14 августа 2019. В правительство Хабаровского края продолжают привлекать все больше наемных специалистов, не имеющих никакого отношения к Дальнему Востоку. Кто-то относится к этому нормально: профессионал — профессионал и есть, неважно откуда он прибыл, а кто-то воспринимает новичков, как варягов-временщиков. Да и действительно, зачем искать людей по всей стране, когда в регионе существует кадровый резерв, где, казалось бы, есть вполне достойные кандидатуры? В причинах, не позволяющих найти "пророка в своем отечестве", разбирался корр. ИА AmurMedia.
В начале текущей недели массмедиа Хабаровского края в очередной раз взорвали сообщения о новом кадровом назначении в краевом правительстве. Не успели, как говорится, просохнуть чернила на официальных бумагах о назначении заместителем министра транспорта Хабаровского края приехавшего из города Иваново Николая Порошина, как на новостных лентах стали разбирать личность очередного "варяга" буквально по косточкам. Тут же заговорили и о его проблемах с законом при ведении бизнеса, причем, как оказалось, эти проблемы возникли сразу в нескольких далеких от Хабаровского края регионах, и об отсутствии опыта и навыков в транспортной отрасли, и о том, что к нашему региону бывший бизнесмен-строитель не имеет никакого отношения.
Казалось бы, назначение пришлых управленцев в правительственную команду становится уже привычным явлением. В течение последних 11 месяцев кресла в краевом правительстве с переменным успехом "варяги" занимают довольно часто. Кто надолго, а кто и не очень.
Кстати, не так давно информагентство сообщало об очередном подобном назначении. "В результате оценки кандидатов, на основании представленных ими документов об образовании, осуществлении трудовой деятельности, а также на основе проведенных конкурсных процедур победителем конкурса признан Павел Поляк", — сообщило тогда на своем сайте краевое правительство. Сведения о том, что Павел Поляк, бывший вице-губернатор Тверской области, проходил фигурантом в уголовном деле по выводу активов за рубеж, хоть и широко не афишировались, но стали достоянием общественности в считанные часы после публикации. Но конкурс есть конкурс, и в нем имеет право принять участие любой желающий. В конце концов, считает адвокат, автор передачи "Буква закона" на "Радио Восток России" Константин Бубон, недовольство избирателей Хабаровского края в случае неэффективной работы ляжет вовсе не на варяга, а на того, кто допустил его к управлению регионом.
Но не стоит забывать — "Кадры решают всё!". Вряд ли кто-то осмелится спорить со ставшей уже давно крылатой фразой, прозвучавшей в речи Иосифа Сталина ещё в 1935 году. И хотя интерпретировать слова вождя народов можно в различных плоскостях, смысл лозунга остается неизменным – руководителю любого ранга необходима крепкая команда профессионалов. Этим он и будет силён. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Для формирования такой команды нужно приложить титанические усилия и потратить огромное количество времени, ведь только время может служить адекватной проверкой способностей человека, его лояльности и способности эффективно работать в коллективе.
При этом тучи на управленческом небосводе Хабаровского края продолжают только сгущаться. В середине июля нынешнего года Сергей Фургал предупредил о том, что ротации в правительстве края будут продолжены и в дальнейшем, и объявил о конкурсе на замещение освободившихся высоких должностей: первого заместителя министра строительства и заместителя министра— руководителя управления природных ресурсов, и шести вакантных должностей рангом пониже — начальников отделов, председателей комитетов. Однако, желающих стать членом правительственной команды пока не нашлось.
"Я объявил конкурс на замещение серьезных вакантных должностей, среди которых – заместители министров, руководители отделов и прочие. А ажиотажа я не вижу", — пожаловался губернатор через три недели на встрече с кандидатами в депутаты краевой Законодательной Думы.
Количество поданных на конкурс заявок, конечно, не известно, но отсутствие серьезной активности, учитывая классическую престижность службы в краевом правительстве как в карьерном, так и в финансовом аспекте, не может не вызвать недоумения.
Кстати, на этой же встрече губернатор пошел, по мнению политологов, на беспрецедентный шаг – предложил кандидатам в случае проигрыша на краевых выборах, выдвигать свои кандидатуры на соискание вакантных должностей в правительстве края.
Между тем, по мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровской академии экономики и права Владимира Норина, конкурс на замещение вакантной должности в краевом правительстве – не более чем обусловленная законодательством процедура, а в основе кадрового кризиса лежит совершенно иная причина.
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровской академии экономики и права
Автор фото: Из личного архива В. Норина
Кадровой политики сегодня в правительстве Хабаровского края практически нет. А кадровые службы должны возглавлять профессионалы высокого уровня. Они должны быть в одном лице и юристами, и психологами, и менеджерами. Вот с этого и нужно было начинать. То, что конкурс объявлен, так это просто необходимая процедура. Извините, но ведь кадры сами по себе не побегут. В Хабаровске и в Хабаровском крае таких профессионалов много, я их лично знаю, ведь в правительстве есть кадровый резерв, причем из жителей Хабаровского края. И когда речь идет о пришлых людях, я, как и все, этого тоже не понимаю. А варяги буду решать свои материальные и финансовые вопросы, и ничего более. Это показывает практика других регионов.
Как бы то ни было, очевиден и тот факт, что сформировать эффективную команду менее чем за один год невероятно сложно. И краевому правительству еще предстоит пройти долгий путь до тех пор, когда все "части механизма" окажутся на своих местах и оно будет работать как единый живой организм. С одной стороны представлять регион в федеральном центре, человеку не живущему в нем, практически невозможно и здесь очевидно, что чем сильнее человек привязан к Хабаровскому краю, тем больше усилий он приложит для защиты интересов региона.
Но в вопросе найма управленцев именно в краевое правительство, есть свои нюансы. На самом деле, на данном этапе не так и важно из какого региона будет привлечен "варяг", ведь он выступает, по сути, в роли некоего наемного менеджера, в задачи которого входит только одно — хорошо выполнять свою работу. И, как верно отметил эксперт, нести ответственность за ошибки (коли такие будут) этих "наемных менеджеров" предстоит губернатору, а потому только ему решать, кто будет формировать его ближайшее окружение и какие риски он готов на себя взять.
адвокат, ведущий программы "Буква закона" на "Радио "Восток России"
Автор фото: ИА AmurMedia
Когда речь заходит о назначениях в краевом правительстве, я в первую очередь задумываюсь над тем, как далеко может зайти политизация этого вопроса. На мой взгляд, сейчас были бы актуальны рассуждения о том, в какой степени процесс формирования краевого правительства должен подчиняться политическим принципам, а в какой степени – служебным, чиновничьим принципам. Чиновник несёт чисто служебную, юридическую ответственность. Если он окажется неэффективен и вызовет недовольство избирателей, то политический ущерб от этого претерпит, в первую очередь, глава региона. По этой причине назначение неполитических чиновников – это право губернатора, но это и его ответственность перед избирателями.