5 марта 2018. Высокотехнологичная медицинская помощь может и должна быть доступна всем жителям дальневосточного региона без исключения, считает главный врач ГКБ №10 г. Хабаровска Александр Калашников. В интервью с корр. ИА AmurMedia главврач рассказал о возможностях, имеющихся для этого в подведомственном ему медучреждении.
— Александр Анатольевич, в одном из своих недавних интервью Вы рассказывали о создании региональных специализированных центров на базе вашего медучреждения. Как обстоят дела сейчас, каких успехов удалось добиться за это время?
— Концепция развития нашего учреждения, предусматривающая создание специализированных региональных медицинских центров, была утверждена еще в 2015 году. Сегодня у нас их шесть: офтальмология, урология, колопроктология и Центр мужского здоровья, Центр малоинвазивных технологий, Центр острых отравлений. Во всех центрах пациентам оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи (ВМП) – соответствующие лицензии были получены нами в 2015-2016 году.
Отдельно хочу отметить тот факт, что в этом году мы вошли в территориальную программу ОМС пяти соседних регионов: Приморский край, ЕАО, Сахалин, Камчатский край и Магадан. Это значит, что жители этих регионов могут получить в нашем медучреждении высокотехнологичные виды медицинской помощи абсолютно бесплатно, в рамках страховой программы. Кроме этого, такая возможность есть у любого дальневосточника.
— Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Чтобы было понятнее, думаю, нужно раскрыть подробнее сам термин ВМП. То есть что такое высокотехнологичная медицинская помощь? Это те виды медпомощи, в которой используются более дорогостоящие, технологичные и уникальные методы, в том числе и с применением робототехники. Перечень этих видов помощи, утвержденный Минздравом РФ, делится на два раздела: ВМП, оказываемая за счет средств фонда ОМС, и ВМП, оказываемая за счет федерального либо регионального бюджета. Городская клиническая больница Хабаровска № 10 имеет право оказывать ВМП как по первому, так и по второму разделу. То есть, жителю, к примеру, ЕАО или Сахалинской области не нужно ехать в центральные регионы страны, чтобы получить высокотехнологичные виды медицинской помощи – для большинства это не только стресс, но и дополнительные расходы, прием немалые.
— О доступности этого вида медицинской помощи сейчас много говорится, в том числе, на самом высоком уровне – в одном из посланий Федеральному Собранию Владимир Путин говорил о необходимости увеличить объемы оказания ВМП к концу 2017 года в 1,5 раза. Александр Анатольевич, почему этому вопросу уделяется такое внимание?
— Уровень медицинской помощи непосредственно влияет на уровень жизни людей. А доступность самых передовых, высокотехнологичных методов ее оказания существенно повышает ее качество. Это тем более актуально для дальневосточников, которые проживают не в самых благоприятных условиях.
Процесс развития и внедрения ВМП идет сегодня невероятно активно, но сопровождается рядом проблем, в первую очередь, это вопросы ее доступности — самостоятельно оказывают ВМП всего лишь порядка 60 субъектов страны. Таким образом, далеко не везде оказывается помощь по всем профилям, а в ряде регионов она не оказывается в принципе.
Об этом шла речь на выездном заседании комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, которое состоялось в январе у нас в Хабаровске. Речь шла о важности ранней профилактики и лечения воспалительных заболеваний кишечника и о создании в Хабаровске Межрегионального центра колопроктологии.
На данном мероприятии выступали и мы, делились опытом организации Региональных медицинских центров в Хабаровском крае, как я сказал выше, у нас на сегодня работает шесть специализированных Центров. В нашем колопроктологическом центре ежегодно проходят лечение более 1100 пациентов, 21% из которых — жители других регионов ДФО. В 2017 году мы получили лицензию по профилю онкология, подразумевающему высокотехнологичные малоинвазивные операции при раке прямой и толстой кишки. Такие операции мы проводили и ранее, в рамках оказания специализированной медпомощи, а теперь уже в формате ВМП. То есть мы оказываем медпомощь пациентам с имеющимися осложнениями, когда необходимо хирургическое лечение, но в большей степени данные пациенты нуждаются именно в оказании специализированной гастроэнтерологической помощи.
Каких-то решений, где именно будет организован этот центр, пока нет, проект находится на стадии разработки. А на данном совещании проводился обмен мнениями и опытом, рассматривались различные возможности его организации.
Второй, не менее важный вопрос, озвученный на заседании, касался и доступности ВМП. Сложилось мнение, что наиболее качественную медицинскую помощь и самые высокотехнологичные ее виды можно получить лишь в центральной части России, в Москве и Санкт-Петербурге. Но далеко не всегда у людей есть возможность добраться до Москвы. Решение проблемы – в создании Межрегиональных центров и решения вопроса по их финансированию: согласно Бюджетному кодексу имеется возможность перераспределения средств, направляемых на оказание ВМП, между регионами, но на практике это оборачивается большой проблемой. Необходимо законодательное вмешательство.
— Выходит ГКБ №10 может без лишних проблем с документами и прочим оказывать помощь жителям других субъектов ДФО?
— В рамках межрегиональной программы Фонда ОМС, участниками которой мы стали в этом году, мы направили предложение и медорганизациям, и органам здравоохранения данных регионов, объяснили, что готовы и можем оказывать ВМП их жителям. И получили соответствующие заказы и объемы. К сожалению, они не очень велики, всего 46 случаев из всех регионов, но уверен, что с развитием совместной работы, с налаживанием взаимодействия этот объем будет увеличиваться. ВМП востребована жителями Дальнего Востока, и мы готовы предоставить наши технологии, умения и навыки, чтобы ее оказывать.
— Известно, что на заседании Совета Федерации также обсуждалась возможность создания межрегионального центра по лечению воспалительных заболеваний кишечника в Хабаровске. Городская больница №10 располагает для этого всем необходимым – опытом, технологиями, возможностями. Может, целесообразно было бы создание такого центра именно на вашей базе?
— Мы с министром здравоохранения Хабаровского края Александром Витько и директором федерального Института колопроктологии Юрием Шелыгиным, присутствовавшим на совещании, обсуждали этот вопрос. Тем более, что Институт колопроктологии является нашим куратором, оказывает нам методологическую помощь. Мы говорили об организации центра по лечению воспалительных заболеваний кишечника и о дальнейшем развитии колопроктологического центра как такового, а на какой базе он будет размещаться и будет ли он расти из нашего медучреждения, я пока не готов сказать — это предмет дальнейшего обсуждения.
— А теоретически что требуется для того, чтобы развить центр, созданный на базе вашей больницы, до должного уровня?
— Сегодня у нас работают очень грамотные, я бы даже сказал, уникальные специалисты – 5 докторов медицинских наук, 16 кандидатов медицинских наук, другие высококвалифицированные доктора. Есть технологии, которые мы применяем и используем, идет процесс обновления медоборудования, мы приобретаем самую современную аппаратуру, которая позволяет оказывать ВМП в максимальном объеме. Но есть и ряд проблем. И на первое место я бы поставил необходимость проведения капремонта в нашем учреждении. К сожалению, в большей части помещений и отделений ремонт не проводился с момента постройки, а это уже более 40 лет. Мы делаем какие-то вещи своими силами, но к комплексному решению проблемы эти меры не ведут — необходим полноценный ремонт зданий. Думаю, эти вопросы так или иначе решатся, не такие уж и большие деньги для этого нужны. Но главное, что позволит выйти на следующий уровень — строительство нового хирургического комплекса.
— Что-то уже было сделано для реализации проекта?
— Подготовлено медико-техническое задание, которое утверждено министром здравоохранения Хабаровского края, сейчас проект проходит согласование для включения в краевую инвестиционную программу. Мы видим новый корпус как трехэтажное здание, в котором будут располагаться диагностические службы, современное реанимационное отделение и операционный блок, который станет его "сердцем". Этот блок будет оборудован по самому последнему слову техники с учетом новейших архитектурных решений. Строительство нового корпуса позволит значительно увеличить не только объем, но и качество оперативных вмешательств. На сегодняшний день мы проводим более 7 тысяч операций различного профиля в год. По нашим подсчетам, создание корпуса позволит увеличить эту цифру минимум на 2 тысячи операций, из них около 1200 — это ВМП.
Вплотную к оказанию высокотехнологичных видов медпомощи мы подошли в 2016 году, и тогда же было установлено плановое задание в 46 случаев оказания ВМП, однако уже 2017 год удалось завершить с более чем 200 случаями. Все дело в том, что населению это действительно нужно: в течении того же 2016 года трижды корректировалась плановое задание на выполнение ВМП, а свой годовой план мы выполнили уже в апреле, в июле и в декабре он только увеличивался. То же самое было и в 2017 году, в котором счет оперативных вмешательств уже пошел на сотни. План корректировали трижды в связи с тем, что мы досрочно выполняли задания, а динамика и прирост за два года составил 560%. На наш взгляд это уже неплохо, но, тем не менее, мы готовы проводить значительно больше операций в рамках ВМП и строительство нового корпуса позволит нам это реализовать.
— Какие были предприняты шаги для положительного решения этого вопроса? От кого и чего оно зависит?
— Для того, чтобы строительство началось, должно быть определено финансирование за счет средств краевого бюджета. Более того, есть значительный интерес и у инвесторов, в том числе иностранных — многие из них готовы участвовать в рамках государственно-частного партнерства, что называется, прямо сейчас. Но мы считаем, что проект должен быть краевым – это не только принесет дополнительное финансирование в бюджет, но и добавит региону репутационные и инвестиционные плюсы. В любом случае, решение вопроса в компетенции краевых властей. А для нас сегодня главное, чтобы наш опыт, умения, возможности принесли пользу и позволили вернуть здоровье как можно большему числу дальневосточников, и не важно, житель это Камчатки, Сахалина или Хабаровского края. Нам это по силам.