3 мая 2018. Реализация международного инвестпроекта по реконструкции речного вокзального комплекса в Хабаровске сулит большие перспективы, причем не только въездному туризму, но и бизнесу, в сфере которого задействованы международные грузоперевозки. Эксперты считают, что реконструкция городского речного вокзала и ввод в эксплуатацию пункта пропуска на Заимке под Хабаровском позволят перераспределить транспортные потоки и упорядочить приграничную логистику, сообщает ИА AmurMedia.
Напомним, что грандиозный инвестпроект по реконструкции речного вокзального комплекса в Хабаровске планируется к реализации уже следующим летом. На смену существующему зданию предлагается возвести два новых, стилизованных под корабли — международный и внутренний терминалы. В них разместятся кассы и залы ожидания, ресторан, кафе, гостиница, конференц-залы. В международном секторе будут находиться пункт пограничного и таможенного контроля, санитарно-эпидемического надзора, территория свободной торговли Duty free. Площадь каждого здания — около 6 тыс. кв. м. Территория между терминалами будет занята полууглубленной парковкой на 150 машин.
— Существующий вокзальный комплекс давно не выдерживает никакой критики, — говорит представитель хабаровского туристического бизнеса Андрей Сорокин. — Комфорту туристов не уделяется внимания! На пункте пропуска — постоянные очереди, в которых иностранным гостям приходится проводить много времени. Помещений недостаточно. Кроме того, с недавних пор для перевозки туристов запустили новое судно, вместимость которого больше 100 человек, до этого ходил теплоход вместимостью 45 пассажиров — нагрузка на вокзал увеличилась, а инфраструктура не развивается. Я считаю, что новый комплекс наконец-то позволит вздохнуть свободно как прибывающим туристам, так и тем, кто по разным причинам выезжает за рубеж. Кроме того, это позволит увеличить туристические потоки в обе стороны, что несомненно лучшим образом скажется на экономике города и его туристическом бизнесе в частности.
Существующий вокзальный комплекс и находящийся там же пункт пропуска через границу требовал реконструкции уже давно — он перестал отвечать современным требованиям, и эксплуатация его в реалиях нынешнего времени была затруднительна: Хабаровская транспортная прокуратура неоднократно обращалась в суд с требованием устранить существующие нарушения и привести пункт пропуска в нормативное состояние. Это послужило толчком для создания дополнительного речного порта и пункта пропуска на территории ТК "Заимка" под Хабаровском.
В настоящее время пункт пропуска на Заимке построен, но он до сих пор не введен в эксплуатацию: отрицательное мнение о проекте выразило Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Об этом говорилось на совещании, которое прошло в конце января текущего года в Минвостокразвития РФ. Сотрудник СЭБ ФСБ России высказался о преждевременности открытия пункта пропуска на территории ТК "Заимка" и выразил сомнения в его целесообразности.
— Да, прошлым летом в пригороде Хабаровска, на Заимке, построили пункт пропуска, но не думаю, что он будет востребован так же, как и тот, что на речном вокзале. Мы проводили опрос среди наших клиентов и порядка 90% из них высказались за то, что речной вокзал и пункт пропуска должен быть только на его историческом месте, — говорит Андрей Сорокин. — К тому же, с точки зрения удобств для пассажиров расположение пункта пропуска в центре города наиболее выгодно.
Аналогичного мнения придерживается и депутат Хабаровской городской думы Андрей Никонов:
— Пассажирский пункт пропуска однозначно должен быть только там, где он сейчас находится — в центре Хабаровска. У него хорошая транспортная доступность, можно быстро добраться как на автомобиле, так и на общественном транспорте из любой точки города, тогда как на Заимку нужно ехать 1,5 часа, и это без учета пробок. Кроме того, даже вход на территорию ТК "Заимка" платный, что, согласитесь, не прибавляет привлекательности дополнительному пункту пропуска, который планируется там открыть, — высказался депутат. — Поэтому мое мнение однозначно — пассажирский речной вокзал и пункт пропуска должен оставаться только там, где они есть сейчас.
Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов инициативу по открытию дополнительного пункта пропуска в Хабаровске. Но назначение его, по мнению экспертов, должно быть другим: пункт пропуска на Заимке может быть более пригодным для грузовых потоков, нежели для пассажирских. Конечно, владельцу ТК "Заимка" нужно будет вложиться дополнительно для переоборудования пассажирского РПП в грузовой, включая строительство подъездных автомобильных и железнодорожных путей.
— Любой проект, создающий новые рабочие места, сам по себе хорош. Если мы говорим о том, что китайский инвестор хочет построить объект на речном вокзале, где будут пункт пропуска, гостиница, торговый центр и тому подобное – это хорошо. Как мне кажется, в плане удобства для туристов-жителей Хабаровского края, более подходящим будет исторически сложившийся пункт пропуска, — сказал директор по развитию Агентства инвестиций и развития Хабаровского края Андрей Сухоруков. — Я лично вижу, что на Заимке нужно организовывать логистический центр с таможенными складами и привязкой к Большому Уссурийскому острову. Это будет реально удобно для бизнеса. А если мы говорим про турпотоки, то более привлекательно сделать это в черте города.