Результат Грудинина - явный посыл бизнеса действующей власти - хабаровский социолог

При этом часть ядерного электората коммунистов была кандидатом утрачена из-за социального неравенства, считает Евгений Никитенко

21 марта 2018. Кандидат социологических наук, политический обозреватель Евгений Никитенко в интервью ИА AmurMedia рассказал, чем кандидат в президенты от КПРФ заслужил благосклонность предпринимательского сообщества и почему отданных за Павла Грудинина голосов должно было быть больше.

— Евгений, хочу начать разговор не с общей явки, и даже не с голосов, отданных за Владимира Путина. Сейчас у всех на устах – довольно высокий процент голосов, который получил в Хабаровском крае на выборах президента Павел Грудинин — 18,42% или 119 389, второе место после Путина. Это было неожиданно?

Нет, высокий процент проголосовавших за Павла Грудинина был ожидаем. Не чувствовали бы в нем угрозы, не мусолили бы его достижения и неудачи на всех уровнях, в том числе и в федеральных СМИ.

— После выборов прошло совсем немного времени, но уже сложилось мнение, что за Грудинина проголосовал бизнес, краевое предпринимательство, причем такая ситуация не только в нашем регионе. Как-то можете это объяснить?

— Если верить моему опыту общения с краевым предпринимательским сообществом и полученному на его основании срезу мнений, то объективная реальность показывает, что, во-первых, созданный во время предвыборной агитации образ Павла Грудинина оказался для предпринимателей довольно привлекательным. А во-вторых, становится понятно, что у краевого предпринимательства имеются серьезные вопросы к различным уровням власти, как краевой, так и федеральной. Отсюда можно сделать вывод, что не со всем происходящим в экономической политике региона бизнесмены согласны. Да и логика, по которой можно с уверенностью предположить, что Грудинин — кандидат, поддержанный бизнес-сообществом, понятна. Если бюджетники, силовики и все остальные голосовали за Путина, то кто выбирал Грудинина? Пенсионеры и бизнес — ведь он "кандидат от народа" и успешный бизнесмен. Не отрицаю, вполне возможно, что-то в этом есть... Но дело, может быть в другом. В нашем конкретном случае, и говорю я сейчас опираясь именно на личный опыт общения с коммерческим направлением, люди голосовали не столько "за" Грудинина, а это был оптимальный кандидат для того, чтобы показать "смотрите, есть болевые точки, есть проблемы, которые нужно срочно решать". И уж что-что, а показать удалось...

— Но на предыдущих выборах, в 2012 году, тоже участвовал успешный бизнесмен, предприниматель Михаил Прохоров. Однако, и в процентном, и в численном выражении он, если можно так выразиться, Грудинину в Хабаровском крае проиграл. И проиграл довольно крупно, почти в 2 раза — 9,5%, или 62 136 избирателей…

— Сравнивать Грудинина и Прохорова я лично не хотел бы — они выступали в "разных весовых категориях", да и подход к избирательной компании у них отличается диаметрально. "Прохоров миллионер, что он может знать о моих нуждах, как рабочего с завода", "человеку стало скучно со своими мильярдами, решил во власть поиграть", — вот ведь примерно так люди и думали. Помимо этого Прохоров достаточно сильно ассоциируется у многих с лихими 90-ми, причем с имиджем человека, ведущего фривольный образ жизни. Да к тому же он самовыдвиженцем шел, что веса ему явно никак не прибавляло. Грудинин, в свою очередь, грамотно поступил, избираясь от КПРФ, не дистанцируясь от народа, продвигаю свою социально ориентированную программу. Да и агиткампания у него была довольно интересная. В целом, не хотелось бы повторять предвыборную риторику, вы ее сотню раз слышали, но в данном конкретном случае разница между кандидатами очевидна и сравнивать их не совсем корректно.

— Вернусь к началу нашего разговора, к тому, что за Грудинина проголосовал бизнес, краевое предпринимательство. Это вполне понятно и объяснимо. "А что Титов?". Почему же "деловые люди" Хабаровского края не пошли за своим вожаком – за Титовым, набравшего в крае всего 0,83%? Чего ему не хватило на этих выборах?

— Я думаю, внятной программы. Основное, что российский избиратель знает о Борисе Титове, это что он выступает за создание условий для возвращения беглых олигархов и возвращения в казну украденных денег. А остальные его тезисы для простого человека не очень понятны. Казалось бы, они должны быть ориентированы на предпринимательское сообщество, ведь статус уполномоченного по правам предпринимателей подразумевает именно это. Но, на мой взгляд, в программе не было чего-то такого, что привлекло бы внимание, как вы говорите, "деловых людей". Лозунги, общеизвестные тезисы, звучащие как мантры… Бизнесу-то сейчас в регионах ой как не просто, при этом проблемы вполне конкретные, Дальний Восток еще и свои особенности имеет, и это надо обязательно учитывать. И тут надо действовать, а не выкрикивать лозунги. А действий нет… Видимо, от этого такой низкий процент. Здесь хочу еще раз заметить, что высокий процент у Грудинина и низкий у Титова это, скорее, своего рода посыл действующей власти, что не всё так хорошо "в королевстве датском" и перемены, или, хотя бы для начала диалог, действительно необходимы.

— А если сравнить результаты лидера коммунистов Геннадия Зюганова в 2012 году и Грудинина, который и коммунистом-то не является? Это будет корректно?

— Смотря по каким критериям сравнивать. Результаты разнятся, собственно, чуть меньше одного процент: у Зюганова17,65%, у Грудинина , повторимся, 18,42%. Я полагаю, что у Грудинина результат мог бы быть еще выше. История с обнаруженными счетами и доклеиванием информации на информационные плаката, прямо скажем, отвернула от него часть "ядерного электората" коммунистов, выступающих за социальное равенство и социальную справедливость.

— Общее число зарегистрированных избирателей в Хабаровском крае уменьшилось почти на 46,5 тысяч человек. Это число складывается из взрослых людей и тех, кому в период с 2012 по 2018 года исполнилось 18 лет. Где они? Вошли в число "понауехавших"?

— На самом деле этот вопрос сам по себе может стать темой отдельного разговора. Если вкратце, то да. Здесь играет роль целая совокупность факторов: начиная с того, что Дальний Восток никогда и не являлся самым популярным для переезда или самым населенным регионом РФ. Миграция от нас "на Запад" ни для кого новостью не является и мы даже прекрасно знаем про любимое направление хабаровчан — "в Краснодар".

— Но это ведь только одна из причин?

— Да, это одна сторона медали. Вторая — вспомните, что успело произойти за эти шесть лет — кризис там был, к примеру, который знатно подкосил экономику страны, а наш регион, хоть и пережил этот вопрос несколько легче других, не стал исключением. Закрывались целые направления бизнеса, компании сокращали расходы и сотрудников. А это тоже не способствует закреплению населения в нашем регионе — не один и не два человека отправили искать свое счастье в более благоприятных социально-экономических, да и что греха таить, климатических условиях. Возвращаясь к выборам и явке — то здесь вообще никаких сюрпризов не произошло, все в пределах нормы и ожиданий. На эти цифры политологи и ориентировались еще с осени прошлого года, если не раньше и все прошло точнехонько в границах спрогнозированного. Да и в целом, учитывая общее количество зарегистрированного населения, которое могло участвовать в выборах, я бы не назвал цифру в 40 тысяч человек настолько критичной, чтобы заострять на ней внимание.

— Мы, жители Хабаровского края, после объявления результатов голосования, даже испытываем гордость, что процент явки у нас довольно высок, что мы не в аутсайдерах, что на этих выборах явка гораздо выше, чем на предыдущих, пусть всего на 2,2 %, но всё же. Однако в численном-то выражении выбирать президента нас пришло меньше тысяч на пять, чем в прошлый раз.

— Вы видели, какие усилия были приложены администрациями — городской и краевой, избиркомами, самими кандидатами, разумеется? Я сейчас говорю не про страну, а конкретно про наш регион. У меня в подъезде уборщица ежедневно мешок листовок выносила с агитацией. Добавьте телевизор, продукты по скидке на участках для голосования, расклейку, выступления блогеров, рекламу в пабликах... добавьте и подчеркните нужное…. Кажется, даже домашние питомцы знали, что скоро выборы и нужно обязательно пойти и проявить свою гражданскую позицию. Так что это ни в коем случае не внезапный всплеск избирательной активности, а вполне себе планомерная и, хочу отметить, довольно качественная работа всех ответственных за проведение голосования лиц. Опять же, вы спрашиваете про явку — Дальний Восток в целом и Хабаровский край в частности, никогда не отличались какими-то космическими показателями явки — уровень всегда держался ниже среднего по стране, а в этот раз, к слову, мы потихоньку начали "подтягиваться" до общероссийских показателей.

— За Владимира Путина на состоявшихся выборах в Хабаровском крае проголосовали больше избирателей, чем на предыдущих – почти 60 000 избирателей. Кто эти люди? Подросшая молодежь? Взрослые люди, переменившие свои взгляды? Переехавшие на Дальний Восток, в частности, в Хабаровский край?

— Тут сыграли роль те же факторы, которые я назвал ранее — отличная работа по подготовке выборов. Плюс ко всему, достижения внешней политики последних лет. Их можно оценивать по-разному, но отрицать, что они есть и что имидж нашей страны вырос — нельзя. Мы живем в 21 веке, но понятие национальной гордости никто не отменял. И было бы странно, если бы после событий последних лет рейтинг поддержки действующего президента внезапно упал. Многие объективно переживают, что новое лицо у руля государства может просто не справиться со своими полномочиями в текущей довольно непростой геополитической ситуации. На самом деле стоит подождать пару недель и посмотреть крупные федеральные исследования, для того, чтобы посмотреть — кто конкретно голосовал, какие возрастные категории дали большую поддержку. И уже тогда можно будет оценивать итоги более адекватно и говорить предметно.

— Можно ли сказать, что Жириновский в частности и ЛДПР вообще, теряет свои позиции в политике? Кто перетянул на себя его проценты? В 2012 году было 10,47%, на состоявшихся выборах — 9,32%...

— Жириновский ни то чтобы теряет позиции… Просто за долгие годы, в течение которых он избирается на президентский пост, уже мало кто действительно верит в его победу. Его скорее выбирают люди, которые не хотят отдавать свой голос за действующую власть и предпочитают доверить его оппозиции. В этом году появился более яркий кандидат, такой, как Грудинин, и часть оппозиционных голосов элементарно перетекла к нему. Думаю, я никому не открою Америку, что граждане давным-давно рассматривают ЛДПР и КПРФ, как партии, идущие едва ли не в связке, как костяк умеренной оппозиции. И поэтому, когда часть избирателей, не являющихся апологетами конкретной партийной идеологии перетекает от одной к другой, это норма.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость