3 февраля 2020. Глава депутатов гордумы Хабаровска рассказал о первых промежуточных итогах работы, проблемах и планах на ближайшее будущее. Налицо противостояние с руководством мэрии из-за расхождений по ряду важных вопросов, в числе которых финансирование "Хабаровской студии телевидения" и московского представительства администрации Хабаровска, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia Ко Виктории председатель Хабаровской гордумы Михаил Сидоров.
— Михаил Викторович, прошло четыре месяца с момента начала работы новой городской думы Срок, конечно, очень небольшой, но всё же уже можно делать первые выводы хотя бы для себя о том, в чем главные трудности в вашей работе, с чем пришлось столкнуться. Судя по сообщениям в соцмедиа, проблемы есть.
— Не буду скрывать, что начинать решать проблемы пришлось с себя: немалая их часть была связана с организацией работы самой городской думы. В чем были проблемы? Работа новая, неизвестная, к тому же до избрания многие депутаты вообще не были знакомы друг с другом. Тем не менее, нам удалось организоваться, стало легче, потому что мы уже видим, в чем наши слабые и сильные стороны. Есть моменты, связанные с дисциплиной, но они решаются. Всё постепенно становится на свои места. Конечно, нужно быстрее раскачиваться – пока активно работающих депутатов меньше, чем надо.
— На заседания все депутаты ходят?
— Практически все, и у некоторых, как вы помните, и возникают в связи с этим проблемы с работодателями. Работодатели не хотят оплачивать время, потраченное на заседания в думе, и мы компенсируем таким депутатам выпадающие доходы. Один человек уже уволился, потому что его работодателя это не устраивало.
— Депутатские будни оказались намного тяжелее, чем вы думали? На откровенно враждебное отношение вы никак не рассчитывали?
— Да, честно сказать, мы столкнулись с такими трудностями, которые предвидеть не мог никто.
— А конфликты идеологического характера внутри фракции случаются? Либерал-демократов все-таки из 35 депутатов 34, не могут же все думать одинаково.
— Не конфликты, а споры. У нас действительно случаются очень серьезные споры, но только до заседания думы. На думу мы выходим уже со сложившимся мнением. А расхождения пока чаще всего с теми решениями, которые предлагает администрация Хабаровска.
— Можете перечислить, какие вопросы вызвали разногласия с администрацией и почему?
— Из последних "Хабаровская студия телевидения", застройка парка "Динамо", представительство администрации Хабаровска в Москве.
— Московское представительство? Первый раз слышу. Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.
— Есть несколько вариантов решений, что можно с ним сделать: оставить, сократить финансирование или вообще отказаться. После долгих и, не скрою, довольно ожесточенных споров мы пришли к выводу, что надо полностью от представительства отказаться. Во-первых, оно дублирует функции краевого представительства, во-вторых, мы считаем, что расходы порядка 9 млн рублей в год – значительные и необоснованные.
— Каков штат этого подразделения и чем оно занимается?
— Официально представительство не входит в структуру мэрии – это отдельное муниципальное казенное бюджетное учреждение. В штате 4 ставки: руководитель представительства, главный бухгалтер, помощник и водитель с автомобилем. В обязанности входит встреча чиновников администрации в аэропорту, организация встреч с представителями других учреждений и ведомств. Представительство находится в центре Москвы на Новом Арбате. Само помещение в три комнаты, может быть, и не такое большое, всего около 70 кв. метров, но, учитывая месторасположение, обходится недешево. До того как принять решение, мы, депутаты, разбирались с этим вопросом непосредственно на месте в Москве, причем летали за свой счет, а не за казенный. Мы встретились и поговорили с руководством. Сам руководитель оставил хорошее впечатление, но функции, которые он выполняет, мне и большинству коллег в думе кажутся ненужными. Нам не кажется, что для встречи мэра в аэропорту на "Ауди А8", которая также принадлежит администрации, так уж необходимо целое представительство.
— Как давно работает представительство?
— Оно было создано еще при предыдущем мэре Александре Соколове где-то около 6-7 лет назад.
— Как администрация отреагировала на ваши планы по ликвидации? Очень была недовольна?
— Мы сталкиваемся с таким недовольством ежедневно. К нам, скажу без преувеличения, в руководстве администрации относятся негативно. При этом прямого противодействия или саботажа нет: с нами разговаривают, нам улыбаются, даже обещают что-то. Но без прямого разрешения руководства администрации ничего не предоставляют: никаких документов, никакой информации. Мы хотели встретиться с руководством одного из муниципальных учреждений, так нам его руководитель прямым текстом сказал, что пока у него не будет письменного разрешения мэра, он нас не примет.
— Вот это да!
— Да, дошло до того, что любую встречу мы согласовываем через мэра либо его заместителей. Конечно, сейчас сложно, но мы этот вопрос решим, дайте нам время. Первое, что нам жизненно необходимо, это свой аппарат: юрист, секретарь, пресс-служба.
— А что мешает сейчас ввести аппарат?
— Нужно вносить изменения в Устав Хабаровска, но перед этим пройти публичные слушания, а еще перед этим пройти комиссию. На всё есть регламент, и на всё, увы, требуется много времени.
— Вы на каком этапе сейчас? Когда у гордумы будут свои помощники и специалисты?
— На восьмом заседании Думы мы утвердили новый состав комиссии по изменению Устава и рассчитываем, что к маю у нас появиться свой аппарат. Будет из-за этого прямой конфликт с администрацией или нет, не знаю, но мы продолжим работать в этом направлении.
— Как вы считаете, почему в администрации противятся вашим "аппаратным" планам?
— Думаю, до сих пор не могут привыкнуть, что администрация и депутаты – это разные органы власти. Недавно начальник юридического отдела так и просила, зачем вам свой аппарат? Объяснил ей на конкретном примере. Предположим, возникает спорный момент с мэром, как мы его будем решать, не врукопашную же? Значит, в суде. Если у меня нет своего аппарата, своего юриста, то к кому мне обратиться? Прийти к мэру и сказать, дайте мне юриста, чтоб он на вас иск в суд составил?
— А думаете, дойдет до судов?
— Планов таких нет, но и исключать подобного исхода тоже не стану, учитывая явно противоположные точки зрения у депутатов и руководства администрации по некоторым вопросам. При этом хочу еще раз особо подчеркнуть то, о чем говорил раньше: в администрации есть много порядочных, достойных людей, у которых есть чему поучиться, и они к депутатам гордумы относятся нормально, но что они могут сделать против системы, против своего же руководства? Я знаю, что некоторые сотрудники нас поддерживают, даже подсказывают что-то, если упускаем. Ведь о той же "Хабаровской студии телевидения" нам и сотрудники мэрии говорили: мол, обратите внимание.
— Кстати, ранее депутаты высказывались за то, чтобы ХСТ закрыть. Что всё же заставило вас изменить свое мнение?
— Если говорить коротко и по сути, то мы, внимательно изучив вопрос, поняли, что закрыть студию можно всегда. Ну и одновременно забыть, что на ее работу с момента образования уже потрачено что-то около 800 млн бюджетных рублей, а вот, чтобы открыть свое ТВ, потребуется уже намного больше денег, чем тогда. Вообще, как СМИ, освещающее ежедневную жизнь города в разных ракурсах, телевидение вполне приемлемо. Другое дело – конкретный формат и содержание программ. Сейчас, на наш взгляд, эфир посвящен в основном созданию позитивного образа градоначальника и его команды. В противовес образу гордумы и краевого правительства. Нам странно, что канал, который живет в основном за счет денег налогоплательщиков, фактически работает на одного человека, а не на горожан. Мы с этим подходом согласиться не можем. На наш взгляд, для такого СМИ это неэффективная трата денег.
— Поэтому и не закрыли, а срезали финансирование на 9 млн рублей?
— Да. Нас, кстати, очень удивило намерение руководства поставить на какую-то не последнюю должность на ХСТ одного из бывших замов мэра. Мы категорически не согласны с таким подходом. Одним словом, вопрос с ХСТ не закрыт, пока мы его прорабатываем, ждем результатов проверки Контрольно-счетной палаты, которая, думаю, к марту доложит об итогах. К тому же, честно сказать, у нас сейчас много учреждений стоит в очереди на проверку.
— Что это за предприятия и почему вы хотите провести проверку?
— Это муниципальные и, скажем так, околомуниципальные учреждения. В наших планах познакомиться поближе с их деятельностью, провести по возможности аудит, чтобы выяснить, насколько эффективно тратятся деньги горожан. Интересует, к примеру, АО "Центр инновационных технологий" (ЦИТ), который на 100% принадлежит администрации Хабаровска, и не подконтролен гордуме. Да, ЦИТ ежегодно отчитывается, но внимательно и досконально изучить его работу по этим отчетам невозможно.
— А у вас какого рода подозрения?
— Не столько у нас, сколько у общественности. К нам неоднократно приходили заявления, что деньги ЦИТ уходят непонятно куда: ранее построенные ЦИТ объекты продавались и отчуждались, а огромные суммы еще недавно отдавались в беспроцентное пользование. К примеру, "дочке" ЦИТ — заводу керамических изделий. Муниципалитет потратил на строительство этого завода около 1,5 млрд рублей, а он — и это при отсутствии сколько-нибудь серьезных конкурентов на территории края! — всё пребывает в тяжелом состоянии. По нашим данным, последний займ заводу составил 300 млн рублей. Надеемся, что новое руководство ЦИТ пойдем навстречу нашим намерениям, предоставив всю необходимую документацию.
— Какие еще предприятия гордума намерена проверить?
— Честно сказать, не хотел бы заранее называть, давайте для начала определимся с окончательным списком.
— Михаил Викторович, а что за история с базой "Горные ключи"? Одни говорят, что мэр чистосердечно хотел вместе с вами ее судьбу решить, а вы, сознательно исказили и предали огласке информацию, другие наоборот — что мэрия не смогла спрятать базу.
— История сильно раздута в соцсетях и мессенджерах. В декабре 2019 года включили базу в число проверок КСП. В январе депутаты попытались проехать на базу, но руководитель управления по физической культуре, спорту и здравоохранению Леонов Александр Юрьевич пояснил, что это возможно сделать только с разрешения мэра, я обратился к Сергею Анатольевичу, после чего мы с ним выехали на место и осмотрели базу. Разумеется, ничего связанного с лыжами или вообще со спортом мы там не обнаружили. В ходе беседы пояснил, что депутаты не поддерживают решение содержать объект за средства налогоплательщиков и направили официальное обращение о пересмотре дальнейшей судьбы комплекса. В настоящее время позиция депутатов реализовать непрофильные активы.
— Как следует из официального сообщения мэрии, базу хотят передать автономной некоммерческой организации, чтобы на этом объекте можно было и зарабатывать, и бесплатно использовать в каких-то социальных проектах. Кажется, и в этом вопросе вы не совпали.
— Поживем — увидим. Хочу сказать, что у меня и у большой части депутатов никогда не было желания насолить или помешать мэру. Мы понимаем, что работа любого градоначальника очень сложная, но и он должен понимать, что мы, депутаты, не хотим выступать как статисты — нас избрали, и мы также на людей работаем.
— С текущими планами гордумы все более-менее понятно: избавление от неэффективных расходов и малоперспективных активов, проведение проверок, а что с повесткой на более отдаленное будущее Хабаровска? Какие проблемы намерены решать?
— Боюсь, что пока не скажу ничего нового. Проблемы старые, причем горожане сформулировали их сами: дороги, общественный транспорт, аварийный и ветхий жилой фонд, грязь и мусор на улицах.
— Да ничего не меняется. А было ли за 4 месяца уже сделано что-то, чем городские депутаты могут гордиться?
— Конечно! Некоторые вопросы не решались годами, а мы смогли!
— Какие, например?
— Например, одобрили увеличение пенсий спасателям муниципального казенного бюджетного учреждения "Центр проведения спасательных работ". Надо сказать, что по закону всем спасателям по достижению определенного возраста и стажа предоставлена возможность уйти на льготную пенсию. Но, поскольку в законе прописано, что для местных спасателей такая возможность остается на усмотрении органов МСУ, вышло так, что федеральные и краевые спасатели получили такую льготу, а местные – нет. Как они ни просили администрацию Хабаровска, им не давали. А тут к власти приходит новая гордума, к нам обращаются спасатели, и мы настояли на том, чтобы администрация дала добро на льготные пенсии.