ЖКХ Хабаровского края: из 2019 в 2020 год

ИА AmurMedia представляет интервью с министром ЖКХ Дарием Тюриным
Дарий Тюрин
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

25 декабря 2019. Декабрь – время подводить итоги. В том числе, по социально-экономическому развитию региона и реализации национальных проектов. О том, что было сделано в 2019 году, а что запланировано на 2020, ИА AmurMedia рассказал министр ЖКХ Хабаровского края Дарий Тюрин. 

— Что на сегодняшний день находится в ведении краевого ЖКХ, и в каком состоянии оно находится?

В жилищно-коммунальном комплексе края в эксплуатации находятся:

  • 11,2 тыс. км электрических сетей, в том числе 1,5 тыс. км ветхие;
  • 1,8 тыс. км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, в том числе 0,3 тыс. км ветхие;
  • 2,2 тыс. км водопроводных сетей, в том числе 0,6 тыс. км ветхие;
  • 1,9 тыс. км сетей водоотведения, в том числе 0,6 тыс. км ветхие.

А так же 444 отопительные котельные, из которых 313 работают на угле, 45 – на жидком топливе и 28 – на природном газе; и 64 электростанции, из которых 60 работают на дизельном топливе, а 4 – на природном газе. 

Износ объектов инженерной коммунальной инфраструктуры составляет – 63,4 %, в целях снижения износа, повышения надежности и эффективности функционирования реализуются мероприятия по модернизации жилищно-коммунального комплекса.

— Что было сделано в 2019 году для улучшения состояния коммунальной инфраструктуры?

— Модернизация оборудования и сетей в этом году была направлена на снижение потребления топлива, повышение эффективности работы ДЭС и котельных края и минимизацию потерь. В 2019 году на эти цели из краевого бюджета направлено более 100 млн. рублей.

Всего в различные населенные пункты края было приобретено и установлено 7 современных дизель-генераторов, 12 котлоагрегатов и вспомогательное оборудование на котельные Бикинского (Лермонтовка), Ванинского (Ванино, Высокогорный), Верхнебуреинского (Герби, Тырма, Новый Ургал), Советско-Гаванского (Заветы Ильича) и Николаевского (р.п. Лазарев) муниципальных районов.

При поддержке краевого бюджета вместо дровяной котельной 1972 года постройки в с. Джигда Аяно-Майского района в августе 2019 года введена в работу новая модульная котельная. Затраты на ее постройку составили 14,9 млн. рублей. Ее запуск позволит обеспечить надежность и качество предоставляемой услуги "теплоснабжение", а также сократить удельный расход топлива в среднем на 5-7 %.

В  июне-июле 2019 года на ДЭС сел Аян и Нелькан были доставлены новые дизель-генераторы мощностью 800 и 500 кВт соответственно на сумму 16,9 млн. рублей в рамках инвестиционной программы МУП "Коммунальник" по перспективному развитию системы электроснабжения Аяно-Майского района. Это позволило обеспечить надежное энергоснабжение потребителей, а также сократить удельный расход топлива на 10-12%.

В 2 квартале 2019 года предприятием ООО "ШелТЭК" за счет средств инвестиционной программы были приобретены дизель-генераторы для замены устаревших агрегатов на ДЭС с. Нижние Халбы и с. Новоильиновка на сумму 1,3 млн. рублей, что позволило оптимизировать расходы на топливо и обеспечить надежность энергоснабжения населения.

В рамках реализации пилотного инвестиционного проекта ООО "Аггреко Евразия" в с. Чумикан построена и в августе 2019 года введена в работу новая ДЭС мощностью 2 МВт. Вложения инвестора в оборудование составили около 50 млн. рублей. В результате по сравнению с работавшей здесь до этого ДЭС 1972 года постройки мощностью 2,2 МВт среднефактический удельный расход топлива на выработку 1 кВт.ч сократился и теперь составляет 230-250 гр./кВтч  против 266,0 гр./кВтч на старой ДЭС. Ожидаемая экономия топлива по с. Чумикан составит ориентировочно 200 тонн (15 млн. рублей).

В ноябре 2019 года в п. Маго Николаевского района введена в работу новая модульная котельная мощностью 3,0 Гкал/час. Стоимость строительства новой котельной для краевого бюджета составила 33 млн. руб. Монтажные и пуско-наладочные работы завершены.

Старая котельная 1977 года постройки, в связи с аварийным состоянием, остановлена. Учитывая, что на старой котельной работало оборудование, имевшее излишнюю установленную мощность, ввод в строй новой котельной позволил оптимизировать режим теплоснабжения в п. Маго, сократить затраты на производство тепловой энергии и удельный расход топлива на 1 Гкал/час.

Также в 2019 году муниципальным образованиям предоставлены субсидии из краевого бюджета в сумме 39,7 млн. рублей на приобретение оборудования, материалов и капитальный ремонт коммунальных сетей электро-, водо-, теплоснабжения общей протяженностью 20,0 км, что позволит снизить потери ресурсов в сетях на 5-10 % и сократить уровень износа коммунальной инфраструктуры на 0,1%, то есть, до 63,3%.

— Уже что-то запланировано на 2020 и последующие годы? Коммунальные системы каких населенных пунктов будут модернизированы?

— В первую очередь нашей задачей будет сокращение затрат на производство тепловой и электрической энергии в коммунальной энергетике и тем самым снижение нагрузки на краевой бюджет. Поэтому в приоритете осуществление реконструкции теплоэнергетического хозяйства в тех муниципальных районах, где эксплуатируются жидкотопливные котельные (на топочном мазуте и дизельном топливе). А это:

  • Ванинский муниципальный район (р.п. Ванино);
  • Муниципальный район имени Лазо (р.п. Переяславка);
  • Николаевский муниципальный район (р.п. Многовершинный);
  • Советско-Гаванский муниципальный район (г. Советская Гавань, р.п. Лососина);
  • Амурский муниципальный район (п. Литовко);
  • Хабаровский муниципальный район (с. Князе-Волконское, с. Калинка, с. Благодатное, с. Мирное).

Нами уже разработан план мероприятий "Дорожная карта" по выводу из работы обозначенных выше жидкотопливных котельных Хабаровского края на сумму 3,2 млрд. рублей. Реализация мероприятий планируется до 2023 года, что позволит сэкономить свыше 65 тысяч тонн жидкого топлива, в том числе более 6 тысяч тонн дизельного. Годовые затраты на приобретение жидкого топлива сократятся ориентировочно на 1,9 млрд. рублей.

Уже в 2020 году в р.п. Переяславка района им. Лазо мы начнем строительство 2 газовых котельных вместо дизельной котельной ЦРБ, что в будущем даст экономию в топливе около 150 млн. рублей, а также обеспечит качественное теплоснабжение всех потребителей. Стоимость проекта – 180 млн рублей, все будет сделано исключительно на средства инвестора.

Кроме этого, в следующем году планируется запуск ТЭЦ в г. Советская Гавань с переводом нагрузки от мазутных котельных на новый энергоисточник. На первом этапе в отопительный период 2020/21 года будут выведены из эксплуатации 4 мазутные и 2 угольные котельные. На втором этапе, после строительства магистральной тепловой сети и центральных тепловых пунктов, планируется остановить работу мазутной котельной № 8 и угольной ФКУ ИК-5.

— Насколько успешно прошел в этом году завоз всего необходимого в отдаленные районы края?

— В навигацию 2019 года в северные районы края с ограниченными сроками завоза грузов централизованно поставлено 38,9 тыс. тонн топлива, из которых 15 тыс. тонн угля и 23,9 тыс. тонн нефтепродуктов. Завезенного топлива будет достаточно на весь межнавигационный период 2019/20 года.

По центральным и южным районам края на сегодняшний день фактическое накопление топлива составило 64 тыс. тонн угля и 7,4 тыс. тонн нефтепродуктов. Отгрузки осуществляются в соответствии с заявками коммунальных предприятий и администраций муниципальных районов.

— Говоря о финансировании проектов модернизации, вы постоянно упоминаете об инвестициях. Во что вкладывают средства инвесторы и насколько активно проходит этот процесс?

— В 2019 году в Хабаровском крае осуществлялась реализация мероприятий по 22 инвестиционным программам. Восемь из нихв сфере электроснабжения, девять в сфере теплоснабжения, пять в сфере водоснабжения и водоотведения (из них две в сфере водоотведения, одна в сфере водоснабжения и три в сфере водоснабжения и водоотведения). Только за 9 месяцев 2019 года фактический объем инвестиций составил 374,434 млн. рублей.

В рамках утвержденных инвестиционных программ в сфере электроснабжения, водоснабжения и водоотведения были выполнены следующие мероприятия:

  • На территории города Хабаровска реконструированы 16 трансформаторных подстанций, свыше 39 км электрических и  2,2 км водопроводных сетей; ведется реконструкция водозабора "Остров Заячий" (завершится в 2020 году); построен участок водовода диаметром 400 мм протяженностью 6,66 км от ул. Флегонтова до пос. Красная речка; приобретено насосное оборудование, электродвигатели и другое имущество.

Также в 2019 году на территории Хабаровского края заключено два долгосрочных концессионных соглашения (договора о создании (реконструкции) муниципальных объектов за счет средств частных инвесторов), касающихся:

  • объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения, расположенных на территории Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района, сроком на 15 лет, общим объемом инвестиций 306 млн. рублей, в том числе средства инвестора – 300,2  млн. рублей;
  • централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района, сроком на 6 лет, общим объемом инвестиций 12,9 млн. рублей, в том числе средства инвестора – 12,9 млн. рублей.

По состоянию на 01 декабря 2019 года на территории края действует 45 концессионных соглашений в сфере твердых коммунальных отходов, тепло-, водоснабжения, водоотведения с общим объемом инвестиций 1 696 млн. рублей, в том числе средства инвестора 1 074 млн. рублей. В эксплуатации концессионеров находится 176 коммунальный объект.

— Одна из самых актуальных проблем уходящего года – реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в том числе раздельный сбор мусора. Что было сделано в 2019 году в этом направлении?

— По поводу последнего сразу хочу сказать, что министерством уже разработан проект порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края. Он прошел процедуру публичного обсуждения и в настоящее время находится в стадии согласования.

Что же до остального, то нами была проделана масштабная работа по определению мест накопления отходов, разработке схем потоков от источников их образования до объектов обращения с отходами и многому другому. В том числе запланировано строительство новых объектов по обращению с ТКО.

В рамках реализации национального проекта "Экология" губернатором края еще 12 декабря 2018 года был утвержден региональный проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами", в рамках которого мы занимаемся активной подготовкой и вводом в эксплуатацию объектов по  предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, а так же объектов по переработке ТКО. Так же в наши задачи входит разработка электронной модели территориальной схемы обращения с ТКО (запланирована на 2020 год), инвентаризация мест размещения ТКО в Хабаровском крае и анализ территориальной схемы обращения с отходами на соответствие результатам инвентаризации (проведена по нашим запросам органами местного самоуправления и 18 июня 2019 года характеристика таких объектов представлена для сверки в адрес министерства; по итогам проверки выяснилось, что существующая территориальная схема объектов обращения с ТКО не требует внесения изменений).

Министерством совместно с КГКУ "Служба заказчика по ТЭК и ЖКХ" была разработана техническая часть аукционной документации на определение подрядной организации для разработки проектной документации по объектам обработки ТКО, планируемых к строительству на территориях Комсомольска-на-Амуре, Советско-Гаванского и Николаевского муниципальных районов. Сами конкурсные процедуры по разработке проектной документации на вышеуказанные объекты запланированы на 2020 год.

Региональным проектом и федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящим в национальный проект "Экология", на 2019 год для Хабаровского края установлены следующие показатели:

  • доля ТКО, направленных на обработку в общем объеме образованных ТКО, должна составлять 12 %;
  • доля ТКО, направленных на утилизацию (переработку) в общем объеме образованных ТКО — 7 %.

Согласно проведенного министерством мониторинга в 2019 году доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО, составила 16%, доля ТКО, направленных на утилизацию, – 10,4%.

Учитывая изложенное, целевые показатели, установленные региональным и федеральным проектами, в 2019 году достигнуты.

— Качественная питьевая вода до сих пор остается одной из важных тем для жителей края. Что-то делается в этом направлении?

—Во исполнение федерального проекта "Чистая вода" разработана и 31 июля 2019 года утверждена правительством края программа "Повышение качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 годы". 

В феврале текущего года между Правительством края и Минстроем России было заключено соглашение о предоставлении в 2019 – 2021 годах субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объектов питьевого водоснабжения. Объем финансирования на 2019 год составил 69,5 млн. рублей.

Между министерством жилищно-коммунального хозяйства края и администрацией Вяземского муниципального района заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета на финансирование строительства объекта станции очистки питьевой воды в с. Аван Вяземского муниципального района с финансированием 12,309 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета 10,809 млн. рублей).

В июле 2019 года администрацией Вяземского муниципального района заключен муниципальный контракт с ООО "Водпроектстрой" на строительство станции очистки питьевой воды мощностью 100 м3 в сутки в с. Аван. А уже в ноябре 2019 года строительство этого  объекта подрядной организацией завершено, объект введен в эксплуатацию.

— Какие еще проекты реализуются силами министерства на территории края?

— В этом году стартовал региональный проект "Формирование комфортной городской среды", входящий в национальный проект "Жилье и городская среда", в рамках которого мы занимаемся благоустройством территорий населенных пунктов. Его участниками стали 39 муниципальных образований края.

По плану, в период с 2019 по 2022 годы нам необходимо благоустроить 445 общественных пространств, из которых 131 – в прошедшем 2019 году.  

Подводя итог, на 4 декабря 2019 года контракты на выполнение работ по благоустройству заключены для всех выбранных общественных территорий. 122 из них уже благоустроены. Работы на 9 территориях находятся в завершающей стадии.

Чтобы определить, какие территории из списка благоустраивать в 2020 году, осенью текущего года мы провели рейтинговое голосование, в котором приняли участие около 40 000 жителей из 56 муниципальных образований Хабаровского края. Именно они расставили приоритеты выполнения работ и выбрали общественные территории, подлежащие первоочередному благоустройству.

Итоговый перечень территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, будет сформирован до конца 2019 год после проведения отбора муниципальных образований края – участников регионального проекта 2020 года.

— Еще одна "наболевшая" тема – ветхий жилой фонд. Как решаются проблемы в этой сфере?

— 12 декабря 2018 года Губернатором края был утвержден региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", ставший итогом реализации национального проекта "Жилье и городская среда". Его цель – обеспечение в крае устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к 31 декабря 2024 г. не менее 51,83 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда и 2,87 тыс. человек.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 марта 2019 г. № 118-пр утверждена Адресная программа для 14 муниципальных образований края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 г.

За два года программой переселения предусмотрено расселение 3,66 тыс. человек из аварийного жилищного фонда общей площадью 59,79 тыс. кв. метров. Общий объем финансирования этого проекта составляет 3,63 млрд. рублей. Из них 3,199 млрд. рублей предоставляет Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 98,96 млн. рублей – краевой бюджет и 335,43 млн. рублей – бюджет муниципальных образований края.

Участниками I этапа Программы переселения (2019 – 2020 годы) являются четыре муниципальных образования края: города Хабаровск,  Комсомольск-на-Амуре, городские поселения Бикин и Советская Гавань.

Целевыми показателями на 2019 год по Программе переселения являются: расселение 41 гражданина из аварийного жилищного фонда площадью 0,83 тыс. кв. метров.

Целевой показатель 2019 года выполнен в полном объеме (в г. Бикине приобретены жилые помещения для расселения 41 гражданина из аварийного жилищного фонда общей площадью 0,83 тыс. кв. метров).

На 2020 год целевыми показателями Программы переселения являются: расселение 366 граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 5,49 тыс. кв. метров.

Участниками I этапа Программы переселения (2019 – 2020 годы) реализуются установленные целевые показатели на 2020 год (по состоянию на 22.12.2019):

  • администрацией города Хабаровска приобретены 33 жилых помещений для расселения 81 граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 1,35 тыс. кв. метров;
  • администрацией городского поселения "Город Советская Гавань" приобретены шесть жилых помещений для расселения 13 граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 0,12 тыс. кв. метров;
  • администрацией города Комсомольска-на-Амуре приобретены два жилых помещения для расселения семи граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 0,11 тыс. кв. метров;
  • администрацией городского поселения "Город Бикин" приобретены два жилых помещения для расселения шести граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 0,11 тыс. кв. метров.

— И последний вопрос, который волнует, наверное, большинство жителей края – это тарифы на услуги ЖКХ. Как будут меняться они в 2020 году?

Правительством Хабаровского края принимаются существенные меры по сдерживанию роста платы граждан за коммунальные услуги. Стоимость производимой коммунальными котельными тепловой энергии в нецентрализованной зоне энергоснабжения составляет от 2,5 до 13 тыс. руб. за 1 Гкал. Население оплачивает от 14 % до 92 % от стоимости тепловой энергии. Разница в стоимости тепловой энергии компенсируется коммунальным предприятиям за счет средств краевого бюджета.

Так, в 2019 году из краевого бюджета предоставлена субсидия на возмещение затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства края, связанных с удорожанием топлива за 2017 и 2018 годы в размере 318,1 млн. рублей. Возмещены убытки 50-ти организациям края, оказывающим услуги теплоснабжения в муниципальных районах Хабаровского края.

В соответствии с постановлением от 10 декабря 2018 года № 85 Губернатора Хабаровского края, предельный максимальный тариф на тепловую энергию составляет с 01 июля 2019 года (с НДС):

  •  для населения, проживающего в районах, относящихся к районам Крайнего Севера, – 1 732,57 руб./Гкал (с ростом к декабрю 2018 г. – 5,7 %);
  • для населения, проживающего в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера, – 2 744,09 руб./Гкал (с ростом к декабрю 2018 г. – 1,7 %).

Для поэтапного приведения тарифов на тепловую энергию к единому по краю принято решение установить на 2020 год предельные тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера, на уровне 2019 года (без роста).

Что касается электроэнергии, то население Хабаровского края оплачивает ее по единым тарифам на минимальном уровне, установленном Федеральной антимонопольной службой РФ.

Стоимость производимой коммунальными предприятиями в крае электрической энергии с 01 июля 2019 года составляет без НДС от 8 до 95 рублей за 1 кВт.ч. Население оплачивает от 3 % до 52 % от стоимости электрической энергии.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 года № 40/1 тарифы на электрическую энергию для населения с 01 июля 2019 года установлены в размере:

  • в городских поселениях в домах, оборудованных газовыми плитами – 4,55 руб./кВт.ч.;
  • в домах, оборудованных стационарными электроплитами в установленном порядке, и в сельских населенных пунктах – 3,19 руб./кВт.ч.

Убытки коммунальных предприятий от реализации населению электрической энергии также возмещаются из средств краевого бюджета.

С 2013 года рост платы граждан ограничен предельными индексами, ежегодно утверждаемыми Губернатором Хабаровского края в пределах индексов, ежегодно утверждаемых Правительством РФ. Если рост платы в сопоставимых условиях превысил установленный индекс, гражданам предоставляется компенсация части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Порядок предоставления компенсации установлен законом Хабаровского края
от 23 апреля 2014 г. № 356 и постановлением Правительства Хабаровского края от 06 июня 2014 г. № 176-пр.

На 2019 год предельные индексы установлены постановлением Губернатора края от 04 декабря 2018 г. № 83 в размере:

  • I полугодие 2019 г. – с ростом к декабрю 2018 г. на 1,7 %;
  • II полугодие 2019 г. – с ростом к январю 2019 г. на 2,4 %.

За 2018 год из краевого бюджета на цели по сдерживанию роста платы граждан за коммунальные услуги выделено коммунальным предприятиям субвенций в сумме 4 млрд. 188 млн. рублей. В 2019 году на это в краевом бюджете предусмотрено 4 млрд. 925 млн. рублей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость