18 декабря 2016. Конкурс на право осуществления пассажирских перевозок речным транспортом пройдет в Хабаровске в первом квартале 2017 года. Об этом рассказал начальник управления транспорта краевой столицы Сергей Суковатый, сообщили ИА AMurMedia в пресс-службе администрации Хабаровска.
"Конкурс будет проводиться в соответствии с нововведениями, предусмотренными в "Кодексе водного транспорта", и Федеральным законом №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Мы уже направили запрос в краевой комитет по ценам и тарифам для определения суммы тарифа на пассажирские перевозки речным транспортом на 2017 год. После того, как он будет установлен, мы рассчитаем начальную максимальную цену контракта и в феврале проведем конкурс среди перевозчиков на оказание этой услуги населению", — рассказал он.
В стоимость начальной цены контракта будут включены все затраты перевозчиков на навигацию будущего года, в том числе и сумма на "слипование" ("слип" — специальное сооружение для подъема судна из воды и его спуска на воду), и даже процент их прибыли. На сегодняшний день в Хабаровске лицензию на право осуществления пассажирских речных перевозок имеют 6 компаний-судовладельцев. Из этих предприятий, в распоряжении которых находятся 18 судов, доля ЗАО "Амурские пассажирские перевозки", которое уже на протяжении 5 лет возит через Амур хабаровских дачников, составляет 56%.
"Остальные компании преимущественно задействованы в производственном процессе, либо их суда осуществляют прогулочные рейсы и не предназначены для регулярных пассажироперевозок, или имеют недостаточную вместимость (нужны суда класса "Москва", вместимостью в 240-340 человек). По всем параметрам для осуществления этой деятельности пока подходит только флот "Амурских пассажирских перевозок", — сообщил Сергей Суковатый.
И именно этот флот сегодня оказался "на мели". Если 5 судов, которые обычно курсируют по городским маршрутам, и смогут принять участие в предстоящей навигации, то случится это не ранее начала августа (!) 2017 года. Сейчас вся пятерка кораблей вмерзла в лед у берегов дальневосточной столицы: перевозчик не смог поставить их на "слипы". Сложившееся положение генеральный директор ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" Игорь Меерсон объясняет, прежде всего, отсутствием необходимых средств для "слипования" и ремонта кораблей.
"Сегодня согласно установленным тарифам, средняя стоимость одного билета для проезда на нашем речном транспорте составляет 101 рубль в один конец. На самом же деле его себестоимость — 157 рублей, и она будет еще выше, так как растет цена топлива, материалов и судоремонта. То есть процент рентабельности для нас в стоимость билета комитетом по ценам и тарифам фактически не заложен. А ведь именно за счет этой прибыли перевозчик приводит в порядок парк своей техники – ремонтирует, покупает запчасти. Кроме того, на городских линиях на 14,7% упал пассажиропоток: если в 2015 году мы перевезли 253 тысячи пассажиров, то в 2016-м – 219 тысяч. Это недополученные нами реальные доходы, но бесплатно ремонтировать корабли нам никто не будет", — сказал он.
По словам Игоря Меерсона, возможность поднять корабли из воды на судоподъемные устройства представится теперь только в конце апреля – начале мая, когда Амур полностью очистится ото льда, и уже фактически будет дан старт навигации. Сама процедура "слипования" — также процесс небыстрый, но без ее прохождения суда считаются технически неисправными и не могут быть внесены в Российский речной регистр. При наличии свободных "слипов" (а это бывает очень редко – как правило, существует немалая очередь), обследование технического состоянии каждого судна занимает минимум 7-10 суток.
"А таких судов – пять, то есть нужно 50-60 суток только на "слипование". В общем, реально мы сможем начать навигацию на городских маршрутах примерно 1 августа. По краевым маршрутам навигация начнется по обычному графику – 1 мая", — резюмировал Меерсон, но подчеркнул, что это – самый мрачный сценарий развития ситуации. На вопрос о том, начнется ли следующим летом навигация для хабаровских дачников, у генерального директора "Амурских пассажирских перевозок" пока ответа нет.
Говоря о предстоящей городской навигации — 2017, Сергей Суковатый сказал:
"Независимо от положения дел ЗАО "Амурские пассажирские перевозки", мы соблюдем все требования законодательства и проведем конкурс. Не исключена возможность того, что в нем примут участие перевозчики из других регионов – соседи уже проявляют к нему интерес. А вопросом, почему хабаровский перевозчик – единственный из имеющих на сегодняшний день возможность осуществлять пассажироперевозки в соответствии со всеми требованиями и нормативами, не готовит свои суда к грядущей навигации, пусть занимаются соответствующие надзорные органы — прокуратура и УФАС. В любом случае, пассажиры пострадать не должны".