AmurMedia, 22 ноября 2019. Где брать кадры, которые хотели бы работать на Дальнем Востоке? Почему школы не хотят пускать к себе НКО? И где детям быть услышанными, если учителя считают их "дебилами"? Обо всем этом и о важности патриотического воспитания рассказал ИА AmurMedia руководитель “Дальневосточного фонда суворовцев и кадет", депутат Хабаровской городской думы Евгений Плетнев.
— Почему вы решили заняться патриотическим воспитанием молодежи?
— Я сам выпускник Уссурийского суворовского военного училища. Существует суворовская династия Плетневых, насчитывающая 6 человек, седьмой сейчас там учится. Это стало нашей семейной традицией. Поэтому я с большим удовольствием возглавил фонд, который в рамках устава осуществляет патриотическую деятельность, помогает нашим ребятам – выпускникам Суворовских, Нахимовских военных училищ и кадетских корпусов. Мы не только ведем активную деятельность по кадетскому образованию в Хабаровском крае, но и участвуем в жизни региона. Например, в 2018 году мы совместно с настоятелем храма Александра Невского отцом Василием, при поддержки администрации г. Хабаровска и Восточного Военного округа провели песенный фестиваль среди кадетских школ и юнармейских формирований “Армия России”. Отец Василий очень радеет за кадетское образование в городе и в крае, много для этого делает. Ежегодно на протяжении уже четырех лет в день празднования “дня ВДВ” совместно с краевым “союзом десантников” мы проводим крестный ход. Проводим мероприятия по увековечиванию памяти наших погибших братьев.
— Что вам дало обучение в Суворовском военном училище?
— Мы, суворовцы, с детства учимся любить Родину и быть готовыми посвятить ее защите всю свою жизнь. Кроме того, выпускники Суворовских военных училищ и суворовцы, проходящие в данный момент обучение, это дружное кадетское братство. Неважно, в Уссурийске это училище находится или в Москве, мы все – практически, как родные братья. У каждого из нас есть по всей стране тысячи друзей, которые всегда готовы откликнуться. Я часто бываю в Уссурийском военном училище, и всегда я чувствую себя там как дома – меня или любого выпускника встречают там, как родного. Кроме того, в стенах училища ребятам прививают уважение к старшим – нашим командирам, офицерам, преподавателям. Мы понимаем, что защищать Родину можно не только с оружием в руках, и полученное образование позволяет раскрыть себя на любом поприще. Это все воспитывает в детях настоящий патриотизм.
— Есть ли что-то, что, на ваш взгляд, стоило бы усовершенствовать в кадетском образовании в России?
— К сожалению, на данном этапе не до конца проработана сама концепция кадетского образования. Над ней бьются в Москве в Министерстве. Сам почетный председатель всероссийского союза суворовцев Александр Владимиров активно принимает участие, но все равно выходит так, что мы не ведем детей дальше, хотя кадетское образование должно помогать нам в составлении кадрового резерва. Я считаю, что нужно помогать детям с выбором дальнейшей профессии. Нужна, в том числе, работа психологов, чтобы анализировать, к каким дисциплинам ребенок предрасположен – и давать ему толчок, направление. Ориентировать по соответствующим институтам. Тем более, край заинтересован в молодых специалистах, в том, чтобы они не уезжали – так пусть дети с самого начала видят, что в них заинтересованы. Еще одна проблема кадетского образования – мы не имеем достаточно дотаций, чтобы его развивать. Хотелось бы видеть больше таких учреждений, как как Кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова. Меня как выпускника Суворовского училища, как офицера очень порадовало, когда дневальный строевым шагом подошел ко мне и выяснил цель визита. Приятно видеть таких подтянутых, дисциплинированных, аккуратных курсантов. Из этих ребят выйдет большой толк. Однако на такие учебные заведения нужен бюджет, и город или край не могут себе позволить полное их содержание. Поэтому наш фонд ведет переписку с Росгвардией. Тем более, в Хабаровске раньше, еще до революции, на Серышева, там, где сейчас располагается штаб военного округа, существовал Хабаровский кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского. Поэтому я считаю, нужно восстановить историческую справедливость. Переписка по этому поводу велась еще в 2008 году, когда президентом был Д.А. Медведев. Вячеслав Шпорт тогда вел активную работу по созданию кадетского корпуса. Но, несмотря на то, что работу провели мы, кадетский корпус открыли в Амурской области. Еще одно направление, в котором нужно расти, — создание подобных учебных заведений для девочек.
- В этом направлении уже проводилась какая-то работа, или пока это только планы, наметки?
- Одной из первостепенных задач мы считаем открытие в Хабаровске Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации. Пока в России их два: в Москве и в Санкт-Петербурге, но, по словам министра Сергея Шойгу, в планах Минобороны — открытие таких же пансионов на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири. Одним из мест расположения пансиона рассматривалась территория Волочаевского городка. Работа в этом направлении ведется. Примерно три месяца назад мы обратились к руководству Росгвардии. У Министерства обороны уже много учебных заведений, а Росгвардия – структура довольно новая, поэтому мы ведем диалог с ними. Пока наше предложение находится на рассмотрении, ответа еще не поступало. Но мы надеемся, что они все-таки рассмотрят этот вариант.
- Вы активно занимаетесь продвижением кадетского образования в Хабаровском крае. В чем на ваш взгляд его важность?
- В кадетском образовании я вижу очень большой потенциал для развития и подготовки кадрового состава. Сложилось мнение, что сейчас у нас существует кадровый голод, но на самом деле это не совсем так. Большой процент профессионалов уходит со своих рабочих мест из-за всех этих пертурбаций, когда меняются организации или, точнее сказать, вывески на них, идет не рациональная политика смены руководящего состава. Кадетская подготовка должна помочь в этом, подготовить тех профессионалов, которые останутся на своих рабочих местах.
— Как вы считаете, достаточное ли внимание уделяется в современной России патриотическому воспитанию?
— Внимание, однозначно, уделяется. Но хотелось, чтобы к тем, кто активно участвует в патриотических начинаниях, не относились, как к "потешным классам", которые просто прошагали, промаршировали в форме и все. Сейчас многие недооценивают такие организации из нашего детства, как октябрят, пионерию, комсомол. Но нельзя не отметить, что эти объединения делали детей дружнее, добрее, прививали уважение к старшим. Хотя в том, что уважение к старшим теряется, порой виноваты и сами старшие, не прививающие субординацию. В общем, я хочу сказать, что патриотическое воспитание не ограничивается только военной подготовкой. Это комплексный подход к воспитанию в целом. Одним обучением стрельбе из винтовки, штудированием воинского устава и физической подготовкой обойтись нельзя. Патриотизм - это, в первую очередь, история.
— То есть вы считаете, что у нас в школах и обществе не хватает такой единой детско-юношеской организации, как была раньше пионерия?
— Конечно. И сейчас, на этапе формирования Юнармии, Юнармейского движения и кадетского образования, мы можем такую организацию создать. На сегодняшний день есть совет при правительстве Хабаровского края по кадетскому образованию при Министерстве образования. Это хорошо, но его необходимо дополнить, чтобы это были не только встречи с разговорами и отчетами, но и реальный поиск путей решения проблем. Нам нужно приходить в школы. Хотя школы не любят, когда к ним приходят из некоммерческих организаций. После выхода в отставку, я начал заниматься кадетским движением. Мы выступили с ходатайством перед Министерством образования, предлагали свою помощь. Но ответ был простой: "У нас все хорошо, мы не нуждаемся в помощи со стороны". То есть, школы просто не любят пускать НКО. Не хотят, чтобы люди увидели, что там происходит. Хотя проблемы есть, и мы о них знаем. Сейчас, с депутатскими полномочиями, с этим стало легче – школы уже не могут отказать нам, не пустить. Мы с депутатским корпусом сейчас ездим по школам и изучаем меню школьных столовых, бытовые условия и жизнь детей в школе, что как устроено, чего не хватает. Но, кроме бытовых моментов, есть и еще один важный аспект, в котором как раз и понимаешь всю важность организации типа пионерии. Дети хотят слышать и быть услышанными. Я сталкивался с таким примером из одной школы. Нам сказали про один из девятых классов, что в нем, как выразились учителя, "одни дебилы". Но это оказались совершенно нормальные дети. В течение почти двух часов они меня с интересом слушали, и на мой вопрос, не устали ли они, ответили, что нет, и им интересно. Они хотят слушать людей, которые приходят к ним со стороны и относятся к ним не как к ученикам, а как к личностям.
- Почему вы решили баллотироваться в депутаты? Какова ваша как депутата основная цель?
— Цель – оставить за собой ту Россию, из которой не хотелось бы уезжать. Оставить нашим детям страну, в которой хотелось бы трудиться, развиваться, а главное, создавать семью. Поэтому я всегда придерживаюсь девиза нашего фонда “добро делать спешить должно”.... (А.В.Суворов).