Дорога в ГИТИС: трое юных хабаровчан получили рекомендации для поступления (ВИДЕО)

Проект Поколение М предоставил талантливой молодежи шанс сдать первый экзамен в престижный столичный вуз, не выходя из дома
Театр
Фото: https://pixabay.com

13 мая 2020. Два дня на интернет-волнах шел экзамен-концерт потенциальных абитуриентов одного из главных творческих вузов страны. Юные дальневосточники и прорвавшиеся на закрытый просмотр их ровесники из других регионов страны сдавали свой первый вступительный минимум преподавателю ГИТИС Екатерине Николаевой. Уникальная для страны форма отбора, не требующая дорогостоящих перелетов через тысячи километров, стала возможна благодаря федеральному социально-благотворительному проекту "Поколение М" одного из крупнейших российских телекоммуникационных операторов и провайдера цифровых услуг ПАО "МТС", сообщает ИА AmurMedia.

Проза, стих, басня, песня

Накануне школьники от 12 и старше готовили стандартный набор для поступления в театральный. Проза, стих, басня, песня. Никаких ограничений в выборе материала, только личная инициатива и — такая же ответственность за происходящее перед экраном. Технологии устранили главное препятствие между дальневосточниками и столицей — расстояние, преодолеть которое и дорого, и сложно, и не всегда стоит. Именно этот вопрос решило онлайн-прослушивание: кому из ребят есть смысл покупать билет в одну сторону до Москвы, а кому постараться найти себя в другой профессии, не уезжая из региона.

Вместе с тем виртуальный экзамен усложнил задачу педагогу. Все-таки через экран не так предметно улавливается состояние экзаменующегося, его эмоции и реакции. 

— Через это стёклышко, к сожалению, не очень понимаешь, высокий человек или нет, пришлось у всех спрашивать рост. Картинка не даёт ощущения объема, лица, не чувствуешь его живой энергии. Ведь театр дело живое, он стоит на живом энергообмене, он за счет других систем мировосприятия, это действительно здесь и сейчас живое проживание, живое чувствование, — призналась Екатерина Николаева.

Тем не менее, преподавателю за десять минут прослушивания удавалось хотя бы примерно определить, вырастет ли из этого парня или девушки артист, проглядывалось характерное ему амплуа или широкие возможности актерского существования. Так же быстро становилось ясно, что школьнику пора присматривать подготовительные курсы по другой специальности.

— С талантливыми людьми мгновенно попадаешь в поле одаренного человека, как будто тебя в розетку включили. Какое-то время я для себя шла это дорогой, чтобы ощупывать их, раскручивать, чтобы смотреть какие они живые и решить, кого можно рекомендовать для второго тура, еще раз посмотреть и дать шанс, — рассказала Екатерина Николаева.

Почти 500 номеров. Рекордсмен — Хабаровск

За два дня в онлайн прослушивании приняли участие почти 200 ребят. Лишь восемь из них получили приглашение на очный экзамен. Рекордсменом по географическому признаку стал Хабаровск. Ко второму туру экзаменов Екатерина Николаева рекомендовала сразу трех юных хабаровчан, тогда как из других городов по одному человеку.

Выпускница школы №44 Дарья Пучкина постигает театральное искусство всего три года, но за время занятий у хабаровского режиссера Вадима Лихоманова определилась с будущей профессией. К прослушиванию она подготовила несколько произведений разных жанров, и в каждом была исключительно органична, будь то исполненный трагизма монолог Сонечки Мармеладовой из "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского, современное и очень взрослое стихотворение Али Кудряшевой "Мама на даче", басня отечественного классика Сергея Михалкова "Дутый авторитет" или нежнейшая песня про Маленького Принца, которая так и называется — "Нежность".

— Поеду поступать в Москву, это решение твердое. Сейчас готовлюсь — смотрю записи спектаклей, читаю интервью известных актеров, отслеживаю современную театральную жизнь в Хабаровске и в других городах, — рассказала Дарья.

Ее ровесник, выпускник школы №56 Егор Шульга на сцене с первого класса. Одиннадцать лет занятий в образцовом детском театре-студии "Апельсин" дали огромный сценический опыт, что было очевидно и через многие тысячи километров московскому преподавателю. Каждый год театр участвует в региональных фестивалях, где не раз брал гран-при, и для Егора вопрос будущей профессии давно решен. В планах — стать заметной звездой на актерском небосклоне в масштабе, как минимум, России. 

— Очень долго и тщательно готовился к прослушиванию. Когда выбирал стихотворение, прочел все произведения одного автора. Так и с прозой — когда читаю книгу, отмечаю отрывки или рассказы, которые хотел бы прочитать со сцены. Онлайн прослушивание для меня очень хороший опыт. Если не пройду в ГИТИС, буду сдавать экзамены в другие театральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а про запас — Екатеринбург и Ярославль, — рассказал Егор.

Самым взрослым финалистом прослушивания стал Максим Демидов, который в этом году получает диплом дирижера хорового пения в Хабаровском колледже искусств. А высшее образование он планирует получать по специальности актера театра и кино. На прослушивании Максим завоевал профессиональную симпатию экзаменатора широким диапазоном в репертуаре. Прочитал юмористический "Рассказ певца" М. Зощенко, военную лирику К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" и спел страстно-жгучий романс "Очи черные".

— У дирижера хора стоит в том числе актерская задача — передать и показать артистам и зрителю характер, жанр произведения. В музыкальной школе у нас были занятия по сценической речи и постановке голоса, где мы так же ставили этюды и отрывки, как в театральной студии. Фундаментальное музыкальное образование я уже получил, теперь очередь драматического. Артист должен быть разносторонне подготовленным, и в музыке, и в драматическом искусстве. Я много выступал не только с вокальными номерами, но и стихами, прозой, этот опыт пригодится на вступительном экзамене, — считает Максим.

Важный момент дети используют по-серьезному

Педагог призналась, что накануне опасалась — эфир заполнят случайные люди, которые просто решили развлечься. Но уже во время прослушиваний убедилась: такой важный момент дети используют по-серьезному, они действительно готовились как к настоящему очному экзамену.

Каждому из ребят педагог успевала дать напоследок несколько рекомендаций. Кому сосредоточиться на сатире, а кому сменить выбранный репертуар в сторону лирики. Советовала конкретных авторов по жанрам. А тем, кто не просто отчитал программу, но и стремится к развитию, давала пусть крошечные, в несколько фраз, но крайне полезные для начинающего артиста уроки актерского мастерства и работы над материалом и ролью. В ГИТИС огромный конкурс, и каждого, кого была готова пригласить на второй тур, Екатерина Николаева предупреждала, что гарантий к поступлению не дает, и готовиться к приезду в Москву надо, что называется, "по-взрослому".

— Когда я с ними разговаривала, то пыталась транслировать, чтобы они отнеслись к этому крайне серьезно, что все-таки на втором туре уже случайных людей не будет. Там уже будут люди отобранные, с каждым туром, с каждым шагом конкуренция повышается. Впереди задача будет только усложняться. Пусть читают, думают, ищут новый материал, пусть они не расслабляются, — предупредила преподаватель.

Через считанные недели ребята получат аттестаты во взрослую жизнь, которая для них начнется сразу же за порогом учебных заведений. Отдыхать некогда — впереди Москва, три тура прослушиваний в самый престижный вуз страны, огромные надежды и, наверняка, блестящие карьеры. Шанс приблизиться к мечте на шаг ближе других ровесников у талантливых дальневосточников появился благодаря уникальному и, как выяснилось, очень полезному проекту "Поколение М" ПАО "МТС".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость