23 октября 2017. Начальник управления транспорта администрации Хабаровска Сергей Суковатый рассказал о причинах, приведших к банкротству ХПАТП-1. Как объяснил чиновник, к кризису привела совокупность факторов: низкая стоимость проезда, большая протяженность маршрутов и большое число льготников, сообщает ИА AmurMedia.
Финансовые проблемы тянут ХПАТП-1 ко дну не первый год. Сейчас транспортное предприятие переживает стадию банкротства — там ввели конкурсное производство. Как ранее писало информагентство, две недели назад ситуация достигла критической точки. У ХПАТП-1 закончились запасы ГСМ для автобусов, а денег на новую закупку не было, в связи с этим руководство предприятия объявило об остановке деятельности. Благодаря экстренному вмешательству чиновников, проблему с горючим временно удалось решить, и транспорт МУПа вышел на линии по расписанию. Но теперь организации в кратчайшие сроки нужно решить, как расплатиться с накопленными долгами — более 400 млн рублей.
По словам Сергея Суковатого, кризис на предприятии назревал на протяжении 10 последних лет и причин для этого было несколько:
— Сейчас предприятие находится в стадии конкурсного производства, при том, что на протяжении последних 10 лет мы периодически его спасали. Что привело к такому состоянию? Первое — многие годы наши муниципальные автопредприятия, ХПАТП1 и МУП ТТУ перевозили 37 категорий льготников, это 204 тысячи человек. Это полиция, прокуроры, судьи, налоговые работники и так далее. Они ездили бесплатно за счет предприятия. За это время накопилось 6,3 млрд рублей. Второе – в Хабаровске один из самых дешевых тарифов платы за проезд, при том, что в краевой одна из самых протяженных маршрутных сетей в стране – 27,5 км. Вот наши соседи, Владивосток. У них тариф был 21 рублья, у нас – 23 рубля. Средняя протяженность маршрутов в Приморье – чуть больше 10 км. Москва – плата за проезд – 55 руб, средняя протяженность маршрутов – меньше 10 км. И в этих городах люди вместо одной делают две и более поездок. У нас же 23 рубля и одна поездка. Не забывайте также и о том, что муниципальные предприятия имеют налоговую нагрузку раз в 10 выше, чем коммерческие перевозчики. При этом, на предприятиях лежит огромная ответсвенность. Поэтому рано или поздно, но это должно было случиться.
Тем не менее, несмотря на тревожную новость о том, что некому будет возить пассажиров, хабаровчане не почувствовали разницы между "до" банкротства и "после":
— Сегодня муниципальное предприятие ХПАТП-1 работает всего лишь на 10 маршрутах из 65 маршрутов города. От предприятия на рейсы выходит порядка 120 автобусов в день, из 715 выезжающих на маршруты краевой столицы. Кроме того, мы, как уполномоченный орган управления транспорта, приняли все необходимые меры, чтобы жители города не почувствовали каких-либо изменений несмотря на финансовое положение муниципалов.