Журналисты Хабаровского края отодвинули борьбу за популярность на второй план

Участники видеоконференции CoronaMedia: как работают СМИ Хабаровского края в условиях пандемии подсчитали убытки и ждут субсидий
Совещание
Фото: https://pixabay.com

5 июня 2020. Правительство России все-таки признало средства массовой информации предприятиями, наиболее пострадавшими от коронавирусных явлений в отечественной экономике. В зависимости от форм собственности, многие когда-нибудь получат государственные дотации. А как пока выживают в свободном полете с вершины "четвертой власти" в бездну аутсайдеров рекламного рынка, представители СМИ края и профильных комитетов в администрациях говорили на видеоконференции, организованной ИА AmurMedia.

Людмила Болдырева, генеральный директор – главный редактор АО "Редакция "Тихоокеанская звезда", член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ считает необходимым, чтобы механизм господдержки распространялся на все СМИ. 

—  Нам помогает то, что в этом году с марта началось выполнение субсидий, у нас госпакет от правительства Хабаровского края около 32%. Но поэтому мы не входим в перечень предприятий малого и среднего бизнеса и на господдержку претендовать не можем, а рекламный рынок падает у всех. Существенным было бы для предприятий СМИ снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда, потому что он занимает существенную часть. Когда— то для СМИ была понижена ставка страховых взносов, но потом нас сравняли со всеми участниками рынка. И я считаю, что сегодня нужно бороться в этом направлении. Во всем мире существуют определенные условия для СМИ, для всех, не разделяя их, — считает Людмила Болдырева.

Директор телеканала "Хабаровск" Александр Ким отметил, что для его студии вызовы касались в первую очередь социальной нагрузки. Люди находились по домам, в самоизоляции и необходимо было изменить сетку вещания. Пришлось осваивать новые жанры для того, чтобы удержать зрителей дома. 

— Мы завели 10 новых проектов: видеоэкскурсии по хабаровским музеям; "Музыка на дом" с участием Дальневосточного симфонического оркестра; "Школа на дом" для детей, которые не могли посещать уроки. К 9 мая запустили проект "Правнуки Победы", видео присылали сами зрители. Запустили дополнительный информационный час, дневной, для того, чтобы держать людей в курсе событий пандемии. Социальная нагрузка, которая выпала на нас как на городское СМИ показала, что у нас очень сплоченный коллектив. В два раза увеличился объём вещания за те же деньги — это говорит о высокой эффективности работы наших ребят. Что касается ближайшего будущего, то ни для кого ни секрет, что и так рекламный рынок понемногу схлопывался, — рассказал Александр Ким.

Анатолий Карпов, главный редактор газеты "Хабаровские вести" констатировал, что редакции, где 60% объема финансирования это выполнение муниципального заказа сейчас проще, чем негосударственным СМИ. Однако остальные 40% надо было зарабатывать и минувшие пять месяцев показали, что доходы редакции просели примерно на треть.

— Пришлось жертвовать номерами, уменьшили количество выпусков. Это даёт какой-то процент экономии, не ложится бременем на администрацию и позволяет компенсировать недополученный доход. Когда заработает экономика, будет легче и печатным изданиям, и сетевым, телевидению и радио — всем. Но экономика будет выходить очень ещё долго, полгода или больше, из этого кризиса. Сегодня мы ни одного человека не сократили, заработную плату держим. И, конечно, от любой поддержки бы не отказались. У нас есть подписка, люди читают нашу газету, мы обязаны её выдавать и делаем это в запланированных объемах, — сообщил Анатолий Карпов.

Андрей Швецов, заместитель генерального директора медиахолдинга "ПримаМедиа", руководитель ИА AmurMedia уверен, что "коронакризис" только усугубил то состояние на рынке, которое уже было прежде. Реклама и до коллапса экономики постепенно уходила с привычных полян традиционных СМИ в бескрайние поля соцсетей.

— Сегодня мы лишились микро— и малого бизнеса как рекламодателей. На наших регулярных видеоконференциях для предпринимателей ни один не назвал СМИ перспективной площадкой для восстановления и продвижения бизнеса. Рекламный бюджет частного бизнеса, предназначенный для СМИ, забирают соцсети. Но при этом соцсети не несут никакой социальной нагрузки, которая есть у СМИ, а это в свою очередь увеличивает наши расходы. Поэтому сегодня мы, СМИ всех уровней и направлений, конкуренты не друг другу, а конкурируем все вместе с соцсетями. Думаю, что и после пандемии ждать возврата к прежнему не придется, за редким исключением, — уверен Андрей Швецов.

Главный редактор МАУ "Редакция газеты "Бикинский вестник" Татьяна Ровнова оказалась в самой патовой ситуации по сравнению с городскими и краевыми СМИ.

— Сумма муниципальных заданий у всех разная. И составлять может 20%, а остальное надо заработать самим. Доходы у всех разные. В одних районах есть реклама, а в других почти нет. Мы находимся недалеко от Хабаровска, рядом большой город, есть газеты краевые, поэтому к нам идут мало за рекламой. Мы много занимаемся бланковой продукцией, но учреждения, её заказывающие, сейчас не работают.  И мы находимся в долгах — по налогам, за отопление. Сейчас только собираем на зарплату, — рассказала Татьяна Ровнова.

Председатель комитета по информационной политики и массовым коммуникациям правительства Хабаровского края Анна Губина оценила состояние СМИ в данный момент от средней тяжести до критического уровня. 

— К нам в этом году обратились за помощью даже те, кто в самые худые годы справлялись сами. Что касается финансовых мер поддержки, в этом году они те же, что и прежде.  Это социальная поддержка муниципальных газет. В прошлом году по решению губернатора финансирование было увеличено на 25%. И, несмотря на дефицитный бюджет, его сохранили. Краевые СМИ и те, кто не является муниципальными бюджетными учреждениями, участвуют в конкурсе на получение субсидии. Некоммерческие СМИ могут обратиться в банки за кредитом для выплаты зарплат. Доверие к официальным СМИ гораздо выше, чем к соцсетям, и хотелось бы это монетизировать, — считает Анна Губина.

Начальник пресс-службы администрации Хабаровска Руслан Соколов рассказал, что в этом году, несмотря на пандемию, мэрия сохранила полностью объемы работы со СМИ в рамках контрактов. Заключено 13 договоров со СМИ, а всего планируется 30 контрактов.  Потратить на работу со СМИ в рамках информационного обеспечения администрации города планируют более 30 млн рублей. 

— Мы оставили объемы прежними и, понимая ситуацию с пандемией, сегодня оперативно принимаем все решения, ни в коем случае не ставим никаких барьеров. Максимально быстро идёт подготовка всей конкурсной документации для того, чтобы СМИ могли принимать участие в конкурсе и оперативно получать деньги. Здесь наши возможности ограничены. А что касается СМИ как коммерческих предприятий, то здесь мы можем применить меры поддержки, которые одобрены со стороны администрации Хабаровска — снижение арендной платы и налоговых отчислений. Это СМИ, у которых форма собственности с ограниченной ответственностью, акционерное общество, муниципальных это не касается, — сообщил Руслан Соколов.

Столичный гость видеоконференции, председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьев озвучил довольно грустный прогноз по заработкам на рекламе, но вместе с тем порадовал новостью от федерального правительства. По данным профильного министерства, в этом году упадут рекламные бюджеты даже основных телеканалов, на 30-50%, сообщил он. Союз журналистов еще в начале пандемии провел масштабное исследование среди 563 представителей региональных, районных и местных СМИ из всех 85 субъектов России и собрал предложения со всей страны, от всех отраслей.

— Я рассказал о нашем исследовании и документы после заседания комитета пошли в правительство, в администрацию президента. Не без нашей инициативы региональные отделения по всей стране стали предлагать руководителям регионов отправить подобные письма. В итоге премьер-министр Михаил Мишустин объявил о том, что СМИ включаются в перечень наиболее пострадавших отраслей. Теперь можем ожидать достаточно значительных финансовых вливаний и разнообразной поддержки разным отраслям СМИ, — сообщил Владимир Соловьев.

В итоге собравшиеся согласились, что конкуренция за право быть первым глашатаем очередной сенсации сейчас уходит на второй план. Пришло время вчерашним борцам за внимание подписчиков сплотиться в другой борьбе — за собственное выживание. Как показал опыт с массовым исследованием Союза журналистов, акулы пера и микрофона вполне способны вместе решать общую проблему. Потому что, как свидетельствует волнообразная экономическая история новой России, кризис скоро закончится, а обществу по-прежнему будут необходимые самые правдивые, не ангажированные сетевым хайпом новости — хорошие и разные.

Сегодня каждый представитель СМИ понимает, что борьба друг с другом ни к чему хорошему не приведет и привести не может. В существующих реалиях  остается одно — работать сообща и действовать на благо всей отрасли. Только так СМИ удастся продолжить функционировать и сохранить свою социальную функцию считает главный редактор ИА AmurMedia Евгений Никитенко.

— Будем консолидироваться и работать сообща над нашим общим делом, — подвел он итоги мероприятия.

Напомним, видеоконференция на тему "CoronaMedia: как работают СМИ Хабаровского края в условиях пандемии" собрала в Деловом клубе ИА AmurMedia руководителей региональных и городских средств массовой информации, представителей краевой и городской власти. Почетным участником мероприятия стал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость