28 августа 2019. Участие частных компаний в видеофиксации нарушений ПДД уменьшает уровень аварийности. К такому выводу пришли в Минэкономразвития РФ. За подтверждением этого вывода далеко ходить не надо: достаточно сравнить уровень аварийности в трёх дальневосточных регионах: Хабаровском крае, Приморском крае и в ЕАО. Только в одном из них рубежи видеофиксации установила на условиях концессии частная компания. Результат не заставил себя долго ждать, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Как ранее сообщало агентство, на территории Приморского края за первое полугодие 2019 года зарегистрировано увеличение количества ДТП – всего 1331 происшествие. За аналогичный период 2018 года зарегистрирована 1167 авария, прирост составил 19,2%. Погибли 136 человек, тогда как в прошлом году 116. То есть, количество аварий с летальным исходом увеличилось на 17,4%.
И это при том, что рубежи фото-видеофиксации нарушений ПДД установлены и обслуживаются государственным предприятием и за счёт налогоплательщиков. Естественно, удовольствие это не копеечное, впрочем расходы бюджета можно проверить на сайте гос закупок.Оплата услуг из гос бюджета фирмам, которые продают камеры и занимаются их обслуживанием, фиксированная и от качества работы оборудования, и как следствие, от числа зафиксированных нарушений и суммы полученных за это штрафов не зависит.
В Хабаровском крае за первое полугодие текущего года произошло 852 ДТП, погибло 59 человек, ранено 1052. За аналогичный период 2018 года в крае зафиксировано 864 происшествия, погиб 61 человек, ранено 1089. Пусть не много, но аварийность снизилась. Число аварий – на 1,4%, число погибших — на 3,3%, число раненных — на 3,4%. Нарушения ПДД в крае фиксируют 66 стационарных и 17 передвижных рубежей фото-видеофиксации административных правонарушений. И все они также принадлежат государственным структурам и ими же обслуживаются.
И чтобы аппаратура работала безотказно и максимально точно, её регулярно поверяет Хабаровский центр стандартизации и метрологии (ЦСМ).
— Поскольку наша лаборатория аккредитована и имеет большой опыт контроля измерительных видеоприборов, к нам на поверку доставляют практически всю аппаратуру в Хабаровском крае, — рассказывает начальник отдела поверки радиотехнических средств измерений Хабаровского ЦСМ Дмитрий Мокрецов. – Два года назад и в прошлом году поверяли аппаратуру и из ЕАО. Поверять такую аппаратуру требуется раз в один или два года – в зависимости от модификации и принципа действия прибора. Так что, к осени будут поверки и в Еврейской автономии. Стационарные приборы мы поверяем на месте, передвижные доставляют к нам в лабораторию.
Найти лабораторию Хабаровского ЦСМ просто: ул. Карла Маркса, 65 офис 406. Тел.70-37-65. Режим работы: понедельник — четверг 08.00 — 17.00, пятница 08.00 — 16.00, перерыв: 13.00 — 13.45.
Что касается Еврейской автономной области, этот субъект оказался на втором месте в списке российских регионов, лидирующих по уровню безопасности на дорогах. По итогам первого полугодия, смертность в дорожно-транспортных происшествиях на территории ЕАО снизилась на 69,2%. Общее число дорожно-транспортных происшествий на дорогах области в первом полугодии 2019-го составило 102. Сокращение – более чем на 12%. Кстати, по снижению аварийности соседнюю область обогнал по всей России только ненецкий автономный округ, который является самым малочисленным в стране, находится на самом севере, и погибших там просто ноль. Машин-то, как и людей на весь округ раз, два, и обчёлся.
Концессионные камеры отслеживают аварийные места в ЕАО. Фото: ИА AmurMedia
Стоит заметить, ЕАО – это первый дальневосточный субъект, где в рамках концессионного соглашения в установку и обслуживание рубежей фотовидеофиксации инвестировала частная компания. С сентября 2018 года начата эксплуатация 38 рубежей фото-видеофиксации нарушений, установленных коммерческим предприятием ООО "Безопасные дороги ЕАО". Расходы на закупку, установку и сопровождение оборудования полностью легли на плечи данной организации, при этом собственником и распорядителем всего оборудования является правительство ЕАО. Таковы условия концессии.
— Предприятие получает за свои услуги 90% собранных штрафов и заинтересовано в том, чтобы оборудование работало безотказно. А 10% получает государство. И как показывает опыт, это выгодно всем. Ведь не неся никаких расходов, область стабильно получает доход от штрафов и концессионную плату, — говорит начальник управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО Евгений Турбин. — А главное — аварийность на дорогах региона значительно снизилась за короткое время.
При этом Минэкономразвития России указало на снижение аварийности из-за частных камер. Ведомство опровергло утверждение о том, что камеры коммерсанты устанавливают в местах с наибольшим числом нарушений Правил дорожного движения, а не в местах концентрации аварий. Об этом говорится в докладе министерства, направленном в правительство, сообщает РБК.
Согласно докладу Минэкономразвития, среднее снижение аварийности при установке камер по концессиям достигает в российских регионах 19%, тогда как в местах, где установлены государственные камеры с фиксированной оплатой услуг фиксации нарушений, этот показатель не выше 15%. По 13 из 23 госконтрактов снижение количества ДТП не превысило 5%.
Концессионные камеры отслеживают аварийные места в ЕАО. Фото: ИА AmurMedia
"В результате реализации всех соглашений, в которых размер платы публичной стороны зависит от количества собранных штрафов, аварийность снизилась на уровень выше среднего", — указано в документе. В качестве примера авторы доклада приводят концессию в Подмосковье, где аварийность уменьшилась на 15–30%. В рамках этой концессии компания получает не фиксированную плату, а вознаграждение, зависящее от количества собранных штрафов. Такие данные Минэкономразвития приводит, ссылаясь на выборку Минтранса.
Эксперты министерства также нашли связь между аварийностью и степенью конкуренции при отборе концессионеров. В тех контрактах, где исполнитель выбирался конкурентным путем (было больше одного участника), среднее снижение числа ДТП достигло 17,7%. В соглашениях, на заключение которых был только один претендент, число аварий снизилось лишь на 11%.
И не стоит забывать, что любое размещение камер производится на основании статистики аварийности и мест возможной аварийности, определяется ГИБДД и согласовывается с Минтрансом субъекта федерации.
Концессионные камеры отслеживают аварийные места в ЕАО. Фото: ИА AmurMedia
— ООО "Безопасные дороги ЕАО" эффективно и добросовестно занимается созданием и поддержанием работоспособности системы. Они сделали все каналы связи, наладили поток информации, взяли на себя всю чёрную техническую работу, — добавляет Евгений Турбин. — Но, предприятие не принимает никаких решений. Оно не может влиять на вынесение постановлений, число штрафов, не может влиять на работу судебных приставов. Постановление о назначении наказания с тех камер, которые установили и обслуживают коммерсанты, выносит ГИБДД. А всё установленное оборудование уже передано государству — в этом и заключается модель концессионного соглашения.
Так что, как видим, видеокамеры в рамках концессий на автомагистралях страны стали не столько источником доходов, сколько эффективным средством снижения аварийности на дорогах.