28 мая 2020. Какой из двух вариантов законопроекта о самозанятых лучше, КПРФ или ЛДПР, очень горячо вчера обсуждали депутаты Закдумы. За коммунистов вступился зампред Закдумы, депутат от ЕР и просто очень известный в крае человек Геннадий Мальцев, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
Как сообщили на заседании, в краевую думу поступило два законопроекта о самозанятых: первый от фракции КПРФ, второй от фракции ЛДПР. Причем отличались они, по сути, лишь формой: вариант КПРФ предлагал ввести новый закон, в вариант ЛДПР внести поправки в действующий.
Цели введения специального налогового режима – легализация самостоятельной деятельности граждан и пополнение региональной казны. Действовать режим будут 10 лет. Применять его могут физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, не имеющие работодателя. Максимальный доход – в год 2,4 млн рублей. Налоговый период – 1 месяц, налоговые ставки: 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг физлицам, и 6% — от реализации юрлицам.
По регламенту думы альтернативные законопроекты рассматриваются одновременно, чтобы выбрать лучший. Однако на заседании комитета по бюджету и налогам депутаты одобрили и рекомендовали думе принять вариант ЛДПР, поэтому коммунисты попытались вопрос о рассмотрении своего проекта с повестки снять, но безрезультатно.
— Законы абсолютно одинаковые, просто пути разные: тот путь, которым пошли мы, и второй путь, который предложил губернатор и под которым подписались все депутаты, — пояснил депутат от КПРФ Сергей Ильин. — Так как на комитете был выбран второй путь, пожалуйста, выбирайте за кого голосовать.
С докладом по второму законопроекту выступил и.о. министра инвестиционного развития предпринимательства края Максим Тарасов. Он рассказал депутатам, что в 2019 году спецрежим был введен пилотно в четырех регионах страны, с тем, чтобы полученный опыт использовать при внедрении уже во всех регионах в 2020 году. На указанных территориях было зарегистрировано более 330 тысяч самозанятых, причем 67% ранее не вели никакую налоговую нагрузку, 33% применяли иные режимы налогообложения.
— По итогам 2019 года поступления от данного вида налога в бюджеты этих регионов было незначительным: от 0,33% до 0,56% от объема доходов по всем специальным режимам в указанных территориях, — честно отметил он.
По данным налоговой службы, самозанятые работают в службах такси, порядка 18%, сдают в аренду квартиры порядка 10%, консультируют, занимаются строительством, репетиторством, маркетингом и рекламой.
Дабы предприниматели, использующие другие режимы налогообложения, не соптимизировали свою деятельность, переведя сотрудников в самозанятые, налоговыми органами были проведены специальные контрольные мероприятия, и было выявлено, что процент хитрецов ничтожно мал: не более 1%.
— На территории края введение специального режима поможет самозанятым гражданам, которые по окончанию кризисной ситуации не смогут продолжить деятельность в полном объеме, сохранить бизнес путем применения пониженных налоговых ставок, реализацией возможности не уплачивать страховые взносы в фонды соцстраха, а также возможность не платить налог в период приостановки деятельности. Таким образом, введение специального налогового режима послужит дополнительной мерой поддержки самозанятых в текущей ситуации, — полагает Максим Тарасов. – В соответствии с нашими оценками и оценками Минэкономики к 2024 году количество самозанятых в Хабаровском крае может составить более 15 тысяч человек, налоговые поступления в бюджет могут составить до 25 млн рублей в год. Поскольку в Хабаровском крае действуют единый закон о налоговых льготах, наше предложение внести изменения именно в этот закон.
Каким образом сдается отчетность, поинтересовался у докладчиков Сергея Ильина и Максима Тарасова депутат от ЛДПР Владислав Чечиков.
— Вы ознакамливались с документами? Вот там процесс прописан, — не удержался от обиды коммунист Сергей Ильин. – Более того, тот путь, который мы предложили, принят в стране в 90%. Тот путь, по которому пошло правительство Хабаровского края, скажем так, единичный.
Максим Тарасов оказался куда вежливее, разъяснив, что отчетность передается через специальное мобильное приложение "Мой налог". Приложение скачивается на мобильный телефон, можно сразу зарегистрироваться в качестве самозанятого и потом администрировать налог. Доходы граждане указывают самостоятельно, и мало того, могут даже, проведя операцию, сразу получить чек.
Складывающуюся благостную картинку бестактно разрушил зампред думы Геннадий Мальцев, человек резкий, не привыкший долго подбирать слова. У него как предпринимателя со стажем, открытым в лихие 90-ые, бесхитростность и простота уклада нового спецрежима вызвала самые ужасные подозрения.
— Думаю, следующим этапом после того, как все эти 15 тысяч самозанятых обозначатся, будет, что скажут, ребята, давайте ставьте кассовые аппараты и все остальное для учета. Ну на месте налоговой я бы так и сделал. Так ведь? – спросил Геннадий Мальцев враз помрачневшего и.о. министра. И продолжил задавать неудобные вопросы, но уже не и.о. министра, а замглаве комитета по бюджету и налогам Кириллу Цмакалову, который рекомендовал думе принять вариант, выдвинутый либерал-демократами:
— У меня вопрос очень простой, хотя я знаю на него ответ. Почему вы одному проекту отказали, а второму нет, хотя они одинаковые? Я, кстати, буду голосовать за оба проекта, раз они одинаковые.
— Первое, что исполнительная власть ответила по данному проекту отрицательно. А второе, что коллеги-депутаты от КПРФ в принципе не поддержали свою инициативу, отклонили свой законопроект, — явно робея, ответил Кирилл Цмакалов.
Однако депутата Мальцева такой ответ не устроил совсем.
— Я вообще считаю, что такой законопроект (какой подали коммунисты) и должен был поступить от исполнительной власти. Ну, чуть проспали, чуть опоздали, понятно. Но вопрос в том, что, если исполнительная власть иногда просыпается поздновато, то законопроект, какой бы он окраски ни был, КПРФ, ЛДПР или ЕР, нужно все-таки принимать. Мы все прекрасно понимаем, никакого законного отказа быть не могло. Должно быть как-то по-честному, — сказал Геннадий Мальцев.
Сглаживать углы пришлось главе правительственного правового департамента Станиславу Заливину.
— Геннадий Викторович, ничего личного в принятом решении нет. Два достойных законопроекта, которые были внесены как представителями КПРФ, так и представителями власти. Все отличие заключается в том, что правительство сделало это более правильно. И не более того. У нас есть закон о налогах и сборах, где содержится вся информация о налогах и сборах Хабаровского края. Также существует кодекс Хабаровского края об административных нарушениях, где тоже содержится вся информация об административных нарушениях. Поэтому и было предложено всем депутатам независимо от того, к какой фракции они принадлежат, внести этот законопроект совместно. Что в принципе и было сделано, — убеждал упрямого депутата Станислав Заливин. Но не убедил.
— Даже если коммунисты подали чуть неправильно, а им не с кем консультироваться, потому что руководитель юридического управления и все остальные службы запрещают консультировать другие партии кроме ЛДПР, то ведь есть второе чтение. Там, пожалуйста, можно поправлять всё. Но правда, уже нам надо прийти к чему-то, полгода с начала работы думы потренировались в политике. Хватит, давайте уже делом заниматься, — призвал думских либерал-демократов к совместной работе со всеми партиями Геннадий Мальцев.
Неизвестно, достигнет ли этот призыв цели в будущем, а в настоящем законопроект КПРФ был отклонен, а законопроект ЛДПР был принят в двух чтениях, причем единогласно.