22 августа 2017. Увеличивающийся поток китайских туристов в Хабаровск, вопреки логики, способствует не развитию туристического бизнеса, а его уничтожению — считают представители местного туристического бизнеса. По их мнению, если бы кто-то осуществлял контрольно-надзорную функцию в этой отрасли, то ее деградацию можно было остановить с пользой для бизнеса и государства, но ее сегодня никто не осуществляет, сообщает корр. ИА AmurMedia.
В конце июля в петербургском СМИ вышла большая статья о том, что Петров град, принимая ежегодно увеличивающийся поток туристов из Китая, городская казна не получает ни рубля от их пребывания на питерской земле. В прошлом году Петербург посетило 500 тысяч китайских гостей, в этом ожидается в два раза больше.
Статистика посещения Хабаровска поскромнее, тем не менее, и она свидетельствует об увеличении потока из Китая в Хабаровский край: в 2015 году наш край посетили 18650 китайских туристов, в 2016 — 23200, а за полгода 2017 — 6000 человек (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 119 человек больше). Самые "хлебные" месяцы — июль, август и сентябрь — они дают почти всю годовую статистику — сообщили в управлении по туризму министерства культуры Хабаровского края. По итогам нынешнего года ожидается на тысячу-другую туристов из Поднебесной больше.
Интерес к административному центру Дальнего Востока у китайцев значительно ниже, чем к Санкт-Петербургу и Москве. И объясняется это отчасти меньшим разнообразием достопримечательностей, отчасти меньшим предложением драгоценных камней. Да и побывать в российских столицах куда как престижнее.
Один из представителей хабаровского турбизнеса, назовем его Петром (по его просьбе не будем называть реальное имя и фамилию) склонен провести аналогию между процессами, которые когда-то происходили на рынке на Выборгской, и теми, что сейчас наблюдаются во въездном туризме.
— Ведь сначала там никаких китайцев не было, — вспоминает Петр. – Потом появился один, за ним другой, третий. И теперь весь рынок наводнен китайскими торговцами. Они с год, наверное, работали себе в убыток – с низкими ценами. А потом, когда этим выдавили наших продавцов, подняли цены.
То же самое, сегодня происходит и с турбизнесом, считает Петр. Только пока этот процесс затрагивает лишь местные туристические компании. Они первые вынуждены были либо вообще отказаться оказывать только услугу по заверению списков, либо делать это за пусть маленькие, но хоть какие-то деньги. А после 2015 года деньги туркомпаниям были нужны любые, даже самые маленькие, ведь бизнес большинства из них был простроен, прежде всего, на выездном китайском направлении, которое просто одномоментно обвалилось.
Но рынок не может долго стоять, ничего не предпринимая. Оставшись без солидной части доходов, выжившие хабаровские туркомпании начали активно предлагать китайцам прелести нашего региона. И на смену выездному туризму пришел въездной. Но вместо ожидаемого оживления в отрасли принес разочарование.
Желание на всем сначала экономить, а потом на этом же зарабатывать — у наших южных соседей в крови, и оно не могло не распространиться и на отдых. По словам Петра, года три тому назад он много времени и сил потратил на то, чтобы привлечь китайских туристов на рыбалку и охоту — отдых на природе. Они послушали, посмотрели, а теперь ездят сами, в обход его и других турфирм Хабаровска. Стратегию китайских предпринимателей Петр видит очень простой: первый этап — выслушивают предложение; второй — апробируют его на себе; третий — если нравится, то ищут на российской стороне исполнителей — физических лиц, которые будут оказывать для них эту услугу. Далее, если "дело" перспективно, выкупают его, опять же чаще всего через подставных лиц.
Процесс "приватизации" китайской части турбизнеса на территории России начался после "черного вторника" 2015 года, когда стало понятно, что курс доллара на прежний уровень не вернется, и покупать наши соотечественники столько в Китае, сколько раньше покупали, уже не будут. И китайцы стали быстро переориентироваться на свой внутренний рынок, в частности, туризм. Здесь китайские предприниматели просто вывернули наизнанку ставший привычным за долгие годы туристический бизнес: сделали шопинг наоборот — из Китая в Россию.
— В основном едут за покупками, — говорит Петр. — Берут все, от продуктов питания до одежды.
Казалось бы, уж наша одежда у них не должна пользоваться спросом. Ан нет, находят что покупать, ведь теперь у нас дешевле, чем у них. Ну, и натуральное найти все еще можно.
Визуально процесс увядания хабаровского турбизнеса на китайском направлении заметен, в первую очередь, на гидах. Гости из Поднебесной приезжают со своими. О чем они рассказывают своим соотечественникам, приходится только догадываться. Да и слишком надолго они не задерживаются ни на площади Славы, ни на Комсомольской площади, где кроме голубей, стоят два великолепных храма. Пофотографируются на фоне, заглянут внутрь и пошли себе гулять по городу. А вечером их частенько малыми и большим группами можно встретить в самых больших супермаркетах Хабаровска с большими тележками. Там гид, можно сказать, и не нужен. Да, и чем он может помочь, зная по-русски не больше десятка-двух слов. Например, гид-китаянка приведшая в кафе "Погребок" группу своих соотечественников на несколько вопросов администратора ответила: "Не знаю". Незнание языка китаянка компенсировала активной жестикуляцией. Что невольно наталкивало на мысль о весьма сомнительном качестве экскурсий по городским достопримечательностям и весьма простой цели посещения города гостями из соседней страны.
Недалеко от Комсомольской площади, в одном из старейших хабаровских зданий, притаился небольшой магазинчик "Янтарная комната". По словам продавца, два года назад китайцев-покупателей было намного больше, чем сейчас. Сегодня сюда заходят, в основном, хабаровчане. Все изделия – из Калининграда.
— Сейчас китайцы не часто сюда заходят, — поясняет улыбчивая девушка-продавщица. — Но если заходят, то смотрят на две витрины: готовые ювелирные изделия и самородки.
Стоимость изделий здесь колеблется от нескольких тысяч до миллиона рублей и больше. Браслет из абсолютно круглых янтарных "зерен" стоит 1,19 млн рублей, из овального янтаря бусы будут стоить от 300 до 400 тысяч, браслет – от 200 до 300 тысяч рублей.
По словам Валерии, еще одной представительницы турбизнеса, китайцы сегодня легко сами выходят на гостиницы и бронируют себе места. Популярностью пользуется хабаровский комплекс "Заимка", стоиомость места дешевле на 200-300 рублей для китайцев имеет значение.
— Но это ненадолго, — уверена Валерия. – Все чаще появляются китайцы, которые приехали на 1-2 дня и жить в гостинице за городом им неудобно. Кушать тоже неудобно где-то далеко. Им нужно все это где-нибудь поближе.
Единственный, кто, вероятно, выигрывает при любом раскладе, так это владельцы речного транспорта, на котором китайские туристы пересекают Амур.
По словам Петра, именно они сегодня выкупают загодя тотально все места, для наших туркомпаний остаются крохи.
Причины этому явлению две: одна – у наших туркомпаний нет таких средств, чтобы выкупить массово места на теплоходе на весь сезон, вторая – китайский турбизнес поддерживается органами власти, благодаря чему имеет такие средства. По наблюдениям Петра, видя прямые и косвенные выгоды от нового для них направления деятельности, китайцы на всех уровнях его осваивают. Чего, к сожалению, нет у нас в России и в Хабаровске, в частности.
Надо отметить, что поговорить по душам о состоянии туристической отрасли в части обслуживания китайского направления мало с кем получилось. Большинство компаний при упоминании темы отказывались вступать в диалог, ссылаясь на занятость или отсутствие компетентных лиц на месте, или просто отсылая к другим компаниям.
Почему так происходит, стало понятно из комментария владелицы интернет-магазина "Ваш отпуск мечты" Анны Красновой, которая говорит, что китайские туристы не могут пройти мимо туристических компаний в России, хотя бы потому, что им нужно заверять списки туристических групп.
— Это могут сделать только туроператоры, — сказала Анна Краснова. — Да, китайцы могут запрашивать только заверение списка, то есть одну услугу. Но это уже не их проблема, а проблема наших компаний, которые в погоне за любой копейкой продают эту самую одну услугу.
Петр согласен с этой мыслью, но говорит, что объединиться в своеобразный единый фронт туристические компании Хабаровска не смогут, вернее, не захотят.
— Каждый сам за себя, — замечает Петр. — Каждый думает: если не я, то кто-то другой согласится заверить список.
В результате, если раньше с одного человека из списка брали по полторы тысячи рублей, то сегодня 150, а то и вовсе 100 рублей. И все, больше никаких услуг они не оказывают туристическим группам из Поднебесной.
Петр и Валерия считают, что необходим контроль этой отрасли и появившейся тенденции. Частенько можно вообще увидеть за рулем туристического автобуса водителя-китайца, не говорящего по-русски. О наличии у него всех разрешительных документов для проезда по российской территории можно только догадываться.
— Какую ответственность может нести китайский гид, не говорящий по-русски! – восклицает Петр. – Есть же правила осуществления туристической деятельности. Наши список заверили за 100 рублей, потом проводили на пристани – и вся деятельность! Должна быть контрольно-надзорная деятельность за такими группами, но ее сегодня никто не осуществляет. Чем занимаются китайские туристы, где бывают, что снимают – никто за этим не следит.
Представители хабаровского турбизнеса уверены, что при такой тенденции в очень скором будущем из их прайсов исчезнет позиция — организация индивидуальных и групповых туров для иностранных туристов, а в Хабаровске появится еще больше псевдо-российских компаний, клиентами которых будут только китайцы.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Туристы из Китая станут внимательнее смотреть в сторону Владивостока – Александр Шишкин
Виктор Ларин: Китай нуждается в России для реализации своих весьма амбициозных проектов
Гольдштейн: Уровень туристического сервиса на Дальнем Востоке будет расти
Закон о налоговых льготах для турбизнеса на Дальнем Востоке приняла Госдума России