20 апреля 2018. 9 лет назад в Хабаровском крае радикально изменился стиль управления: губернатором был назначен выходец из Комсомольска-на-Амуре Вячеслав Шпорт. Что и как изменилось в крае с приходом новой команды, что было сделано, корр. ИА AmurMedia сообщили политические эксперты.
В сентябре 2018 года в Хабаровском крае состоятся выборы губернатора, и пока известен только один участник выборной кампании: действующий губернатор Вячеслав Шпорт.
У власти в Хабаровском крае Вячеслав Шпорт 9 лет, сменив на этом посту Виктора Ишаева, который возглавлял край с 1991 года. В 2009 году Шпорт был назначен губернатором указом президента Медведева, а в 2013 году выиграл на губернаторских выборах, получив 64% голосов.
С приходом в край новой команды во главе с Вячеславом Шпортом радикальным образом изменился стиль управления, говорят политологи.
— Долгие годы вся система администрирования в Хабаровском крае была заточена под первого человека в крае — Виктора Ивановича Ишаева. Поэтому Шпорту, пришедшему после него, пришлось ее менять. И ему, на мой взгляд, удалось это сделать, продемонстрировав иной формат управления, более созвучный времени, — говорит политолог Григорий Говорухин.
Сменой системы властвования, нацеленной на активное включение в процесс управления разных социальных и политических групп, а также поиск некоего общественного согласия по важным для всех вопросам, и отличается эпоха Шпорта в политической истории Хабаровского края.
Но власть не просто делится своими полномочиями — одновременно с полномочиями она делится и ответственностью, приучая граждан отвечать за свои действия, что вполне вписывается в современную модель общественного управления. Чем больше людей участвуют в политическом процессе, тем ниже риски социальных и политических взрывов, тем крепче смычка между властью и обществом.
— Шпорт начал активно подключать к работе разные общественные структуры, которые как самостоятельные единицы ранее и не рассматривались. Только как агенты и проводники решений власти. И с его подачи эти общественные структуры и движения начинают постепенно работать в крае, — отмечает Григорий Говорухин.
Вообще умение налаживать отношения с разными, порой разнонаправленными группами безусловно, можно отнести к заслугам Шпорта-политика, считает политолог Илдус Ярулин. Как итог в активе у действующего губернатора налаженные отношения с местной политэлитой и федеральным центром: в элите нет скандалов и не зреют заговоры, хорошо выстроены отношения с полпредом Трутневым и другими высокими чиновниками.
Налаженные отношения в Москве принесли Хабаровскому краю и другие дивиденды, не менее весомые.
— Шпорт стал активно привлекать инвестиции в развитие территорий, в том числе в порты. Крупные российские инвесторы пришли в Ванино и Совгавань, а впереди другие, которые появятся, когда там в полную силу заработает режим свободного порта, — отмечает Илдус Ярулин.
При этом примечательно, что не только Хабаровск становится местом работы инвесторов — деньги привлекаются во все районы края на равных с ним. Одновременно краевая власть приступила к обновлению в районах жилого и социально значимого фонда за счет бюджетов всех уровней. Намного активнее стали строиться и реконструироваться школы, больницы, поликлиники и детские сады, спортивные комплексы в Хабаровском, Комсомольском, Николаевском и других районах края. Что в свою очередь для местного бизнеса стало своеобразным сигналом активизироваться.
— Благодаря усилиям действующего губернатора зашевелился бизнес, в первую очередь строительный, в районах края. Если Хабаровск активно начал расстраиваться при Ишаеве, то в районах края — при Шпорте, — отмечает Григорий Говорухин.
Особое внимание действующей властью уделяется инфраструктурным объектам.
Среди последних важных для жизни края проектов эксперты отмечают строительство дороги "Обход Хабаровска", в лоббировании которого губернатор наравне с полпредом принял горячее участие.
Еще один значимый инфраструктурный объект — аэропорт, которому с трудом, но все же удалось подобрать инвестора, и есть реальный шанс, что край получит первый в своей истории хаб на уровне мировых стандартов.
— За последние годы в крае сделано немало. Можно сказать, что губернатор Шпорт, как и его предшественники, Алексей Клементьевич Чёрный, Виктор Иванович Ишаев, продолжает линию на развитие края. Не все проблемы решены, но, безусловно, есть определенные успехи, — подытоживает Илдус Ярулин.
Главная долгосрочная задача, стоящая перед властями Хабаровского края, говорит политолог, это улучшение качества жизни жителей края. Надо сделать всё, чтобы люди не бежали из края и не выходили на улицы с протестами.
— К чему нужна новая система администрирования, проекты, вообще всё, включая чиновников, если здесь не будет людей, если нас, жителей Хабаровского края, становится все меньше и меньше? Ведь это означает, что несмотря на все усилия Хабаровский край остается непривлекательным даже для своих, — говорит политолог.
Решив проблему миграционного оттока, власть докажет свою компетентность и дееспособность. Однако такая задача под силу только слаженной команде, где каждый человек на своем месте, чем нынешняя губернаторская команда похвастать, увы, не может.
— В первую половину этого губернаторского срока команда губернатора, если вспомнить, "прославила" край коррупционными скандалами, — отмечает Илдус Ярулин. — Сейчас команда обновляется, в правительство вводятся новые лица, но за ними, особенно на первых этапах, просто необходим контроль.
— Отсутствие единой четко работающей системы исполнительной власти — это очень серьезно, — подчеркивает Григорий Говорухин. — У Шпорта, на мой взгляд, пока так и не появилось своей команды, команды единомышленников. Это, скорее, ситуативная форма найма людей, когда в команде, и в первый и во второй срок, вдруг "всплывают" случайные люди, которых почему-то наделяют властью. По принципу "ну дайте ему хоть чем-нибудь порулить".
С кадровой чехардой, очевидно, связаны и пробелы в имиджевой политике Хабаровского края.
— В стране Дальний Восток знают в основном по Приморью, по Владивостоку, — говорит Григорий Говорухин. — Может, поэтому в край не идут иностранные инвестиции? Они идут в "раскрученные" в информполе регионы, в регионы с устоявшимся имиджем. Так что и в этом вопросе будущему губернатору, вне зависимости от того, кто именно возглавит край, предстоит очень много работы.
Что сделано губернатором Шпортом для Хабаровского края в последние годы?
Город президентского внимания Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре стал городом президентского внимания после того, как в декабре 2015 года в Послании Федеральному Собранию президент РФ сказал, что город должен стать ещё одним динамичным центром Дальнего Востока, а в апреле 2016 года постановлением правительства РФ был принят долгосрочный план развития города.
По плану предусмотрены комплексная модернизация и строительство объектов социальной инфраструктуры с общим объемом инвестиций 63 млрд рублей.
Территории опережающего развития
В апреле 2017 года постановлением правительства РФ был создан ТОР "Николаевск". Теперь в крае три территории опережающего социально-экономического развития: "Хабаровск", "Комсомольск", "Николаевск" с общим числом резидентов 48. На апрель 2018 года общий объем инвестиций — 34 млрд рублей.
Развитие режима свободного порта в Хабаровском крае
В июле 2016 года режим свободного порта Владивосток распространен на Ванинский район. 10 компаний уже стали резидентами в Ванинском районе, причем 9 из них — в 2017 году. В марте 2018 года этот режим был распространен на Советско-Гаванский район и тогда же стало известно, что он может быть введен и в Комсомольске-на-Амуре.
"Дальневосточный гектар"
На конец 2017 года было подано около 16 тысяч заявок на получение "дальневосточного гектара" в Хабаровском крае. Договоры заключили более 7 тысяч человек.
Строительство автодороги "Обход Хабаровска"
Это крупнейший проект в сфере ГЧП на Дальнем Востоке. Его стоимость — около 40 млрд рублей. Уже ведутся работы по строительству мостов и путепроводов, перестраиваются инженерные коммуникации.
Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Хабаровска
В марте 2018 года начато строительство нового терминала внутренних линий площадью 26 тыс. кв. м и стоимостью около 5 млрд рублей. По планам в следующие десять лет пассажиропоток Хабаровского авиаузла удвоится до 4 млн пассажиров в год. А реализация проекта даст прирост ВРП на 11,4 млрд рублей.
Реконструкция набережной Амура в Хабаровске
В 2015 году начата реконструкция набережной Амура в Хабаровске, пострадавшая от наводнения 2013 года. Общий объем инвестиций — около 3 млрд рублей.