Максим Зубакин: Без нашей работы ни один вертолет не будет собран

Инженер-конструктор У-УАЗ ушел из частного сектора, чтобы работать на авиазаводе
Человек труда
Максим Зубакин
Фото: пресс-служба АО "У-УАЗ"

11 декабря 2019. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) — один из лидеров авиастроения в России. Он входит в состав холдинга "Вертолеты России". У-УАЗ единственный в России завод, имеющий компетенции в области производства как самолетной, так и вертолетной авиатехники. За более чем 80 лет существования предприятие выпустило около 8,5 тысяч единиц авиатранспорта.

Продукция Улан-Удэнского авиационного завода поставляется государственным и коммерческим заказчикам России, Европы, Азии, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании, успешно эксплуатируется более чем в 40 странах мира.

Активное развитие производства требует привлечения на завод квалифицированных кадров. Стратегическим партнером Улан-Удэнского авиационного завода по вопросам кадрового обеспечения является Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Максим Зубакин занимает на У-УАЗе должность заместителя главного технолога — начальника конструкторско-технологического отдела по заготовительно-штамповочному производству.

— Наш отдел курирует производственные цеха как в области технологий изготовления деталей (Заготовительно штамповочное производство и Слесарно сварочное производство) так и проектирования и изготовления оснащения, таких направлений как: резинотехнические изделия, изделия из пластиков, текстолитов, оргстекла — рассказывает Максим. — Заместителем главного технолога — Начальником отдела я стал недавно, в феврале 2019 года. На мне сейчас груз определенной ответственности — чтобы закрепленные за нами производственные цеха были вовремя оснащены, в требуемом количестве и в нужном качестве. То, что надо, и точно в срок.


Улан-Удэнский авиационный завод. Фото: пресс-служба АО "У-УАЗ"

Летательный аппарат состоит из набора всевозможных деталей —жесткости, обшивки, стрингеров, шпангоутов и многого другого, пояснил технолог. Каждая деталь должна быть на своем месте. У каждой должны быть определенные геометрические размеры. И две соседние детали должны быть "согласованы". Каждая должна быть в строго определенной позиции, не должна заходить на другую и мешать сборке. Есть соединительные отверстия, они должны находиться тоже точно на своем месте, определенного диаметра с определенными отклонениями.

— Если увязка не будет соблюдена, у нас ни один летательный аппарат не будет собран. Это будет набор металлических запчастей.

Рабочий путь Зубакина в авиастроении начался также с проектирования.

— Это был далекий 2002 год. Я закончил наш местный вуз, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГТУ) по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". Получил квалификацию инженера-механика. Я стоял на распутье, куда пойти, какое предприятие меня возьмет. Куда себя продать, так скажем. В тот момент я жил на Восточном (район Улан-Удэ), по соседству с авиазаводом, сюда решил и обратиться.

— Пришел молодой, горячий, с амбициями, на должность инженера-конструктора без категории. Меня определили в конструкторское бюро. Первой моей деталью была рамка для обогреваемого стекла, нужно было ее спроектировать. Как раз на заводе шел процесс перемоделирования кабинной части вертолета Ми-8, — вспоминает Максим Зубакин. — Деталь была в чертежной форме, нужно было перевести ее в электронную. Это было задание, которое запомнилось навсегда и научило меня работать.

Карьера в КБ была прервана двухлетней службой в армии. После ее прохождения сомнений, куда пойти работать не было – конечно, на авиазавод. Вернулся вчерашний военнослужащий уже на должность инженера-конструктора 2-й категории. Вместе с коллегами занимались определенными работами, проектированием оснащения, производили разметку на оснащение: контрольные болванки и т.д.

На У-УАЗ Максим проработал до 2008 года.

— У меня родилась дочь. Мне нужно было содержать семью, а на ту зарплату я не мог этого делать. Пошел за большим рублем.

Тем не менее, ровно через семь лет, день в день Зубакин вернулся на родное производство. В частном секторе Максим также работал инженером-конструктором, но его не устраивала система "серых зарплат" и их уровень. Помимо финансового удовлетворения молодой инженер искал и выхода для творчества.

Во время перерыва в работе на предприятии Максим получил еще и экономико-юридическую специальность — по налогам и налогообложению.


Максим Зубакин. Фото: пресс-служба АО "У-УАЗ"

— Я уже на тот момент думал, что есть определенные стадии роста человека. Не люблю застой, нужно всегда развиваться. Я себя видел дальше, управленцем, а ему нужно быть не только технически грамотным, но и иметь определенные навыки. Специфика этого образования как раз идет на грани экономики и юриспруденции. Решил убить двух зайцев одновременно.

По возвращении на авиазавод Максим стал курировать заготовительно-штамповочное производство и занимался этим до конца 2017 года, а вскоре стал начальником технологического бюро, которое является ведущим отделом по заготовительно – штамповочному производству в части технологий изготовления деталей и своевременностью оснащения оснасткой (инструментом) цехов, где изготавливают детали: резинотехнические изделия, пластик, текстолиты, оргстекло, остекление вертолетов, композитное производство и др.

— Огромное количество технологий изменилось. Раньше все делалось универсальным ручным методом, а сейчас применяются станки с числовым программным управлением, — рассказывает Зубакин. Конструкторская документация нужна в программном виде, чтобы что-то сделать. Приходится уходить от чертежной (бумажной) технологии в электронную, также в производстве, оснащении и технологии изготовления деталей.

— Сейчас мы работаем с вертолетами Ми-8/17 и их модификациями, легким вертолетом Ка-226. Запускаем оффшорный вертолет Ми-171А3. Мы сейчас занимаемся проработкой и постановкой его "на крыло", здесь мы еще в самом начале пути. У нас есть также соглашение о кооперации с иркутским авиационным заводом. Им мы поставляем хвостовое оперение на учебно-боевой самолет Як-130. То же на опытный самолет Як-152. Также у нас есть штурмовик Сухого, но мы на данный момент работаем в части исполнения контрактов по запасным частям.

В настоящее время Максим Зубакин является руководителем проекта "Развитие центра специализации заготовительно-штамповочного производства на базе АО "У-УАЗ" как самостоятельного передового подразделения У-УАЗ, закрывающего потребности предприятий холдинга "Вертолеты России" в деталях заготовительно-штамповочного производства". В 2019 году он стал участником национального проекта "Лидеры производительности". В составе команды "Эверест" анализировал производственный процесс в филиале НПО "Наука". Проект "Новая производственная площадка как база роста производительности труда" занял первое место на потоке среди команд, состоящих из участников 38 регионов страны. За высокие результаты обучения награжден стажировкой в Южной Корее, куда отправится во второй половине декабря 2019 года.

— Я люблю, как модно сейчас говорить, "драйв". Нельзя сидеть на месте. "Заболоченность" мне не нравится. Мне нравится кипеть, быть активным, быть на пике. Чтобы было постоянное движение, чтобы серое вещество просчитывало несколько вариантов. Когда постоянно одно и то же — это неинтересно. Это отбивает дальше все желание работать.

В планах Зубакина — поступление в 2020 году в Московский авиационный институт на специальность "Самолето— и вертолетостроение". Такую возможность предоставляет предприятие.

В личной жизни Максим считает себя счастливым человеком. Он воспитывает 15-летнюю дочь и 10-летнего сына. В этом году он заселился в собственный дом.

— В нем пока нет благоустройства. Самому приходится топить котел, чтобы обогревать дом.

В свободное время интересы Зубакина совпадают с региональными предпочтениями людей, живущих возле Байкала.

— Рыбалка, охота. Люблю копаться в компьютерной технике, подремонтировать, программы установить. С автомобилями также. Люблю, чтобы все было идеально, ни скрипа, ни стука.

Проект "Человек труда" создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.

Смотрите полную версию на сайте >>>