29 апреля 2017. Муж у Маргариты – военнослужащий. Рассчитывать на его помощь ей не приходится. Не потому, что он плохой муж, а потому, что служба – прежде всего. Младшему всего два года – требует много внимания. А у старшего – исключительный слух. Он поет. Участвует в конкурсах. Ему и его занятию тоже массу времени нужно уделять. Ну, какая тут работа, что называется, от души?!
До рождения младшего сына Маргарита работала в известной на Дальнем Востоке хабаровской косметической компании "Астера", занимала в ней должность заместителя директора по маркетингу. Регулярно ездила в командировки. Работа была по большей части творческой – это привлекало в ней, но и требовала большой самоотдачи – это с рождением второго ребенка стало практически невозможным. По словам Маргариты, так работать, как она работала, можно только когда нет семьи или хотя бы детей. Ведь детей не производят на свет, чтобы отставить на второй план. И по мере приближения окончания декретного отпуска вопрос о том, что делать с работой, становился все острее. Позволить себе ничего не делать, Маргарита не могла. Стала думать, чем заняться. Хотелось, чтобы новое дело не отнимало много времени (позволяло проводить достаточно времени с детьми), приносило удовольствие и доход.
И идея родилась. Но не из ниоткуда. Из маленькой семейной мечты и простого семейного увлечения. Мечта – иметь дом на колесах (как в американских фильмах). Увлечение – кино.
Собственно, из второго (кино) родилось первое (домик на колесах). Кино – вещь доступная сегодня всем и финансово и интеллектуально. А вот домик на колесах финансово, может быть, и не дешев, но все-таки доступен для покупки. Однако, важнее то, что с высокой степенью вероятности не принесет он ожидаемой радости владельцам, так как нет у нас инфраструктуры для подобного рода средств, культуры его использования, условий для хранения и обслуживания.
Корреспондент ИА AmurMedia встретился с Маргаритой Невежиной и выяснил, что получилось в результате объединения мечты о домике на колесах и любви кино.
Во время интервью.. Фото: Тимиргалеев А.
— Получился… киноавтобус – КиноBus. Муж у меня киноман. Отслеживает все новые фильмы, интересуется рецензиями. Все хорошие фильмы стараемся иметь в своей домашней фильмотеке. И раньше мы всегда ходили на все новинки в кинотеатр.
Муж Дмитрий идею Маргариты поддержал. Помог выбрать подходящий автобус – ПАЗик. Он по ширине и вместительности салона оказался самый удобный из всех моделей (вначале Маргарита склонялась к модели небольших японских автобусов, которые у нас по городу бегают на различных маршрутах в избытке). В широком "пазике" умещается хороший экран. А это очень важно для просмотра кино в 3D качестве.
Стартового капитала у супругов на открытие дела не было. Поэтому решили минимизировать все с самого начала, насколько это возможно. А посему и автобус присмотрели на распродаже одного из крупных предприятий. Однако дешевле 200 тысяч даже на распродаже не нашли. Пришлось брать кредит.
Вот так скромно выглядит автобус снаружи, пока внутри зрители смотрят кино.. Фото: Из личного архива М. Невежиной.
— Какие трудности возникли с реализацией идеи?
— С этим автобусом. Я рассчитывала, что на обслуживание автобуса будет уходить в месяц примерно 20 тысяч рублей. Я же маркетолог. Я много факторов учитывала при планировании этого предприятия. Но не учла технической (автомобильной) части. Но, по факту, оказалось 50 тысяч. И это была просто катастрофа. Проблему решили благодаря одному из своих водителей, он сказал, что сможет обслуживать автобус не хуже автосервиса и дешевле. Теперь второй водитель автобуса (они работают посменно) тоже механик. Увеличив расходы на водителей, я в результате выиграла в расходах на автосервис.
— Когда вы открылись?
— В сентябре прошлого года на празднике "Осенний день" в парке им. Муравьева-Амурского. Там мы всем желающим показывали мультфильмы (наша аудитория – это, прежде всего, дети) с попкорном. Оттуда о нас пошла хорошая информационная волна.
Самыми провальными с точки зрения продаж месяцами оказались декабрь и январь. Хотя, по логике вещей, если не декабрь, то январь уж точно – месяц отдыха, развлечений, подарков. Однако, оба месяца в тоже время являются и самыми богатыми по заболеваемости.
— Оказалось, что ограниченность пространства располагает передаче вирусов от одного ребенка к другому. Родители здоровых детей опасались пользоваться нашей услугой, дабы не подцепить простуду и не испортить себе праздник. Теперь думаем, может быть на следующий зимний сезон повесить в салоне бактерицидную лампу?!
Возможно оттоку зрителей в эти месяцы послужило и то, что при открытии двери теплый воздух быстро остывает. Поэтому начало показа (как бы перед этим не старались прогреть "зал" Маргарита и водитель) всегда зрители встречают в одежде. Потом, когда хождение прекращается, маленькое помещение нагревается. Когда зрители после просмотра одеваются и выходят, снова быстро остывает. С этим Маргарита "борется" при помощи дополнительного обогревателя.
— Насколько просто или сложно оказалось превратить ПАЗик в кинозал?
— Непросто. Стены нужно было отделать звукоизоляционным материалом, чтобы звуки улицы не мешали просмотру. Смотрите сами, автобус стоит на парковке возле торгового центра и оживленной дороги (встреча состоялась на парковке возле ТЦ "Подсолнух", той, что ближе к остановке, так что автомобильный шум был очень силен), но в салоне сейчас тихо, слышны только звуки кино. Показывать кино нам помогает переносной генератор. Вот он – рядом стоит, видите? Но он никак не мешает просмотру.
Комфортные мягкие кресла "груши" в кинозале подбирались специально — для максимально комфортного просмотра и отдыха.. Фото: Из личного архива М. Невежиной.
Как привлечь к себе людей? Как создать конкурентное преимущество? Маргарита решила вместо традиционных стульев и кресел поставить "груши". Сейчас там 5 двухместных сидений и 3 одноместных. Таким образом одновременно кино посмотреть в автобусе могут 13 человек.
Чтобы зрителям хотелось вернуться к этой услуге, Маргарита уделила особое внимание очкам 3D. Они должны были быть очень качественными, чтобы у зрителя было ощущение полного погружения в сюжет фильма и участия в нем.
Размер экрана максимальный — во всю ширину автобуса.. Фото: Из личного архива М. Невежиной.
— Какова ваша основная целевая группа?
— В основном это дети от 9 до 12 лет. Это не значит, что других зрителей мы исключаем. Просто чаще всего нашей услугой пользуются на данный момент родители детей этого возраста. Но был и другой опыт. В этом году у нас на 23 февраля был романтический просмотр фильма (девушка подарила его своему молодому человеку), а на 14 февраля молодой человек дарил романтический просмотр своей девушке. Я поняла, что работать со взрослой аудиторией нужно как-то иначе. Они требуют другого обслуживания (не только другого набора фильмов), другого внимания.
Большой экран, удобные необычные кресла, хороший звук — и ощущение, как будто ты сам участник кино.. Фото: Из личного архива М. Невежиной.
— Семейные просмотры были?
— Нет. Взрослых (исключая ранее упомянутые случаи) не так легко привлечь оказалось. Пробовала предлагать просмотры для взрослых людей, когда собираем заявки на коллективный просмотр в каком-то районе города. Но, увы, даже в ознакомительных целях не удалось провести ни одного сеанса.
— А что такое "коллективные просмотры"?
— Когда я планировала открыть это дело, я думала, прежде всего, о детях. К 9-10 годам обычно уже все известные места развлекательного посещения детьми по случаю праздников и дней рождений пройдены. Уже все приелось. Нужно что-то новенькое. А новенькое – это наш киноавтобус (у нас ведь тут и в игры поиграть можно и попеть под караоке). Заказчиком услуги выступает родитель именинника или классный руководитель, например. Но практика показала весьма неравномерную потребительскую активность. Не простаивать же?! Я решила в дни, когда заказов на дни рождения нет, выезжать в отдаленные районы города и там показывать кино всем, кто хочет. По сути, пуская на сеанс, как в обычный кинотеатр любого желающего. Делаю заранее объявление в соцсетях, собираю предварительные заявки и еду, ожидая на сеанс определенное количество зрителей.
Вот столько зрителей вмещается в зал "КиноBus"!. Фото: Из личного архива М. Невежиной.
— То есть у вас можно не только кино посмотреть, но и в караоке спеть, в игры поиграть… Что-то еще есть? И почему именно такой набор услуг?
— Еще есть просмотр спортивных трансляций. Предполагалось, что в дни показа известных матчей любителям хочется смотреть их в хорошем качестве и с единомышленниками. Но пока у нас не было ни одной такой заявки. А пение и игры родились как продолжение дня рождения. После просмотра фильма детям довольно часто не хочется расходится, а еще чем-то совместно заняться. Почему бы не попеть?! Мальчишки любят поиграть в компьютерные игры (сын пожертвовал свою приставку X-box для семейного предприятия).
— То есть у вас сын в доле? Не скучает по своей приставке?
— Да, у нас с сыном семейный теперь бизнес. Но он не просто так отдал свою приставку. Мы заключили с ним соглашение. От каждой заявки, где используется его оборудование, он получает процент. Таким образом он уже накопил весьма приличную сумму – несколько тысяч рублей. То есть, он вроде как бы сдал мне свою приставку в аренду. И к тому же он, когда позволяет время, приходит и показывает детям, как и куда ходить, что делать, как баллы зарабатывать, в общем, работает консультантом.
Мама и сын, он же и партнер по бизнесу.. Фото: Тимиргалеев А.
— То есть у вас в семье растет преемник вашего бизнеса?
— Вряд ли. У нашего Ярослава выявился идеальный слух. Он серьезно занимается эстрадным вокалом. Кстати, караоке – это тоже идея Ярослава. В 5 лет я его спросила: каким инструментом ты хочешь овладеть. Он ответил: "Микрофоном!". И в этом году он у нас едет в Болгарию на международный вокальный конкурс.
Если не считать декабря и января, сезонности на услуги Маргариты нет. Нет и выходных. Самое занятое время – с 12 до 18, в это время обычно празднуются все детские дни рождения. Однако, случаются и ранние заказы. Однажды заказ поступил из школы. Начало просмотра пришлось на 8 часов утра. Самый поздний заказ — романтический просмотр с 22 до 24 часов.
Каков будет спрос летом, Маргарита не знает. Но не собирается наблюдать за этим, сложа руки, и принимает меры постфактум. Уже сегодня она думает о том, какую услугу ввести, чтобы избежать оттока зрителей. Может быть, добавить квест?! Но на это нужно время: все придумать, нарисовать макеты декораций, продумать сценарий. Где взять время?
— Я думаю, пришла пора поделиться работой. Договорилась с одной из мамочек (она тоже в декрете) о помощи. Буду делегировать какие-то задачи, чтобы работать на опережение. Есть еще одна мысль: после экскурсии например, на фабрику мороженого показывать ученикам кино про того же Чарли, который выиграл счастливый билет на шоколадную фабрику Вилли Вонка. Подруга недавно позвонила и высказала такую интересную мысль. Я думаю, эта мысль очень интересная, надо все хорошенько продумать. В преддверии лета Маргарита уже договорилась с одним предпринимателем, у которого есть машинки для детей (таких немало в краевом центре в летнее время и в парках, и возле торговых центров), о совместных выездах в пригороды. В результате жители окрестных хабаровских населенных пунктов могут получить небольшой комплекс развлечений (получится что-то вроде передвижного парка развлечений).
Маргарита Невежина.. Фото: Тимиргалеев А.
На сегодняшний день, лидером услуг в небольшом списке Маргариты Невежиной является, несомненно, просмотр кино и мультфильмов, на втором месте по востребованности – караоке, на третьем – игры. Если заказывать целиком автобус, то в будни это обходится в 3100 рублей за 2 часа, в выходные – в 3900 рублей. О том, чтобы быстрее рассчитаться с кредитом, Маргарита пока не думает. Она считает, очень важно не перегрузить маленькое дело расходами. Во всем нужна умеренность и внимательное поступательное движение. Как такового предпринимательского опыта у нее было (если не считать попытки предложить хабаровчанам седлабэби для пап). КиноBus – это первые шаги по дороге предпринимательства, которые должны привести к созданию успешного предприятия.
В день своего открытия в прошлом году Маргарита познакомилась с мальчиком, прикованным в результате аварии к инвалидному креслуПообщавшись с мамой мальчика Мариной, Маргарита решила попробовать поднять ребенка в кинозал. Получилось. С того момента начала развиваться параллельная ветвь в жизни КиноBusа – участие в благотворительных мероприятиях. Сегодня в числе друзей Маргариты Невежиной детский дом в Северном, детский дом на Прогрессивной, фонд "Росточек" и другие. Уделять внимание детям, которых обделила тем или иным способом жизнь, дарить им хорошее настроение, способствовать развитию в них доброго начала – важная составляющая в работе КиноBusa.
ИА AmurMedia желает новому необычному начинанию вырасти и окрепнуть. А читателям – не бояться создавать что-то новое, что меняет и нас самих, и окружающий мир к лучшему.