13 апреля 2020. Мэрии Хабаровска досталось от губернатора за недавнюю локальную ЧС с обрушившимся аварийным домом. Вместо того, чтобы строить, мэрия пошла по пути наименьшего сопротивления, отыскивая инвесторов на застройку "вкусных" участков земли, и что тогда делать хабаровчанам из аварийного фонда на "невкусных" участках, возмущался сегодня Сергей Фургал на аппаратном совещании, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
Уже давно администрации Хабаровска получает нагоняи от Сергея Фургала за исключительную неспешность в решении проблемы переселения хабаровчан из ветхого и аварийного жилья. Справедливости ради надо отметить, что городу ставилось это в вину еще при предыдущем губернаторе Вячеславе Шпорте и при предыдущем мэре Александре Соколове. Однако воз остался на своем месте, а жильцы хабаровских трущоб, увы, на своем.
Последней каплей, упавшей в чашу нетерпения губернатора стал последний вопиющий факт: 9 апреля среди бела дня дом на ул. Зои Космодемьянской, сложился как карточный домик.
Чудом обошлось без ущерба жизни и здоровью жильцов, однако произошедшее заставляет задуматься о будущем и с опаской смотреть на другие хлипкие строения, щедро раскиданные по столице.
Власти есть из чего выбирать и чего бояться. Сегодня, по данным мэрии Хабаровска, 232 дома в Хабаровске признано аварийным. Но еще больше – так и не было признано.
По данным МинЖКХ, двухэтажный кирпичный дом № 22 по ул. Зои Космодемьянской 1953 года постройки. В нем 16 помещений, зарегистрировано 37 человек. Впервые дом был признан аварийным, но подлежащим реконструкции решением межведомственной комиссии города Хабаровска в 2017 году, во второй раз — в 2018 году. Однако оба раза решение комиссии по иску жильцов отменял суд. Жители требовали сноса здания и предоставления им другого жилья, отказавшись переселяться в маневренный жилой фонд.
Это все чиновничьи игры, делает вывод Сергей Фургал, заслушав данные об обрушившемся доме, собранные министром ЖКХ Дарием Тюриным, и объяснения вице-мэра, первого заместителя мэра Хабаровска по экономическим вопросам Ирины Шапиро.
Особенно его возмутила попытка сделать виноватым в произошедшем кого угодно, но только не мэрию.
Так, по словам Ирины Шапиро, межведомственная комиссия слепо следует заключению специализированной компании, которая только одна и решает, подлежит дом реконструкции или нет. Вот сделала спецорганизация дважды заключение о признании дома подлежащим реконструкции, и что могла сделать комиссия?
Если дом подлежит реконструкции, то что ж никто не реконструировал его, возмущался Сергей Фургал. Предпочли дождаться, когда он развалится, а потом сказать, это не мэрия виновата, а специализированная организация? А давайте разберемся, что это за организация и кому принадлежит? И самое главное, что теперь делать оставшимся без крова хабаровчанам? Вот что делает мэрия?
— Всем предложен маневренный фонд. Условия проживания в маневренном фонде существенно лучше, чем в этом доме. К сожалению, люди отказались. Что касается расселения, то мы его осуществляем в порядке очередности, — сообщила Ирина Шапиро.
И правильно сделали, что отказались, поддержал хабаровчан губернатор. Они хотят в своем жилье жить, и за это отвечает мэрия Хабаровска, виновная в том, что дом развалился.
— Почему город не строит? Скажите, сколько под аварийное жилье построили в Хабаровске в 2018 году и 2019 году? – атаковал вице-мэра Хабаровска Ирину Шапиро губернатор.
Людям сведущим было понятно, что вице-мэра загоняют в ловушку. От нее требовали прилюдного признания в том, что отлично известно всем чиновникам. И — вытребовали.
— У нас другая практика: мы покупаем жилье и предоставляем жилье…
— Вот ваша практика к этому и приводит! Вы не хотите выполнять свои должностные обязанности. Вы научились играть в пинг-понг: перекладывать ответственность с одних на других, но абсолютно не занимаетесь расселением аварийного жилья. Аб-со-лютно не занимаетесь. Это прямая обязанность муниципалитета: признавать аварийным жилье и строить новое. Не хотите этого делать и не делаете! Я вынужден буду принимать меры. Хватит уже сваливать с больной головы на здоровую — финансирования не хватает, того не хватает, этого не хватает.
— Сергей Иванович, вы же знаете, у нас (переселение из аварийного жилья) ведется в рамках развития застроенных территорий…
— Поэтому у вас дома и рушатся! – пресек все попытки вице-мэра оправдать городскую администрацию губернатор. – Потому что вы пошли по какому пути? Вам интересны только те участки, которые можно продать коммерсантам! Если можно продать коммерсанту участок – там и расселяем. А я ведь не зря задал вопрос, есть ли там застройщик (на ул. Космодемьянской). Ответ был короткий: эта земля никого не интересует. А если земля никого не интересует, то и жители, проживающие в этом доме, администрацию тоже не интересуют. Потому что у них есть план комплексной застройки территорий. И только там, где земля дорогая, где ее можно продать, там мы и работаем! А нет денег – мы не хотим работать. Это неправильная позиция. Деньги, я не скажу, что огромные, но есть. Нужно просто желание работать, но город не хочет работать категорически, саботирует в течение нескольких лет программу переселения из аварийного и ветхого жилья.
Пора прекращать все сказки для бедных, продолжал бушевать Сергей Фургал, мол, занимаетесь переселением хабаровчан. Ничем вы не занимаетесь! Это бизнес занимается, а вы — просто продаете участки земли с бараками.
— Сергей Иванович, это не так… — вновь попыталась вставить реплику в гневный монолог Ирина Шапиро.
— Это так! Если не так, скажите мне, сколько построено жилья под аварийное расселение? Если ничего не построено – идите и берите пример с Комсомольска. Они вам расскажут, как надо расселять и сколько. Там не идеально, я согласен, там очень много проблем, но там по крайней мере программа работает, а в Хабаровске – нет.
— Сергей Иванович, этот опыт был признан положительным и был даже закреплен в федеральном…
— Я не знаю, кто какой опыт принимал, но в Хабаровске сегодня рушатся дома, и люди оказываются на улице! Если опыт положительный, проедьте по проспекту 60 лет Октября и посмотрите на свой положительный опыт, — ехидно предложил губернатор вице-мэру.
В завершение совещания Сергей Фургал распорядился помочь оставшимся без крова хабарочанам, поручив МинЖКХ проработать варианты помощи.