AmurMedia, 25 марта 2020. Те, кто купил далеко не дешёвые квартиры в жилом комплексе "Культура" на улице Тургенева, 48 в Хабаровске, поверили красивой рекламе. Покупателям обещали озеленённую крышу с шезлонгами, на которой они смогут провожать закат солнца, дешёвую горячую воду, подогреваемую прямо в доме системой солнечных коллекторов, современную детскую площадку во дворе и другие чудеса повышенного жилищного комфорта. А главное – плату за коммунальные услуги обещали на 30% ниже, чем в обычной квартире. Дом сдан год назад. Крыша просто покрыта рубероидом, плата за отопление ничуть не ниже, а то и выше, чем в обычных квартирах, а двор по сей день похож на стройплощадку. Что делать собственникам жилья в такой ситуации, выяснял корреспондент ИА AmurMedia.
ЖК "Культура" спустя год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
— Разрешение на ввод в эксплуатацию дома подписано 15 марта 2019 года. Но по сей день в доме нет ни системы солнечных коллекторов, так красиво нарисованной на макете, ни обещанной озеленённой крыши, ни детской площадки. Целый перечень строительных недоделок, составленный прошлой весной, обещали устранить до сентября. Но воз и ныне там, — рассказал корреспонденту агентства счастливый обладатель квартиры в ЖК "Культура" Сергей Семёнов. – Больше всего нас возмущает то, что дом в таком состоянии сдан в эксплуатацию. Разве можно было разрешать заселять туда людей?
На самом деле внешне дом выглядит недоделанным. В дверных проёмах на нижних этажах и на подземной парковке уже потрескалась штукатурка. На крыше и намёков на обещанные газоны нет. Двор похож на стройплощадку: ведра, цемент, песок, штабеля стёкол… Он попросту представляет опасность для жильцов особенно ночью, и особенно для детей. Ведь люди заехали в дом с детьми.
ЖК "Культура" год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
Кроме того, отделка фасада местами не закончена как с внутренней, так и с наружной стороны. Между отделкой цоколя и грунтом зияют дыры. А над одним из подъездов вместо козырька чудо-сооружение из самых что ни на есть экологичных материалов: каркас из деревянного бруска и кусок фанеры вместо крыши. А ведь этот дом был удостоен диплома от правительства Хабаровского края как первый в Хабаровске и на Дальнем Востоке дом, построенный по "зеленому стандарту".
Треснутая штукатурка. Фото: Фото: ИА AmurMedia
Как пишет застройщик в рекламе, "зеленый стандарт" — добровольная сертификация, которую может пройти объект жилой или коммерческой недвижимости. Основная цель — повысить качество любого девелоперского проекта по шести направлениям: местоположение и его экологичность, энергоэффективность объекта и снижение вредных выбросов, водоэффективность, экологичность строительных и отделочных материалов, а также внутренней среды в целом.
— Мы по поводу реальной внешней и внутренней среды нашего дома неоднократно обращались в наше ТСЖ, но так и не добились ясности, когда застройщик выполнит все данные при продаже квартир обещания и устранит недоделки. Год уже прошёл, пройдёт ещё четыре гарантийного срока, и застройщику уже ничего не предъявишь. Тогда мы будем вынуждены всё устранять сами за свой счёт, — продолжает Сергей Семёнов. — Создаётся впечатление, что ТСЖ "Культура" защищает не наши интересы, а интересы застройщика и коммерческой компании, которую она наняла для обслуживания нашего дома. По расходам нашей платы на содержание и ремонт дома у нас тоже есть вопросы, на которые мы не можем найти ответы в ТСЖ.
ЖК "Культура" спустя год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
Действительно, способ управления этим домом достоен внимания. Формально домом управляет товарищество собственников. За что председатель ТСЖ, управляющий и бухгалтер получают зарплату. В расходах на содержание дома на эти цели значится 157 тысяч рублей в месяц. А всего дом собирает 832 тысячи рублей в месяц. И остальные 600 с лишним тысяч рублей ТСЖ платит эксплуатирующей компании "Культура", которая и производит работы по санитарному содержанию и прочие технические работы по дому.
Очень удобно: если управляющая компания за ненадлежащее исполнение договора управления может лишиться лицензии, то эксплуатирующая фирма может работать как угодно. Никто её лицензии не лишит. Увы, как сообщает Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края, деятельность организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (МКД) лицензированию не подлежит. Призвать к порядку такую компанию может только само ТСЖ.
— Плата за содержание жилья у нас – по 40 с копейками рублей с квадратного метра помещения. И это нам удалось его снизить. Брали изначально по 41.87 рублей. Занесли в расходы обслуживание солнечных коллекторов, которых нет, услуги садовника, паспортистки, станции водоподготовки, которую мы в глаза не видели… — говорит Сергей Семёнов. — Часть необоснованных расходов из сметы удалось общими усилиями убрать. Не имеем обещанных услуг — так хоть не платим за них. А другая часть ещё осталась. Но проследить, как отрабатывает уплачиваемые нами денежки эксплуатирующая компания практически не реально. У них коммерческую тайну никто не отменял. А в итоге — посмотрите, когда, по-вашему, мыли эту лестницу? В лучшем случае ещё в прошлом году.
Лестница. Фото: Фото: ИА AmurMedia
И на парковке такой же слой грязи, и в других местах общего пользования. Правда, справедливости ради во входных холлах подъездов на полу слоя сажи нет. Видно, что их моют ежедневно. Эти места дома напоминают жильё элитного класса – даже мойка для собачьих лап имеется чистая и ухоженная.
Мойка для собачих лап. Фото: Фото: ИА AmurMedia
— Неужели за 600 тысяч в месяц нельзя мыть лестницу хотя-бы раз в неделю? Не говоря уже про каждый день, — недоумевает Сергей Семёнов. – Нам говорят, что грязно потому, что многие жильцы ещё делают ремонт. Ну так кто мешает убирать чаще? Не за это ли мы платим? К руководству ТСЖ – не достучаться. Сделали общий чат для жильцов, но толку от него никакого. Одна болтовня.
На что председатель ТСЖ "Культура" Егор Днепровский говорит, что у него нет ни одной жалобы. Правда, он целыми днями трудится вовсе не на доме, а на другом, основном месте работы. Но, говорит, что в доме бывает каждый день.
— В доме с 9 до 18 часов работает управляющий, он и решает все текущие вопросы. Я не знаю, кто до меня не может достучаться. Мы в чате регулярно с собственниками дома общаемся. Мы на связь тратим в месяц несколько тысяч рублей. Я всегда открыт для общения, — заявил корреспонденту агентства Егор Днепровский. – График уборок мы вывесили. Финансовый отчёт о расходах за прошлый год предоставим собственникам в установленные законом сроки. Что касается благоустройства крыши и прочих вопросов к застройщику, мы с ними в постоянном диалоге. Многие работы сейчас делать просто невозможно. Идёт замена цветового решения фасадов по решению собственников.
То есть, часть стеклянных отделочных панелей по всей высоте дома решили заменить после сдачи дома в эксплуатацию. От того двор и превратился в стройплощадку. И с крышей ничего не сделаешь – там установлены противовесы для строительных люлек.
ЖК "Культура" год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
— Как только эти работы будут закончены, застройщик обещал приступить к установке системы солнечных коллекторов и благоустройству крыши. И в доме они будут устранять трещины в штукатурке и прочие проблемы, возникшие в ходе эксплуатации дома, — заверил Егор Днепровский. – А если не станут этого делать – напишем претензию, если понадобится – обратимся в суд, примем все необходимые меры. Что до тех собственников, которые бояться, что мы этого не сделаем – знаем мы эту группу жалобщиков по инстанциям. Просто они хотят захватить управление домом в свои руки.
Так считает и управляющий партнёр компании ООО "РациоПолис" Денис Грось. Цветовое решение фасадов решили поменять уже после сдачи дома в эксплуатацию, чтобы не переделывать проект, чем не проходить заново стадию согласования и быстрее сдать, и заселить дом. И то верно – как только собственники примут квартиры, платить за отопление и нести прочие эксплуатационные расходы будут уже они, а не застройщик. А то, что кто-то не доволен тем, что нет благоустроенной крыши, солнечных коллекторов и плата за отопление совсем не ниже, чем в обычном доме – так это группа жалобщиков, намеренных захватить управление домом.
— У нас пять лет на устранение всех дефектов и недоделок. Мы намерены и дальше добросовестно работать на строительном рынке города, а потому, как только закончим работы по фасаду, сможем убрать люльки и наступят положительные температуры воздуха – приступим к работам на крыше. И систему солнечных коллекторов установим, и озеленение крыши сделаем, — пообещал Денис Грось. – Трещины штукатурки есть. Результат усадки фундамента. Думаем над техническим решением их устранения. По поводу платы за отопление. Текущей зимой получилось так потому, что во многие квартиры жильцы ещё не заехали, а потому выключили в них радиаторы. В результате остальным, чтобы в квартирах было комфортно, пришлось включать их на большую мощность. Заселимся все, будем жить единым монолитом – всё отрегулируем и доделаем в кратчайшие по возможности сроки.
ЖК "Культура" спустя год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
То есть, в настоящий момент население и управление ЖК "Культура" раскололись надвое: с одной стороны руководство ТСЖ с эксплуатирующей компанией и застройщик, с другой – группа собственников, недовольная главным образом тем, что рекламные обещания при продаже квартир сильно отличаются от той реальности, в которой они сейчас живут. Люди, естественно, рассчитывали встречать рассвет на крыше в шезлонге под кустом и платить на 30% меньше за коммуналку, и на прочие прелести элитного жилья сразу как заселятся в дом, а не через год, два, три.
ЖК "Культура" год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
— Мы пытаемся защитить свои права: обращались в краевое министерство строительства, в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства края, в краевую думу писали, в другие инстанции… Испытали на себе: это неэффективно, — делится опытом Сергей Семёнов. — Реагирование на наши обращения растягивается на полгода, а то и более. Да и их ответы сводятся к тому, что в доме всё в порядке, и причины этого порядка приводятся. Или: мы проводим проверку, результат – в такой-то срок. А мы продолжаем жить на затянувшейся стройке. Для чего тогда нам такой жилищный надзор в частности и контрольные органы вообще?
Вот выдержки из ответа Главного управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края редакции:
"В случае, если по мнению собственников помещений в МКД ТСЖ "Культура" не исполняет своих обязанностей и обращение в указанное товарищество не дает результатов:
— собственники помещений в МКД вправе провести общее собрание собственников помещений в МКД, на повестку дня которого вынести вопрос о смене способа управления МКД;
— общее собрание членов МКД вправе избрать новое правление ТСЖ "Культура""
"Жильцам необходимо направить в адрес застройщика письменную претензию с требованием об устранении имеющихся недостатков и дефектов, и срока, в течение которого необходимо провести те или иные действия… В случае неисполнения обязательств, указанных в претензии, жильцы вправе потребовать от застройщика устранения недостатков и дефектов в судебном порядке, либо взыскать затраты на их устранение привлеченным лицом по правилам искового производства".
"Решения органов управления ТСЖ члены товарищества вправе оспаривать в судебном порядке".
"…орган государственного жилищного надзора (главное управление) не наделен правом проводить проверки финансовой деятельности товариществ собственников жилья. Обязанность проводить ревизии финансовой деятельности товарищества собственников жилья возложена на ревизионную комиссию (ревизора) такого товарищества. В случае если нарушения, допущенные при осуществлении финансовой деятельности, имеют признаки преступлений (присвоение или растрата, мошенничество), члены ревизионной комиссии и иные лица вправе обратиться в органы полиции с заявлением о совершении преступления".
Складывается впечатление, что орган государственного жилищного надзора (главное управление) создан для того, чтобы не защищать права собственников жилья, а отправлять их в полицию и в суд.
ЖК "Культура" спустя год после сдачи дома. Фото: Фото: ИА AmurMedia
По этому дому редакция направила запрос в комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края 28 февраля. Общий смысл простых вопросов в следующем: прав ли застройщик, который сдал дом в эксплуатацию, не исполнив всех обещаний, данных покупателям помещений при продаже? Как с этим фактом быть собственникам такого жилья? Комитет не смог ответить по сей день.
В итоге, собственники "Культуры", по сути, остались со своими чаяниями один на один. Обратится в суд, конечно, можно, но дело это не быстрое. Осталось только надеяться на то, что застройщик действительно добросовестный и выполнит все свои обещания. А до того светлого дня жить не в тех условиях, которые были расписаны в рекламе, а в тех, какие есть.