4 октября 2017. "Стены смерти" — стационарные орудия лова, так называемые "заездки" — уничтожают лососёвые виды рыб в реке Амур, идущие на нерест из моря. Об этом заявили во вторник, 3 октября, участники пресс-конференции "Международные экологи против уничтожения биоресурсов реки Амур", передаёт корреспондент корр. ИА AmurMedia в Москве.
По словам президента ассоциации Коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любови Одзял, вопрос о запрете использования "заездок" стоит особенно остро в последние годы.
— Были практически истреблены летние лососи и сейчас стоит вопрос истребления осенней кеты. Четыре года назад была проведена работа по созданию промышленных рыбопромысловых участков. Сейчас же сложилась такая ситуация, что весь лосось добывается исключительно в Николаевском районе, где было выловлено 12 тысяч тонн рыбы. Лосось хочет пройти на нерест далее по Амуру, но "заездки" его останавливают. Рыба калечится и задыхается. В Youtube пользователи выкладывают множество роликов на эту тему. И если рыбе всё-таки удаётся пройти, она приходит на нерест раненой и избитой. В итоге, нерестовые реки пусты. Рыбаки по Амуру выловили в этом году только от 1 до 10% от того количества рыбы, который был в 2016 году, — сказала Любовь Одзял.
Она добавила, что первый тревожный звонок был с Ульчского района – поступили сообщения о том, что не прошла на нерест корюшка.
— Следом были сообщения о том, что не прошла на нерест горбуша и кета летняя. Чтобы подобное явление не повторилось с кетой осенней, общественность в лице Ассоциации коренных народов Хабаровского края 4 сентября направила обращение в Федеральное агентство по рыболовству с просьбой увидеть, что кета осенняя может быть уничтожена как и летние лососёвые. Мы понимаем, что если сейчас рыба не пройдёт на нерест, через 4 года мы её не увидим вообще. Коренным народам будет нечего есть, — сказала Любовь Одзял.
С ней согласен председатель ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского района Хабаровского края Максим Бергель.
— "Заездки" — это ни что иное как забор, которым перегораживается река именно в тех местах, где идёт основной объём рыбы. Это "стены смерти". И по своим характеристикам они позволяют выловить всё быстро и со 100% эффективностью. Стационарные орудия лова нельзя при необходимости оперативно убрать, в отличие от складных сетей, — сказал Максим Бергель.
В свою очередь научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Михаил Глубоковский отметил, что ситуация с популяцией лососевых рыб в Приамурье не является катастрофической.
— Есть стандартные колебания численности рыбы из года в год. При этом согласно статистике, сейчас уловы амурских лососей находятся на пике численности впервые за 90 лет. В 2003 году в Амуре поймали чуть больше трёх тысяч тонн лососевых рыб, а в 2016 – 65 тысяч тонн. Разница очевидна. В этом году мы ждали низких подходов лосося на Амуре, поскольку этот год не горбушёвый, и, как и в 2015 году, горбуша фактически отсутствует. Что касается кеты, то её пришло меньше, чем ожидалось, поскольку мало рыбы вышло при паводке на нерест в 2013 году. Тем не менее, катастрофы с популяцией рыбы, как мы видим, в Приамурье нет, — отметил Михаил Глубоковский.
По его мнению, если стационарные орудия лова будут запрещены в Приамурье, на Камчатке и на Сахалине, не будет эффективного способа ловли рыбы.
— При этом контроль и надзор в этом вопросе, безусловно, надо усиливать. В правилах рыболовства чётко сказано, что, если "заездка" захватывает фарватер реки, по которому идёт рыба, она должна быть снята, — заключил Михаил Глубоковский.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Фирсов: По летней рыбе в Хабаровском крае даже экономики нет, а взятые объемы — на грани
Такими темпами рыбы в Амуре скоро совсем не будет — районы Хабаровского края бьют тревогу
Лосось в реке может не дождаться, когда все вопросы регулирования промысла будут решены