31 марта 2020. Бараки, несколько десятилетий стоявшие на окраине хабаровского парка "Динамо", начали исчезать. Жильцы 34 квартир из обветшалых домов по улице Дикопольцева, 13 и 15 переселились в благоустроенные квартиры. Проект по расселению продолжался всего четыре месяца. О том, как это стало возможным в столь короткие сроки, корреспонденту ИА AmurMedia рассказала заместитель главы крупной хабаровской риэлторской компании, руководитель проектов по расселению Оксана Аношина.
— Как компании удалось переселить жильцов сразу 34 квартир так быстро? Ведь люди десятилетиями жили здесь, и, скорее всего, им трудно было решиться на переезд.
— Это не первый наш проект. Совместно с мэрией города мы уже несколько лет решаем важнейшую государственную задачу по улучшению жилищных условий горожан. Сегодня в Хабаровске, как и по всей стране, реализуются масштабные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Хабаровские пруды – это уже третий по счету проект. До этого наша команда расселила деревянные двухэтажки на Батарейном переулке и в Гупровском городке. Это тоже центр города. На месте тех бараков уже началось строительство многоэтажек.
Когда к нам обратилась другая строительная компания для расселения бараков на Дикопольцева, у нас уже был бесценный опыт. Как результат – два барака удалось расселить за четыре месяца. Это действительно беспрецедентные сроки. Все удалось благодаря слаженной работе власти, бизнеса и риэлторов. Администрация города давно планировала решить жилищные вопросы жителей этих домов и облагородить эту часть исторического центра города. А строительная компания обладает, как вы понимаете, деньгами. Ведь предоставить квартиры более, чем ста хабаровчанам в благоустроенных домах без денег не возможно.
— Со стороны такая схема кажется очень простой. Строительная компания выделяет деньги, на которые граждане покупают квартиры. Или не все так просто?
— Конечно, не просто. С жильцами каждой квартиры работали индивидуально. У каждого своя жизненная ситуация. Кто-то жил, не оформив документы на право проживания, кто-то давно проживал в другом городе и даже за рубежом, кто-то давно был в разводе, а жил на одной территории с новыми семьями. В одной квартире проживали четыре семьи, каждая из которых претендовала на отдельное жилье. Самостоятельно люди не могли решать юридические вопросы, искать достойное жилье, которое бы соответствовало всем нормам закона и в то же время выделенному на расселение бюджету.
— Всегда ли удавалось найти компромисс?
— В одном из домов люди безосновательно требовали себе большие жилплощади. Ситуация дошла до суда. Суд их требования не удовлетворил. Тем не менее, мы приобрели для них недвижимость, по площади как минимум в полтора раза превышающую положенную по нормативам.
Хочу сказать, что мы не смогли бы добиться такого результата без команды профессионалов, которая сформировалась в нашей риэлторской компании. Это грамотные специалисты. Они хорошо понимают людей и выстраивают с ними правильные взаимоотношения. К тому же многие не знают, на что они могут рассчитывать в момент переселения. Здесь много тонкостей. И работа наших агентов заключается в том, чтобы рассказать людям, как этот процесс выглядит с юридической стороны. Так, около месяца уходит только на знакомство с жителями дома.
А с нашими клиентами в большинстве своем складываются добрые отношения. Как пример — в одной квартире жил мужчина преклонного возраста, который из-за проблем со здоровьем месяцами не спускался со второго этажа даже за продуктами. Риэлторам не стоило труда заказывать для него такси или самим возить в магазин, на просмотры квартир и в МФЦ. Поэтому наша цель – максимально удовлетворить потребности каждого и прийти к компромиссу.
— За плечами три успешных проекта для застройщика и администрации города. Жильцы этих домов тоже остались довольны?
— Я думаю да. Ведь они звонят нам и благодарят, говорят, что у них началась новая жизнь.
— Эти проекты уже завершены. Казалось бы, можно двигаться дальше. Но на данный момент мы все переживаем сложный период, связанный с распространением коронавируса. Как эпидемситуация отразилась на работе вашей риэлторской компании?
— Да, привычный ход событий однозначно нарушен. Но мы понимаем, насколько данная ситуация серьезна, насколько нам всем важно соблюдать правила и требования, чтобы не допустить эпидемии, чтобы сохранить жизнь и здоровье клиентов, а также наших агентов. Мы организовали дистанционное общение с нашими клиентами, создали видео-туры по квартирам, с помощью которых покупатель не теряет эффект присутствия. Если необходимо подобрать ипотечный продукт и одобрить его, мы делаем это тоже дистанционно, имеем возможность удаленно оформить электронную регистрацию и договоры купли-продажи, минуя личное посещение МФЦ.
— Но ведь такие нововведения можно использовать и не в условиях ограничительных мер? После победы над вирусом сохраните новый формат?
— Опыт, который мы сейчас получим, на самом деле очень полезный, мы его обязательно будем применять и в будущем, поскольку дистанционные методы помогают сэкономить время клиентов.