Победа несистемщиков на довыборах в гордуму Хабаровска: с чем это связано и о чем говорит?

Политэксперт AmurMedia Евгений Никитенко анализирует новые для краевой столицы выборные тенденции и ошибки, допущенные в ходе агиткомпании
Выборы
Фото: Александр Крылов, ИА MagadanМedia

25 апреля 2017. Малоизвестная в краевой столице партия "несистемщиков" на довыборах в хабаровскую городскую думу вырвала победу у партии власти и традиционной оппозиции. Почему так получилось, о чем говорит данная тенденция, как проходила выборная кампания и какие ошибки были допущены ее участниками разбирает кандидат социологических наук, политобозреватель ИА AmurMedia Евгений Никитенко.

Расстановка сил

На протяжении долгого времени на выборах в хабаровскую городскую думу по 18-ому округу фаворитом кампании выступает кандидат от "Единой России". Поэтому можно сказать, что у представителей соперничающих парламентских партий на этом округе давно сложилась устоявшаяся модель поведения.

Если детально рассматривать две предыдущие кампании, становится очевидно, что кандидат от КПРФ уже традиционно занимает здесь второе место, "выбирая" порядка 20% от общего числа голосов и заметно обгоняя ЛДПР. Состоявшиеся в воскресенье выборы не обещали стать исключением, и потому ставку на победу "коммунистов" если и делали, то единицы. Однако, нельзя не отметить, что на руку КПРФ играла, во-первых, расположенная здесь же на округе "партийная ячейка", а значит имелась возможность вести плотную работу с населением, а во-вторых, кандидат Петр Хлыстов, который далеко не в первый раз пробовал силы от этой территории, а значит был знаком электорату (чего нельзя сказать о претенденте от той же "Единой России").

По большому счету конкретно "темными лошадками" в рамках предвыборной гонки были лишь два кандидата: Александр Валиков от "Единой России" и Евгений Смолькин от "Партии Дела".

Александр Валиков всего полгода назад (в сентябре 2016 года) баллотировался в совет депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" от "Казачьей партии Российской Федерации", однако впоследствии перешел в "ЕР". Возможно именно в связи с его сравнительно недавним вступлением в ряды единороссов связно то, что одобрение его персоны в качестве кандидата в депутаты не было всеобщим. Несмотря на это, в поддержку Александра Валикова выступил действующий вице-мэр краевой столицы Сергей Кравчук. К сожалению, достоверно не известно, была ли кандидатура Валикова согласована с региональным политсоветом "ЕР" и, в частности с секретарем регионального отделения партии, спикером законодательной думы Хабаровского края Сергеем Луговским. Однако возникает твердое ощущение, что на тот момент заммэра по Индустриальному району взял избирательный процесс на Округе в свои руки.

Как уже отмечалось выше, второй "темной лошадкой" был "несистемщик" Евгений Смолькин кандидат малоизвестной в крае "Партии Дела". Именно ввиду небольшой известности партии, непонятно было, что можно ожидать от ее претендента на пост депутата гордумы. Плюс ко всему на высокую явку никто не рассчитывал – это ведь лишь довыборы. Эксперты прогнозировали не более 10% и практически не ошиблись – действительная явка была еще ниже и составила 8,3%.

Если рассматривать позиции партий на старте гонки, то в лучшем положении находились ЕР и КПРФ.

Единороссы обладали всеми необходимыми ресурсами и инструментами для проведения качественной избирательной кампании. Кроме того, была возможность привлечь к голосованию коллективы крупнейших предприятий города и края, например ТЭЦ-1 с огромным штатом сотрудников, которой руководит депутат Законодательной думы от "Единой России" Владимир Лариков. Всего для чистой победы "Единой России" требовалось 500 проголосовавших, но такого показателя обеспечить не удалось. Неплохим подспорьем мог бы послужить опыт единоросса, директора торгового центра "ЭВР" Владимира Карпова, уже побеждавшего на этом участке. Однако, в данном конкретном случае Владимир Карпов фактически не повлиял на положительный для единороссов исход выборов. Из явных слабых сторон можно выделить историю с непосредственным предшественником нынешнего кандидата, представителем "Единой России" Валерием Казаченко, который ушел с поста всего через два года после избрания и не смог запомниться избирателям, как эффективный представитель в городской думе.

Задача коммунистов упрощалась тем, что за них, можно сказать традиционно, голосовало около 20% на округе, а потому дополнительно необходимо было привести для победы около 250 человек, что, при анализе ситуации на участке, не представлялось сложной задачей.

Трудно было представителям ЛДПР, у которых на округе явно наблюдался дефицит базового электората.

"Партии Дела" и ее кандидату Евгению Смолькину пришлось хуже всех, так как про его партию в крае мало кто слышал.

Ход кампании

Интереснее всего было наблюдать за кампанией депутата, которому нужно было приложить больше всех усилий, просто для того, чтобы привести людей на выборы, не говоря уж о победе. Речь идет о "Партии Дела" и Евгении Смолькине, решившем отойти от традиционных агитационных техник и сделать ставку на креатив, в частности на разработанную его командой "Молочную программу" (бесплатный стакан молока раз в день для школьника и детсадовца). Продвигала команда "несистемщика" эту программу различными способами, одним из которых была наглядная агитация: Евгений Смолькин красовался с кружкой молока на разных плакатах, стакан и бутылку молока рисовали дети на асфальте. В общем, этот образ стал запоминающимся, что и отметил избиратель придя на участок.


Евгений Смолькин. Фото: Татьяна Котлова

Единороссы всю кампанию наблюдали за "детскими шалостями" "несистемщика" и вероятно откладывали свою "мобилизацию" на последний день, дескать, у нас всё под контролем, что там 500 человек привести. Но это всего лишь догадка, потому что, как показала практика, "наскрести" "Единой России" удалось всего 300 избирателей, что, в свою очередь, можно считать своеобразным маркером подготовки ко дню голосования.

Коммунисты же на эту кампанию решили вложить больше обычного и заказали агитационные материалы на более дорогой и красивой глянцевой бумаге. По сути, это было единственным существенным нововведением, в остальном же в ход были пущены проверенные временем методы работы с населением. Стоит сказать, что постфактум партийцы признали, что подобный подход к кампании себя изживает и пора придумывать что-то новое.

ЛДПР же просто "отпустили" кампанию, вероятно рассчитывая "на старых дрожжах" повторить успех сентября 2016-го года. Не удалось.

Честный и прозрачный выборный процесс

В прошлом году были внесены поправки в федеральное и региональное законодательство РФ:

(Статья 60 обновлённого избирательного кодекса Хабаровского края

п.9.1 При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

  • а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
  • б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

9.2. В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.)

То есть, теперь кандидату запрещено размещать фотографии, где он запечатлен с другими людьми — ветеранами, лидерами общественного мнения и даже родственниками, если они не являются также кандидатами из зарегистрированного списка. К сожалению, в агитпродукции некоторых кандидатов, например представителя "Единой России" Александра Валикова мы видим его в окружении ряда лиц, вряд ли имеющих отношение к выборному процессу. Что красноречиво говорит о слабой юридической поддержке собственного кандидата со стороны партии.

"Черный пиар"?

"Черный пиар" иногда бывает нужным, но не всегда и не везде. В нашем случае материалы, "вброшенные" на Евгения Смолькина, обернулись для их создателей умножением узнаваемости кандидата, и не более, так как принципиально не несли в себе негатива. А попытка привязать "несистемщика" к другому, якобы негативному персонажу, не увенчалась успехом, так как, во-первых, про этот персонаж в Южном округе почти никто не слышал, а во-вторых, предвыборная повестка на округе была уже другой: "Поддерживают или не поддерживают избиратели "Молочную программу" Смолькина". Так что, в данном конкретном случае можно сказать, что конкуренты даже сыграли ему на руку.

Вместо вывода

В завершение обзора хотелось бы напомнить, что "ЕР" проиграла и в Комсомольске-на-Амуре, так же на довыборах, и так же на 18-ом округе, но здесь кандидат от "Единой России" пришёл к финишу уже третьим. Аналогичным образом партия уступила и в Амурске. А значит можно говорить об определенной тенденции. Но, главным ударом для партии власти видится то, что она проиграла именно несистемной оппозиции, а не традиционным и почти родным оппонентам в лице КПРФ и ЛДПР.

Складывается ощущение, что избирательную кампанию не только в Хабаровске, но и в целом по краю будто бы просто пустили на самотек, понадеявшись на инерцию и друг на друга, однако выяснилось, что в современных реалиях только своими силами, не привлекая молодых и креативных специалистов, выигрывать на выборах стало не так просто, как раньше. На одном только имидже партии, изрядно подмоченном в последние годы коррупционными скандалами и сложностями во внутренней политике, играть больше не удастся, ведь традиционные выборные технологии, как показывает практика, потихоньку перестают приносить ожидаемый результат, а админресурс, на который так привычно и удобно полагаться, вовсе не панацея от всех проблем, а инструмент, который помогает их решать... если применять его с умом.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Фиаско ЕР на довыборах в Хабаровске стало тревожным звонком для власти в целом

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость