15 мая 2019. Специальная экспертиза действий аварийно-спасательных служб Шереметьево при катастрофе SSJ-100 была назначена следствием. Эксперты должны будут найти ответы на полсотни вопросов, сформулированных ведущими расследование гибели пассажиров авиарейса. Предстоит выяснить адекватность действий спасателей и соответствие их нормативных документов международным стандартам.
Высокопоставленный источник в правоохранительных органах рассказал Lenta.ru, что сигнал "тревога" был подан руководителем полетов лишь через 80 секунд после посадки борта. Собеседник издания утверждает, что сигнал бедствия с борта 89098 был подан, хотя посадка производилась в штатном режиме.
"По нормативным актам это должно быть сделано сразу после получения тревожного сигнала от SSJ-100, и во всяком случае — до начала снижения воздушного судна", — заявил источник.
Ранее следствие установило, что спасатели находились не на точке сбора аварийно-спасательных служб, находящейся вблизи взлетно-посадочной полосы — их автомобиль после получения сигнала тревоги выехал из депо. В точке сбора никакой техники в момент катастрофы не было. Согласно нормативам, машины спасателей должны начать движение с этой точки в момент пролета самолета мимо них. Норматив также определяет время прибытия к месту проведения операции "не более трех минут в любую точку взлетно-посадочной полосы", что подразумевает начало тушения пожара, а не прибытия автомобиля.
По мнению эксперта, руководитель полетов в Шереметьево не следовал утвержденному плану аварийной ситуации, а спасательные службы "пренебрегли международными стандартами и нормами федеральных авиационных правил". Все это привело к хаосу в действиях подразделений и "находится в прямой причинно-следственной связи с гибелью пассажиров".
Защита потерпевших и родственников погибших намерена добиваться первоочередной проверки этой версии. Источник издания в правоохранительных органах заявил, что перед экспертами еще не ставился вопрос о причинно-следственной связи между действиями аварийно-спасательных подразделений аэропорта и гибелью пассажиров. Он будет задан после анализа первых результатов экспертиз.
5 мая самолет SSJ-100 "Аэрофлота" вылетел из Москвы в Мурманск и загорелся при аварийной посадке в аэропорту Шереметьево. В результате произошедшего погиб 41 человек, выжили 37, из них 10 попали в больницу. Девять человек из числа погибших находились при исполнении трудовых обязанностей. В числе жертв катастрофы также оказался один ребенок.
Егор Тараруев