Быть или не быть регулируемым тарифам на услуги управляющих компаний в Хабаровском крае

Инициативу краевого МинЖКХ о ценах на жилищные услуги некоторые наши народные избранники в федеральном парламенте считают утопией
ЖКХаос
Квитанция
Фото: ИА PrimaMedia

19 июня 2020. Инициативу устанавливать плату за услуги управляющих компаний через комитет по ценам и тарифам, которую выдвинуло министерство ЖКХ Хабаровского края, наши избранники в федеральном парламенте поддержат. Но не все. Почему – выяснял корреспондент ИА AmurMedia.

Напомним, ранее министр жилищно-коммунального хозяйства края Дарий Тюрин рассказал о новой инициативе, которую ведомство выдвинуло на федеральный уровень. В ее рамках было предложено, чтобы жилищные услуги были урегулированы, как коммунальные. Тогда себестоимость услуг будет формироваться по конкретной управляющей организации с учетом всех домов, находящихся у нее в обслуживании, по тем нормам, которые определит государство. При этом регулятор (комитет по ценам и тарифам) при последующем установлении тарифов на жилищные услуги будет брать во внимание фактически понесённые затраты, которые управляющая компания обязана будет подтвердить. А если не подтвердит, то тариф будет снижаться. В итоге финансовая отчетность управляющих компаний станет регулируемой, прозрачной и понятной собственникам.

При этом, по словам министра, нужно, чтобы не только профильное ведомство выпустило соответствующее распоряжение, но и внести поправки в Жилищный кодекс. Уже было подготовлено письмо в Минстрой РФ, губернатор Хабаровского края его подписал. Подготовилено предложение в Законодательную думу Хабаровского края, чтобы депутаты его рассмотрели и вышли с инициативой на федеральный уровень внести поправки в Жилищный кодекс РФ.

— Идея правильная, но запоздалая. Нужно было это сделать гораздо раньше, тогда было бы куда меньше тех, кто на финансовой неграмотности жильцов набил себе карманы, — считает депутат государственной думы Российской Федерации от Хабаровского края Юрий Березуцкий. — А граждане и не должны все поголовно досконально разбираться в ценообразовании на жилищные услуги. Они должны быть уверены в обоснованности тарифа, регулированием которого должны заниматься специалисты, а не жильцы: повара, медсёстры, слесаря, учителя словесности и всех не строительных и не финансовых профессий.

Существующий же Жилищный кодекс, по мнению Юрия Березуцкого, вынуждает граждан либо изучать ценообразование в отрасли и пытаться контролировать финансовую деятельность нанятой для оказания услуг управляющей компании, либо молча платить по установленным ими ценам. Что граждане и делают. Не платить нельзя. А попытки обычных людей проконтролировать вносимые средства зачастую к успеху не приводят. Грамотные специалисты в управляющих компаниях прячут лучше, чем ищут куда менее грамотные собственники жилья.

— Регулирование тарифов ЖКХ – задача сложная. Возлагать её на собственников жилья и требовать от каждого из них быть по совместительству ещё и сметчиком на мой взгляд в корне не верно. Как показала жизнь, отпускать плату за жилищные услуги на свободный рынок — не серьёзно, — уверен Юрий Березуцкий. – А потому считаю, что наша задача – эту инициативу краевого МинЖКХ, которая реально умерит аппетиты "управляек", поддержать. Лично я "за". А с настойчивостью министра ЖКХ Хабаровского края Дария Тюрина и при нашей поддержки всё получится.

Однако совсем иначе думает депутат государственной думы Российской Федерации от Хабаровского края Борис Гладких. По его мнению, инициатива захлебнётся и в ближайшее время законопроект не состоится.

— Пусть на меня не обижается МинЖКХ Хабаровского края, но на мой взгляд в жилищно-коммунальном комплексе края есть куда более острые задачи, которые необходимо решать скорейшим образом, а не заниматься выдумками, — считает Борис Гладких. – В крае отчаянно буксует "мусорная реформа", не справляется с нагрузками малая энергетика, газификацией надо серьёзно заниматься… А они пишут в Минстрой России то, что уже неоднократно было отвергнуто. Я лично занимался этим вопросом еще в 2010 году. Была и вторая попытка и третья. У нас не получилось. У Минстроя Российской Федерации своё мнение на этот счёт.

Как рассказал Борис Гладких, в 2010 году удалось разработать стандарты работы для управляющих компаний и минимальный перечень работ по дому, который обязаны заказать собственники помещений в доме. Эти документы были на федеральном уровне утверждены, благодаря чему деятельность отрасли была хоть как-то упорядочена. Пытались отрегулировать минимальную планку тарифа для управляющих компаний. И эта инициатива не прошла.

— Не получилось по тому, что во-первых: регулируемые тарифы исключат конкуренцию на рынке жилищных услуг. А она, в отличие от коммунальных ресурсов, которые производят естественные монополии, возможна, — продолжает Борис Гладких. – Во-вторых, установление единой платы за жилищные услуги – это скорее политический инструмент, чем способ защиты прав граждан. Состояние домов разное, уровень дохода живущих в разных домах граждан тоже разные, требования к комфорту и желание за этот комфорт платить тоже разное. Установи одинаковую плату для всех – одни буту лишены права на желаемый комфорт, другие могут не свести концы с концами. И в-третьих, если установить минимальную планку платы – подавляющее большинство граждан воспримет её, как максимальную. Это уже проверено.

То есть, как говорит Борис Михайлович, пойдут жалобы на то, что тёща платит почему-то меньше, чем я. Установлена плата государством – вот и берите с меня ровно столько. А то, что мой дом лучше благоустроен и лучше обслуживается – это, конечно, здорово, но платить больше за это, раз установлена госцена, я не должен. По мнению депутата Госдумы, многие собственники помещений в многоквартирных домах и сегодня не могут прийти к отношению к своему дому, как своей собственности.

— Как в частном доме: прохудилась крыша, завалилось крыльцо, облупился фасад – кто это должен ремонтировать? Мэр? Губернатор? Глава села? Нет. Сам хозяин дома за свой счёт. Так и в многоквартирном доме. Ремонтировать и содержать крыши, подвалы, фасады должны сами собственники этого дома за свой счёт. Коллективно. А уж каким способом: создать товарищество или нанять управляющую компанию – решают сами собственники, — напоминает Борис Гладких. – Установить государством свой тариф для каждой УК на каждый дом – это не реально. К тому же, если это сделать – ликвидируется конкуренция и коммерсантам не за что будет бороться. Качество услуг вновь съедет к тому уровню, что был при Советском Союзе.

Все мы ещё помним убогие дворы, обшарпанные вонючие подъезды за одинаковую для всех плату. Случись что, слесаря не найти. К счастью, начинаем это забывать и хотим большего… за меньшие деньги. И это естественно.

— На мой взгляд, чтобы защитить права граждан, нужно совершенствовать ту систему, которая уже сложилась. А для этого повышать уровень правовой грамотности граждан, совершенствовать стандарты и повышать прозрачность деятельности управляющих компаний, — считает Борис Гладких. – Что касается нынешней инициативы краевого МинЖКХ, я её поддержу в том случае, если она учтёт рыночную модель и одновременно защитит права граждан. Надо смотреть документ.

Так или иначе, рассчитывать на поддержку от представителей Хабаровского края на федеральном уровне проект может, но пока вопрос упирается даже не в них, а в Законодательную думу региона. Ведь по словам Дария Тюрина именно краевые парламентарии должны выступить с инициативой о внесении поправок в жилищный кодекс РФ.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость