фактически в лидеры прошедшего голосования можно вписать и единороссов. 8 победивших кандидатов-самовыдвиженцев оказались членами "Единой России". При чем партийную принадлежность они и не пытались скрывать. Если же сложить количество победивших членов ЕР — отказавшихся от партийной поддержки, и тех, чья предвыборная агитация шла под знаменами партии, получится, что всего единороссы выиграли 14 мест. А это вдвое больше количества победивших либерал-демократов.
Самой неожиданной победой стала победа члена ЕР Натальи Чумаковой на довыборах в Закдуму по Тополевскому одномандатному округу. Хотя на эти выборы она шла, отказавшись от партийной поддержки, о ее членстве в ЕР не знал только ленивый. И это, по мнению конкурентов Чумаковой, должно было убить ее шансы на успех, однако все вышло совсем не так. Чумакову поддержало 43,57% проголосовавших при явке 22,29%. При этом отрыв от ближайшего конкурента— коммуниста оказался весьма существенным.
— Так как работаю с "Единой Россией" в Хабаровском крае, хочу сразу честно сказать, что мы в этой избирательной кампании не принимали участия. Да, та же Чумакова — член ЕР, и она проходила предварительное голосование, но если вы посмотрите, где ЕР выдвигала кандидатов, а где не выдвигала, мы практически на большинство мандатов своих кандидатов не выдвигали. Причин для этого масса. Мы провели социологию по Хабаровску и Хабаровскому району, которая показала, что шансы на победу были минимальные. Поэтому это наша осознанная позиция была, проработанная с центральным комитетом, — объяснил политтехнолог Иван Прилепский.
Митинг в поддержку Сергея Фургала. Фото: ИА AmurMedia
После подведения итогов голосования, эксперты заговорили об утрате ЛДПР статуса краевой партии власти. На то существуют вполне объективные причины. Всего на выборах-2020 партия, которую еще год назад можно было без зазрений совести назвать политическим тяжеловесом, взяла лишь 7 мест.
Как отметил лидер хабаровских справороссов Игорь Глухов, на решение избирателей могла негативно повлиять и позиция либерал-демократов после задержания Сергея Фургала и последовавших акций протеста. ЛДПР слишком пассивно повела себя и слабо поддержала арестованного губернатора.
— Эти выборы очень показательные. Мы понимаем, что ЛДПР больше не партия власти в Хабаровском крае, — уверенно говорит региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов ДФО Даниил Ермилов. — Понятно, что и они немного опешили, и другие процессы шли на фоне, но факт остается фактом — ЛДПР начинает терять позиции партии власти, в первую очередь в глазах избирателей.
Тем не менее, не все эксперты готовы "похоронить" шансы ЛДПР на удержание статуса.
— Не стоит сравнивать итоги выборов разного уровня. Одно дело полноправные выборы в Закдуму или думы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, как это было в 2019 году, и, скажем, довыборы в местный совет депутатов в этом году. Это несоизмеримые события, — подчеркивает председатель крайизбиркома Геннадий Накушнов.— Посмотрим, что будет дальше. Тем более, что, как заявляет исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края, ЛДПР — это правящая партия в крае, и все ее деяния, все цели и задачи этой партии направлены на то, чтобы решить проблемы жителей Хабаровского края. Поэтому посмотрим, что будет впереди.
Михаил Дегтярев и Наталья Чумакова. Фото: Пресс-служба правительства Хабаровского края
Выйти в лидеры голосования ЛДПР не помогло и особое положение главы краевого отделения партии Михаила Дегтярева. Врио губернатора Хабаровского края на прошедших выборах занял скорее роль наблюдателя, не воспользовавшись административным ресурсом.
Причина в том, убежден Даниил Ермилов, что сегодня врио губернатора попросту не до этого.
— Первое, что бросается в глаза — врио губернатора сейчас озадачен не столько выборами, сколько интеграцией экономических, политических, социальных процессов в Хабаровском крае. Потому что выборы проходили на фоне нескончаемых митингов, которые стали неким отражением ситуации в регионе. При этом сам Дегтярев не вмешивался в кампанию никоим образом. Была формальная системная работа. Даже его встреча с партактивом ЛДПР не дала больших результатов, — заявляет политолог.— Сейчас он пытается закрыть основные проблемы — экономические. Потому что если их не закрыть, они потом ударят так, что никакой пиар не спасет.
Слова эксперта подтверждают лидеры региональных отделений партий. Как отметил руководитель краевого отделения "Справедливой России" Игорь Глухов, кандидаты в целом не почувствовали давления на результаты кампании. С ним согласен и первый секретарь хабаровского крайкома КПРФ Петр Перевезенцев.
Но если хабаровское отделение ЛДПР не воспользовалось положением своего лидера, шанс на то, вероятно, не упустила другая партия.
— Итоги говорят сами за себя — административное давление оказывалось не на избирателей, а на солдат-срочников. Можно сказать, что эти выборы сделали солдаты, которых в некоторых районах около 10%. Все они пришли строем и проголосовали за одну не мало известную партию под угрозой лишения премий и так далее. С этой точки зрения, могу сказать, что командование округом дало четкие указания за кого и как голосовать. Если убрать данные с трех участков, где голосовали солдаты, мы бы увидели совершенно другой результат, — убежден первый секретарь крайкома КПРФ Петр Перевезенцев.
Заявлениям коммунистов вторят и справедливороссы. По словам Игоря Глухова, несмотря на отсутствие грубых нарушений, "вопросы вызывает массовое голосование солдат срочной службы на выборах в краевой парламент".
Во многом неожиданный исход голосования заставляет экспертов задуматься: какие результаты покажут грядущие выборы? Некоторые политологи уверены, "тренд на самовыдвиженцев" может перерасти в нечто более значимое — в появление новых сильных партий, способных вступить в ожесточенную битву с политическими мастодонтами.
— Протест и протестный электорат в крае сохраняются, и, как мне думается, он будет нарастать в следующем году и в крае, и в стране.
Впоследствии рейтинг ЛДПР в крае, видимо, вернется к своим привычным значениям. А пока яркие самовыдвиженцы могут себя хорошо проявить на противопоставлении молчащей ЛДПР. К примеру, те депутаты, которые торжественно вышли из ЛДПР и образовали движение "Голос Дальнего Востока". Или малые партии. Любая политическая сила в этом случае должна искать возможности для наращивания собственного рейтинга, — убежден политический консультант Вячеслав Беляков.
С мнением эксперта согласны многие политологи. Так, политолог, директор "Экспертно-аналитического центра "ДВ-Регион" Евгений Чадаев даже предрекает "славную охоту" на выборах в 2021 году.
— Будущий год будет очень интересным. К нам придут очень много малых партий, которые заслужили право без подписи участвовать в Государственной думе, схлестнутся все партии, схлестнутся интересы действующих депутатов и тех, кто хочет баллотироваться. Как в "Маугли" говорили, это будет славная охота.
Мое мнение, в этом году все партии взяли передышку после двух сильных кампаний 2018 и 2019 года. Все готовятся, и у всех прицел на 2021 год. Думаю, до Нового года партии определятся, кого выводить на старт, ну и с Нового года приступят к активной работе.