20 июля 2020. За восемь дней несакционированных акций требования хабаровских митингующих наконец-то определились: вернуть в Хабаровск Сергея Фургала, провести честный открытый суд в Хабаровске, а не в Москве, и рассмотреть дело судом присяжных. Юрист и предприниматель Дмитрий Чешулько оценил требования митингующих для ИА AmurMedia.
Напомним, часть населения Хабаровского края чрезмерно эмоционально восприняла арест действующего губернатора Сергея Фургала. По версии следствия глава региона, избранный в сентябре 2018 года от партии ЛДПР, причастен к организации нескольких убийств. Расследование преступлений проводилось на протяжении 15 лет. 9 июля Сергей Фургал был задержан, 10 июля — арестован Басманским судом Москвы. В тот же день Сергею Фургалу предъявили обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 33 и пп. "б", "ж", "з" ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 33, пп. "а", "б", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, организация убийств).
Удивительно, что за 8 дней незаконных митингов ни представители правоохранительных органов, ни адвокатское и юридическое сообщество, ни одна из политических партий не удосужились дать развёрнутые юридические пояснения митингующим. Поэтому рассмотрим их попунктно, — предложил Дмитрий Чешулько.
"Освободить Фургала"
При рассмотрении вопроса о мере пресечения на период следствия суд не вправе исследовать доказательства виновности или невиновности обвиняемого. Мера пресечения избирается на основании тяжести обвинения и возможности обвиняемого влиять на результаты следствия (ст. 97 УПК РФ). Становится понятным, что Сергей Фургал должен быть под стражей на период сбора и закрепления доказательств по делу.
Конституцией РФ гарантирована независимость и беспристрастность судей (ст. 119 — 128 Конституции РФ), а целым рядом законов предусмотрены многочисленные меры, чтобы обеспечить судьям неприкосновенность и независимость, в том числе, от других ветвей власти. ("О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", "О статусе судей", "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и др.)
Здесь же необходимо констатировать, что требования освободить Фургала немедленно — невыполнимо и незаконно. И никто, кроме суда, в том числе и Президент, не вправе изменить решение о содержании Фургала под стражей (ст. 108 — 110 УПК РФ).
"Провести открытый суд в Хабаровске"
Территориальная подсудность рассмотрения уголовных дел определена законодательно в Уголовном процессуальном кодексе РФ (ст. 31 и 32 УПК РФ). Согласно данному закону уголовные дела рассматриваются судом по месту совершения преступления.
Таким образом, рассмотрение уголовного дела будет происходить в одном из судов (краевым или областным) того субъекта Дальнего Востока, на территории которого (одного из которых) были совершены вменяемые Сергею Фургалу преступления.
Если преступления совершены на территории Хабаровского края, то и рассматривать будет краевой суд Хабаровского края.
Рассмотрение уголовных дел у нас в стране происходит в открытом судебном заседании (ст. 123 Конституции РФ и ст. 241 УПК РФ), за исключением некоторых категорий дел, связанных с государственной тайной, в отношении несовершеннолетних, связанных с половой неприкосновенностью, и, если оглашаемые сведения могут угрожать безопасности участников процесса.
А вот рассмотрение вопроса о мере пресечение рассматривается судьёй районного суда по месту производства следственных действий. Причем, такое рассмотрение производится в закрытом судебном заседании для сохранения тайны следствия. (ч.4 ст. 108 УПК РФ).
"Провести честный суд"
Закон гарантирует обвиняемому право на защиту (Ст. 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК РФ.) Причём защитником может быть не только профессиональный адвокат. В процесс может быть введён и общественный защитник. Главное, чтобы о допущении такого защитника ходатайствовал сам обвиняемый (ст. 49 УПК РФ).
Полагаю, что наиболее активные митингующие могли бы связаться с семьёй Фургала, ЛДПР, адвокатом и предложить кандидатуру общественного защитника в качестве дополнительного гаранта соблюдения прав Фургала, честности и открытости процесса.
"Рассмотреть дело судом присяжных"
Согласно, уже упомянутому уголовно-процессуальному кодексу, дела об убийстве рассматриваются судом присяжных по ходатайству обвиняемого (ст. 47 Конституции РФ, ст. 30 УПК РФ). Причем, достаточно самого факта такого ходатайства — и судить Фургала будет суд присяжных. Но это решать только обвиняемому, а не кому-либо другому.
— Таким образом, можно констатировать, что митингующие одержали убедительную победу. Большинство их требований выполнено, причём за много лет до ареста губернатора Фургала. Можно больше не митинговать, — заключил Дмитрий Чешулько.