10 апреля 2018. Новый терминал хабаровского аэропорта будет оборудован по последним мировым стандартам: предусмотрены эскалаторы, лифт для маломобильных пассажиров, удобная и технологичная зона регистрации, телетрапы для выхода на посадку. Как объяснили корр. ИА AmurMedia в пресс-службе АО "Хабаровский аэропорт", реконструкция воздушной гавани позволит не только обеспечивать потребности на сегодняшнем уровне пассажиропотока, который в 2017 году превысил отметку 2 млн человек, но и с учетом прогнозируемого роста. В то же время, реализация проекта в рамках ТОСЭР позволит не только заметно сократить сроки окупаемости, но и ускорить строительные работы.
Проект развития аэропорта Хабаровск (Новый) включает в себя реконструкцию аэродромного комплекса, строительство терминальной инфраструктуры аэропорта и зоны коммерческого развития AirCity. Общий объем инвестиций в строительство нового терминала внутренних линий площадью 26 тыс. кв. м составит около 5 млрд рублей.
— Такие сложные инфраструктурные проекты, как строительство пассажирского терминала, с инвестиционной точки зрения, относятся к долгоокупаемым. Реализация проекта компанией-заказчиком в статусе резидента ТОСЭР позволяет сократить сроки его окупаемости, решить вопросы финансирования, — объясняет начальник пресс-службы АО "Хабаровский аэропорт" Марина Кравченко. — Кроме того, льготы ТОСЭР позволяют начать часть подготовительных работ на площадке, не дожидаясь получения разрешения на строительство, что также немаловажно в условиях сжатых сроков реализации инвестпроекта. С учетом именно этих норм были своевременно начаты сложные подготовительные работы, и это сэкономило время строителям – придя на площадку, они выполняют основные виды строительных работ.
Проект реконструкции. Фото: Константин Байдин
Относительно перспектив реализации проекта в рамках ТОСЭР, представитель аэропорта отметила, что развитие хабаровского аэропорта позволит не только полностью обеспечивать потребности текущего пассажиропотока, но и заложить потенциал с учетом прогнозируемого роста:
— Строительство нового терминала по современным мировым стандартам – просторного, светлого, технически оснащенного в соответствии с последними требованиями, с комфортной средой для всех категорий пассажиров (проектом предусмотрены эскалаторы, лифт для маломобильных пассажиров, более удобная и технологичная зона регистрации, телетрапы для выхода на посадку и прочее), а также внедрение актуализированных производственных регламентов позволит повысить качество обслуживания пассажиров и посетителей. Стоит отметить, что порядка 80% пассажиров международного аэропорта Хабаровск перемещаются именно на внутрироссийских направлениях. При этом существенная и социально значимая доля авиаперевозок – региональные, позволяющие обеспечить транспортную мобильность жителям удаленных территорий.
Одна из приоритетных задач АО "Хабаровский аэропорт" – инвестиции в качество обслуживания воздушной гавани так, чтобы обеспечивать потребности не только на сегодняшнем уровне пассажиропотока (в 2017 году он вновь превысил отметку 2 млн), но и с учетом прогнозируемого роста. Увеличение производственных показателей, безусловно, будет непосредственно связано с экономикой предприятия, — подчеркивает Марина Кравченко.
Напомним, не так давно, вице-премьер – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев дал старт строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта Хабаровск, на территории которого состоялась торжественная церемония закладки памятной капсулы.
— Строительство еще одного масштабного инфраструктурного объекта — пример комплексного подхода к решению задачи, поставленной Президентом России Владимиром Путиным, по ускоренному развитию Дальнего Востока. Все, что касается взлетно-посадочной полосы и перронов, делается за счет средств федеральной целевой программы. Кроме того, проект реализуется на территории опережающего развития и имеет весь пакет льгот. И самое важное – это предоставление финансирования от Фонда развития Дальнего Востока и Внешэкономбанка. Через два года мы увидим новый современный, технологичный, комфортный и безопасный аэровокзал международного класса, — отметил Юрий Трутнев.
Закладка памятной капсулы. Фото: Константин Байдин
По словам полпреда, новый пассажирский терминал позволит повысить качество сервиса, даст дополнительный импульс экономическому развитию, откроет новые возможности для реализации туристического потенциала Хабаровского края и всего Дальнего Востока. Существенно возрастет пропускная способность аэропорта: по прогнозам в следующие десять лет пассажиропоток Хабаровского авиаузла удвоится до 4 млн пассажиров в год. Реализация проекта даст прирост ВРП на 11,4 млрд рублей.
— Для Хабаровского края этот аэропорт имеет колоссальное значение – и как главные воздушные ворота, и как инвестиционный объект, и как крупный налогоплательщик. Вместе с инвестором мы будем работать над тем, чтобы завершить строительство в установленные сроки, — отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
— Новый терминал, который мы закладываем сегодня, спроектирован по самым современным стандартам обслуживания пассажиров. Мы провели тендер и выбрали подрядчика, который имеет большой опыт строительства именно таких объектов. Сроки поставлены жесткие, но мы с задачей справимся, — сказал председатель совета директоров АО "Хабаровский аэропорт" Константин Басюк.
Механизм реализации проекта – яркий пример практического применения принципов государственно-частного партнерства. Строительная площадка расположена на территории опережающего развития (ТОР) "Хабаровск". Инвестору обеспечен доступ к налоговым и прочим преференциям, которые сегодня предоставляются резидентам ТОР. Российская Федерация направила 8 млрд рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)". Государственный Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) совместно с Внешэкономбанком выделили инвестору финансирование в объеме до 4 млрд рублей.
Как отметил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков, при реализации проекта были применены инновационные подходы к государственному регулированию и финансированию: правительство одобрило тарифы для еще не построенного объекта инфраструктуры. Это позволяет инвесторам прогнозировать доходность вложений, что крайне важно при долгосрочных инвестициях в инфраструктуру.
Генеральным подрядчиком строительства выступит турецкий консорциум Limak-Marashstroy, имеющий обширный международный опыт инфраструктурного строительства и построивший с нуля международный аэропорт Платов в Ростове-на-Дону в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Ввести новый пассажирский терминал аэропорта Хабаровск в эксплуатацию планируется в конце 2019 года.