Хабаровский юрист: подстрекателям к суициду давно пора быть в тюрьме

По мнению Александра Петрухина, новый закон заставит людей даже в самом горячем споре аккуратнее подбирать слова
Люди, занимающиеся подстрекательством к суициду, вскоре могут отправиться за решетку
Фото: Балашов Антон, PrimaMedia

14 февраля 2017. Люди, занимающиеся подстрекательством к суициду, вскоре могут отправиться за решетку. Новый закон, разрабатываемый в Госдуме, позволит привлечь создателей "групп смерти" к уголовной ответственности, а людей заставит тщательнее подбирать слова даже во время ожесточенных споров, сообщил корр. ИА AmurMedia хабаровский юрист Александр Петрухин.

Напомним, на данный момент, в Госдуме завершается работа над законопроектом, устанавливающим уголовную ответственность за действия, способствующие совершению самоубийств. Речь идет, прежде всего, о деятельности так называемых "групп смерти", получивших распространение в социальных сетях. Эти самые группы склоняют к суициду детей и подростков.

Как сообщают РИА Новости, закон предлагает расширить действующий состав доведения до самоубийства. В Госдуме предлагают установить дополнительную уголовную ответственность не только по фактам угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства, но и ввести ответственность, когда доведение до самоубийства не имеет материального совершенного состава или когда доведение до самоубийства направлено на широкий круг лиц.

Однако, несмотря на обширный список предлагаемых нововведений, Александр Петрухин не спешит называть новый закон чем-то по настоящему новым. Все, что предлагают в Госдуме, ранее уже существовало, но только на начальном этапе.

— Каждая ситуация расценивается исходя из конкретных обстоятельств. Если это касается каких-то словесных высказываний, то назначается соответствующая экспертиза, которая и выясняет, какой характер носило то или иное высказывание. Исходя из этого, будут выдаваться соответствующие права, поэтому данный закон я назвал бы больше конкретизирующим, определяющим более четкие критерии, которые позволяют определить опасное деяние и выделить в нем признаки состава преступления, — сообщил Александр Петрухин.

Но при этом возникает вопрос "А что же является призывом к суициду?", и не может ли случить так, что случайно сказанное слово повлечет за собой уголовную ответственность. Так, например, как будут обстоять дела с оскорблениями в интернете? Ведь закон также распространяется и на систематическое унижение человеческого достоинства. А пользователи Сети зачастую грешат резкими высказываниями в адрес своих собеседников. Как отметил хабаровский юрист, такие прецеденты могут быть, однако при этом не стоит забывать, что ранее уже существовал закон, пресекающий любые оскорбления.

— У нас и сейчас существует ответственность за оскорбления, прочим не только в интернете. Действительно, этот закон несколько размыт и носит "резиновый" характер, отчасти от того, что существуют пробелы, которые необходимо заполнить принятием нового закона или поправок. Но я думаю, что эти нововведения положительно скажутся на решении проблем, связанных с "группами смерти" и более локальными призывами к совершению суицида. Кроме того данный закон повысит культуру граждан, то есть люди будут знать, что конкретно существует закон, по которому то или иное высказывание будет определяться уголовно наказуемым. И соответственно люди будут держать свои эмоции при себе. В интернете люди позволяют себе многое писать, поскольку они уверены в своей неприкосновенности и полной анонимности. Понятно, что это сработает не на всех, — добавил Александр Петрухин.

При этом то, насколько будет эффективен новый закон, покажет только время. Однако, в любом случае, подобный проект необходим, поскольку до сих пор достаточно тяжело привлечь к уголовной ответственности людей, призывающих подростков расстаться с жизнью.

— То, насколько будет активно применяться этот закон, насколько он будет эффективен, покажет только время. На сегодняшний день достаточно нелегко привлечь к ответственности лиц, побуждающих к совершению суицида, поскольку до сих пор отсутствует процедура, которая определяла бы критерии призыва к самоубийству: какой характер носит это высказывание, где оно размещено. Но при этом, как мне кажется, те, кто занимается созданием и распространением "групп смерти", будут продолжать заниматься своим делом несмотря ни на что, — подытожил Александр Петрухин.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость