29 октября 2019. Повесткой Восточного экономического форума, прошедшего в сентябре 2019 года во Владивостоке, стало обсуждение условий развития совместного бизнеса, поиск решений для экономического роста и многое другое. В диалоге России и стран Азии активное участие принимал генеральный директор компании "Хоккайдо Корпорейшн" Юкио Тэмма, рассказавший корр. ИА AmurMedia о компании и перспективах русско-японского сотрудничества.
— Вы впервые во Владивостоке или бывали здесь и раньше?
— Для меня это хорошо знакомый город, в какой-то степени даже родной: когда я работал в банке "Хоккайдо", я был руководителем его представительства здесь, во Владивостоке.
- Насколько, по-вашему, эффективен проект – свободный порт Владивосток?
— Сейчас трудно оценить его эффективность. Пока здесь не так уж много японских резидентов. Но, думаю, результаты будут видны уже в ближайшее время. Уже сейчас я вижу в этом проекте положительную динамику – например, здесь предусмотрены определенные преференции для резидентов. Налоговые льготы в рамках ТОР делают проекты, которые реализуются на этих территориях, более эффективными. При выборе места для реализации нашего проекта мы это обязательно учитываем.
— Что именно интересно для вас на Дальнем Востоке? В каких направлениях вы видите самый высокий потенциал?
— Мы уже давно работаем на Дальнем Востоке. Наиболее интересные направления здесь – это, в первую очередь, сельское хозяйство и морепродукты. Еще одна перспективная сфера деятельности – утилизация мусора и водоподготовка.
— С какими российскими регионами уже налажено сотрудничество? Где вы представлены на Дальнем Востоке и за его пределами?
— Наше дочернее предприятие находится на территории Владивостока, также мы взаимодействуем с Хабаровском и Сахалином. Однако существенная часть нашего потребительского рынка находится на западе России, так что мы открыли офис компании в Москве. Помимо этого у нас сейчас развивается активное сотрудничество с республикой Саха (Якутия). Мы собираемся построить там уникальный круглогодичный тепличный комплекс. Все мы в какой-то мере хотим быть первооткрывателями. Возможно, это звучит как детские мечты, но лично я хочу реализовать этот проект в самом холодном городе на Земле. Чтобы в месте, где вечная мерзлота, круглый год были свежие овощи. Самое главное, что это не сырьевой проект. Мы не извлекаем природные ресурсы из недр, а создаем продукт своими руками, обеспечиваем рабочие места для жителей города и окрестных населенных пунктов, делаем регион богаче.
— После Якутии следующий шаг – Арктика?
— Тогда лучше уже сразу нацеливаться на Марс. Нам все же важен не рекорд ради рекорда, а потребитель. В Якутии он есть, в отличие от Арктики.
— Хотелось бы также перейти к вопросам, касающимся Восточного экономического форума. Круг его тем достаточно широк. Что из них вас наиболее интересует?
— Мне интересны все темы форума. У нас с Дальним Востоком много общих точек соприкосновения. Компания "Хоккайдо Корпорэйшн" располагается в Хоккайдо. Остров, на котором она находится, относится к северным, холодным районам Японии. Дальний Восток – тоже удаленный и довольно холодный регион. Таким образом, мы оба – регионы холодные, северные, удаленные от столицы. Это делает нас похожими, родственными по духу и по тому, какие задачи развития стоят перед нами.
— Как вы оцениваете форум с точки зрения участника? Будет ли он, по-вашему, иметь благоприятные последствия для российско-японского сотрудничества?
— Я считаю, что подобные форумы, в частности ВЭФ, очень полезны и активно развивают российско-японские отношения. В Японии, несмотря на то, что уже 21 век, и технологии шагнули довольно далеко, все равно очень мало людей, которые хорошо знают Россию. Так что это мероприятие – отличная возможность для нас узнать Россию лучше: принять участие в культурном обмене, завести бизнес-контакты, увидеть все своими глазами.
- На форуме поднималась тема освоения Арктики, развития Северного пути. Насколько актуально это для вас?
— Для нас эта тема очень важна. Ведь Северный морской путь позволяет доставлять грузы из Японии в Европу и из Европы в Японию гораздо быстрее, прямым маршрутом. Это позволит не только сократить время доставки, но и даст значительную экономию средств на перевозку грузов, так что нам как компании, занимающейся, в том числе, доставкой, этот проект особо интересен.
— Расскажите о вашей компании. Как она была создана и какие функции выполняет?
— Наша компания очень молодая. Я организовал ее три с половиной года назад. Ее идея возникла благодаря "Хоккайдо Банку", в котором я тогда работал. Банк, как вы понимаете, сугубо финансовый институт, выполняющий функции отправки и получения денег. И все, что касается перемещения товаров из пункта А в пункт Б, их продажи – уже не находится в компетенции банка. При этом в префектуре Хоккайдо есть много предприятий, заинтересованных в выходе на российский рынок, которые хотят предоставлять в России свои товары и услуги или, наоборот, завозить российские товары. Возникла необходимость появления некоторого торгового дома, чтобы все это кооперировать. Так и появился "Хоккайдо Корпорэйшн". Головной офис компании находится в Саппоро. На территории Владивостока у нас есть стопроцентное дочернее предприятие – компания "Пегас Эйч Си". Таким образом, можно сказать, что обе наши компании – окно между Россией и Японией. "Пегас Эйч Си" — окно в Японию для российских компаний, а непосредственно "Хоккайдо Корпорэйшн" — окно в Россию для японских компаний, которые хотят торговли в России. Я хотел бы добавить, что хоть мы географически и находимся очень близко, являемся соседями, но, к сожалению, пока экономическое сотрудничество у нас не развито на должном уровне. Надеюсь, в дальнейшем силами нашего торгового дома степень экономического сотрудничества будет соответствовать нашему географическому положению.
— Что, как вы считаете, для этого нужно сделать?
— Ключ к плотному экономическому сотрудничеству – гуманитарные обмены. Необходимо, чтобы японцы ездили в Россию, а россияне – в Японию. Чтобы мы лучше друг друга узнавали, обменивались специалистами, студентами. Я знаю, что сообщение между нашими регионами сейчас увеличивается, наращивается количество рейсов из городов Дальнего Востока в Японию, и молодые люди начали ездить и с вашей, и с нашей стороны. Наверное, это будет хорошим стимулом, чтобы экономическое сотрудничество развивалось более интенсивно.
— Существует мнение, что сфера энергоресурсов и их транспортировки – это то, что наиболее эффективно объединяет разные страны. Планирует ли японское бизнес-сообщество развивать и укреплять инвестиционное сотрудничество с Россией в этом направлении, разрабатывать какие-то совместные проекты?
— Многие японские компании имеют большой интерес к нефтегазовой отрасли и вообще к отрасли природных ресурсов, ископаемых. Участие в подобных проектах характерно для японского крупного бизнеса. Есть примеры успешного сотрудничества российского и японского бизнеса по развитию таких проектов. Что касается нашей компании, то наши интересы лежат в других областях – сельскохозяйственная продукция, продукты питания, промышленные товары и высокие технологии.
Беседовала Руслана Страхова.