КраеУГОЛЬный момент: быть или не быть новому терминалу, спорят в поселке Хабаровского края

Одни жители поселка Заветы Ильича уже прикидывают, как потратят будущие миллионы от порта Дальнего, другие считают проект Нью-Васюками
Так может выглядеть порт Дальний. Если жители разрешат
Фото: скриншот видео ООО "Порт Дальний"

10 сентября 2020. Проект строительства угольного порта перессорил жителей поселка "Заветы Ильича" в Советско-Гаванском районе Хабаровского края. Одни категорически против проекта, другие поддерживают щедрого инвестора, третьи робко уговаривают сесть всех за стол переговоров, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.

С начала лета поселок "Заветы Ильича" лихорадит — такую реакцию вызвала новость о строительстве угольного терминала на мысе Веселом.

По словам жителей, мыс Веселый — это излюбленное место отдыха и рыбалки, благо расположен недалеко — приблизительно в 6 км от поселка. Однако в случае появления там очередного угольного терминала (перевалкой угля занимаются и в порту Ванино, и в порту Совгавани — прим. редакции) такая близость к мощному производственному комплексу многих людей откровенно пугает.

Проект строительства портового перевалочного комплекса мощностью до 30 млн тонн на мысе Веселом в Совгаванском районе принадлежит компании "А-Проперти" Альберта Авдоляна. Оператор проекта — ООО "Порт Дальний". В апреле 2020 года "А-Проперти" выкупила у "Мечела" 51% в "Эльга-дорога", "Мечел Транс Восток" и "Эльгауголь" за 89 млрд рублей и погасила долг "Мечела перед ВЭБ.РФ в размере $107 млн. Оставшиеся 49% акций по опциону планируют выкупить до конца года. В планах компании создание в Якутии мощного промышленного кластера (добыча коксующегося угля на крупнейшем Эльгинском месторождении вырастет с 5 до 45 млн тонн), под нужды которого планируется расширить пропускные способности ж/д ветки Эльга—Улак и построить перевалочные мощности в Хабаровском крае. Инвестиции в расширение проекта оцениваются в 130 млрд руб.

Первый и самый главный довод противников проекта — его антиэкологичность. Жители сразу обратили внимание, что ни в опубликованных ранее документах, ни в заявлении первых лиц района, ни в публикациях федеральных СМИ, где прошла рекламная кампания проекта, не говорилось ясно и четко, какого рода перевалка планируется: открытая или закрытая. Мало того, как следует из обнародованной на сайте администрации района пояснительной записки "Оценка воздействия на окружающую среду" проекта "Морской терминал "Порт Дальний" I этап", на этом этапе речь все же идет об открытой перевалке грузов.

Стоит отметить, что жители соседних Совгавани и Ванино, где уже работают угольные терминалы, жители постоянно жалуются на загрязнение окружающей среды. Об этих претензиях были хорошо осведомлены и экс-губернатор Шпорт, и экс-губернатор Фургал, а с недавних пор знает и врио губернатора Дегтярев. По традиции власти грозили кулаком, собирали комиссии, компании сообщали о своей полной безопасности, видимо, что-то предпринимали, жалобы чуть стихали, а через некоторое время все шло по-старому. Поэтому ничего удивительного, что повторить этот путь жители в "Заветах Ильича" не желают и готовы бороться против подобного строительства всеми способами.

Второй довод противников проекта — это законность действий ООО "Порт Дальний". Как говорят активисты, до сих пор, хотя уже начаты проектно-изыскательские работы, неизвестно, решен ли земельный вопрос.

— Как нам стало известно, территория под предполагаемый порт не разграничена, и земли, принадлежащие Минобороны, никто еще в район не передавал. Согласно кадастровому паспорту данный участок не является инвестиционным. Кроме того, на перешейке Меньшикова находится военный арсенал, случись что, будет ЧС, а тогда разброс снарядов до 1,5 км, — утверждает член инициативной группы поселка, выступающей против строительства угольного терминала, Елена Сараева.

Набирать местных жителей в штат, уверены активисты, компания тоже не намерена. При этом, отмечают они, представители инвестора вели себя вызывающе и бесцеремонно.

— Нанятые люди ходили и распространяли слухи, что в Москве все давно решено, и мы можем сколько угодно возмущаться, но нас никто не послушает, якобы у местных жителей вообще права голоса нет, — возмущенно говорит Елена Сараева. — И сегодня ходят по домам и под обманным предлогом собирают подписи за проект.

В знак протеста активисты собирают подписи под гневной петицией против строительства угольного порта. По словам Елена Сараевой, на сегодня собрано уже 3500 подписей. Кроме того, соответствующие заявления отправлены в правительство края и во все контрольно-надзорные органы.

Власти региона чувства жителей "Заветов Ильича" явно разделяют. Стоит отметить, что ранее против проекта строительства терминала резко выступал экс-губернатор Сергей Фургал. Эту линию продолжил и врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев:

— У тех, кто затеял эту стройку, разрешения на строительство нет. Общественные слушания по этому проекту в конце сентября, но они уже все снесли, вырубили, начали отсыпку дорог. Это, конечно, безобразие. Сейчас идут два переговорных процесса: первый начинается на месте, с районом, с жителями поселка, а второй более высокого порядка — собственника со мной. Есть масса вариантов, как выйти из этой ситуации: от тотального запрета до строительства чего-то другого.

В ООО "Порт Дальний", между тем, с мнением и действиями инициативной группы решительно не согласны, считая активистов лицами заинтересованными, даже провокаторами, а жителей поселка и власти края — дезинформированными.

— Можно кого угодно убедить, если ставить вопрос так, как члены этой инициативной группы. Ну кто ответит "да" на вопрос "вы хотите заработать рак?". Однако речи об открытой перевалке угля в порту Дальнем нет и идти не может. Только закрытая конвейерная перевалка причем с соблюдением самых строгих нормативов экологической безопасности. Мы понимаем опасения жителей, и хочу сказать, что мы прошли уже все мыслимые и немыслимые проверки, и ничего серьезного проверяющие не нашли, — заявил генеральный директор ООО "Порт Дальний" Олег Бундуков. — По проекту будут использованы самые передовые технологии по пылеподавлению. Как подсчитали наши специалисты, даже при самом плохом, можно сказать чрезвычайном раскладе облако пыли до пляжа, о котором говорят эти активисты, не дойдет. Мало того, мы хотим облагородить территорию пляжа, чтобы там действительно можно было отдыхать. Наша компания — социально ответственная компания, и мы уже выполнили ряд просьб и нужд жителей поселка в части благоустройства. На нас также вышли с просьбой проложить теплотрассу для детсада, и мы планируем это сделать. Кроме того, в качестве жеста доброй воли мы хотим предложить жителям поселка помощь в оплате коммунальных услуг: за свет, тепло и воду.

Особое внимание Олег Бундуков обратил на беспрецедентный, по его словам, акт щедрости со стороны инвестора и собственника компании Альберта Авдоляна. По его инициативе в распоряжение жителей поселка будет передан фонд, куда порт намерен отчислять 10% от чистой прибыли компании.

По самым скромным подсчетам, поясняет топ-менеджер компании, когда терминал выйдет на проектную мощность, в этот фонд с каждой тонны переваленного угля пойдет 50 центов, то есть более 35 рублей по нынешнему курсу. (К слову, по данным администрации Приморья, некоторые приморские стивидоры платят в различные фонды по 2 доллара с тонны — прим. редакции).

— Обычно жители получают не более 2 рублей с тонны, а наша компания готова давать 35 рублей, — подчеркивает гендиректор компании. — По плану при выходе на проектную мощность в фонде начнут накапливаться миллионы рублей в год. А поступать данные деньги начнут с лета следующего года, когда мы перейдем на второй этап строительства. К тому времени мы передадим фонд в распоряжение жителей поселка, чтобы он мог начать работу. В частности нанять квалифицированных специалистов: юристов и финансистов.

По условиям инвестора, аккумулированные средства можно тратить только на социальные и инфраструктурные проекты, только на жителей "Заветов Ильича", то есть на физлиц, которые и являются учредителями фонда. Выбор конкретных направлений финансирования будет зависеть только от самих жителей. Ни органы власти, ни сама компания-благотворитель в управлении фондом участвовать не будут. И отказаться от обязательств по наполнению фонда она тоже не сможет, утверждают в компании инвестора.

Как рассказал Олег Бундуков, порт Дальний — это третий проект Альберта Авдоляна (первый проект в Иркутской области, второй в Якутии — прим. редакции), призванный продемонстрировать, что возможны принципиально новые для страны отношения бизнеса и общества.

— В идеале хочется показать, какого высокого уровня может достигнуть сотрудничество социально ответственного бизнеса и населения, и компания делает для этого все возможное, — подчеркивает Олег Бундуков.

Заочное великодушие инвестора одних жителей "Заветов Ильича" вдохновляет на планы по обустройству послелка, а других настраивает на скептический лад. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, рассуждают они. "А-Проперти" зарегистрирована на Кипре, случись что, что с нее возьмешь? Да и с фондами дело тоже никто не имел, так что обмануть несведущих людей легко. Нью-Васюки, да и только.

И чем ближе к 30 сентября, дню подведения итогов общественных слушаний, тем жарче разгорается борьба. Обвинения льются с обеих сторон. Доходит до того, что одни жители расклеивают листовки с призывом самим решать "дышать им угольной пылью или свежим морским воздухом", а вторые методично объезжают округу, чтобы сорвать их.

Но есть и третья группа — те, кто придерживается мнения, что для завершения конфликта каждой стороне надо двигаться не от, а навстречу друг другу.

— 10% — это, конечно, щедрая сумма, но никто не захочет и не станет рисковать своим жизнью и здоровьем, поэтому все жители поселка проголосуют только за безопасную перевалку угля, — говорит житель "Заветов Ильича" Игорь Яковенко. — С другой стороны, отказываться с порога, как агитируют некоторые, от любого в принципе проекта только потому, что любое производство может нарушить экологию, тоже, по-моему, неправильно. Наш поселок умирает: молодежь уезжает, остаются одни пожилые люди. Здесь давно уже не развивается социальная и транспортная инфраструктура, нет никакого бизнеса, нет даже кафе и гостиниц, соответственно, нет никаких доходов, нет средств на развитие. А новое производство могло бы помочь решить наши проблемы и простимулировать развитие малого бизнеса. Поэтомутак важно соблюсти баланс интересов: чтобы и жители не боялись за свое здоровье, и бизнес мог работать. А для этого надо искать точки пересечения и наводить мосты.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость