27 мая 2020. Пока регионы России с разной скоростью, но все же дружно выходят из противоковидного карантина, малый бизнес большой страны условно разделился на два лагеря: паникеров-приспособленцев и самодостаточных выживальщиков. Своими экспериментами по преодолению очередного экономического кризиса на хабаровской территории поделились предприниматели, которым некогда сдаваться из-за работы по самосохранению, в ходе видеоконференции "Пандемическая тактика малого бизнеса: нестандартный подход или карантин всё спишет", организованной ИА AmurMedia в рамках проекта "Problem Solving Project" (12+).
Владелец сети кофеен и бизнеса по обжарке кофе Роман Головатенко признался, что пришлось существенно сократить и объемы, и доходы. Но вместе с тем не стали отказываться от доковидных планов открыть еще одну кофе-точку в начале мая, а сейчас готовятся к приобретению кафе, чьи хозяева сдались кризису без боя. Поговорка про курочку, клюющую по зернышку, не разевая клюв сразу на большие куски, которыми легче подавиться, оказалась наиболее успешной тактикой.
— Я давно выбрал для себя открывать не большие заведения, а эконом-вариант. В моих кафе посадка до 30 человек, и нам повезло больше крупного общепита, нам первыми разрешат открыться после карантина. Сейчас задача — продержаться на том, что есть. Получили от государства на зарплаты по МРОТу на человека. Конечно, доходы сотрудников стали ниже, учитывая, что сократили смены, зато удалось никого не уволить, — рассказал Роман.
Мультипредприниматель Павел Щучинов открывал новые точки быстрого питания, которые сначала развивал, а потом продавал готовый раскрученный бизнес. Для него кризис оказался еще одним полем для проверки давно сделанных выводов. В том числе — внимательно считать затраты на новое дело, прежде чем ждать прибыли в смутные времена.
— Есть мнение, что сейчас доставка гребет прибыль лопатой. Но это далеко не всегда так. Многие попытались сразу открыть доставку и ушли в минус. Это то же самое, что открыть новый бизнес. Надо вложить минимум 300-400 тысяч рублей на одну точку. Без клиентской базы и бюджета на рекламу не стоит и начинать. Предпринимателям советую пересмотреть и сократить расходы, отдать все, что можно, на аутсорс, кроме финансового учета — если сам не разбираешься, лучше быть ближе и все проверять. Главное, что надо понимать, идя в бизнес — это высокорисковый актив, постоянно требующий много внимания и сил. Нет смысла открывать одновременно нсколько бизнесов, так как ими нужно эфективно управлять. Поэтому инвестиции лучше делать в менее рисковые активы, — сообщил Павел.
Впервые на бизнес-конференции присутствовала госкомпания. Опытом антикризисных изменений одного из самых еще недавно бюрократических предприятий страны поделилась Татьяна Разгонова, заместитель директора макрорегиона "Дальний Восток" АО "Почта России" по финансовому бизнесу.
— Для нас было главным обеспечить доступность почтовых услуг для наших клиентов. Цифровизация услуг во время пандемии показала свою эффективность. Существенно упростили многие услуги, например, отправку большого объема электронных писем для крупных предприятий. Теперь к менеджеру надо прийти только раз, чтобы заключить договор, и не тратиться на марки. Вдвое снизили стоимость доставки посылок от почтового отделения на дом клиенту. Организовали предварительную электронную запись, чтобы прийти в выделенное время в почтовое отделение и не ожидать обслуживания. Для оплаты разнообразных счетов сделали безналичную оплату платежей ЖКХ, страховок, кредитов на сайте для физических лиц, а для юридических еще обязательно что-то придумаем, — рассказала Татьяна.
Постоянная участница бизнес-встреч под эгидой AmurMedia Юлия Мазур в этот раз выступала в качестве соучредителя одного из своих многочисленных бизнесов, автомастерской DE CAR. Ее стратегия: не ждать клиентов под вывеской, а сделать все возможное, чтобы они туда пришли.
— На примере нашего автосервиса. Когда мы работали по другому адресу, наш штендер на улице хорошо привлекал людей. На нашем новом адресе тот же самый штендер уже так не работает. Поэтому большинство клиентов к нам теперь приходят из Интернета — сайт, карты, тематические площадки, доски объявлений, реклама в навигаторах… Мы наращиваем объем, разнообразие услуг, чтобы быть привлекательнее. Кризис — не кризис, а надо делать дело, — уверена Юлия.
В итоге все согласились, что нынешнее время предоставляет отличную возможность, которая ускользала от внимания предпринимателей, заваленных рутиной до пандемии — посмотреть, как управлять своим бизнесом, а разобравшись, прорываться к победе.
Напомним, ИА AmurMedia продолжает серию мероприятий проекта "Problem Solving Project" (12+) в формате онлайн. Видеоверсии прошедших встреч предпринимателей Хабаровска и Хабаровского края можно посмотреть, нажав кнопку под публикацией. Предложения по участию в проекте "Problem Solving Project" и темам мероприятий отправлять организаторам проекта.