Маршрут выходного дня: Единственный музей под открытым небом

Журналист ИА AmurMedia посетил излюбленное место детей и хабаровских невест (ФОТО)

Место, куда стремятся попасть хабаровские невесты, любопытные мужчины и дети, давно привлекает жителей и гостей дальневосточной столицы. Как выглядит изнутри единственный хабаровский музей под открытым небом, посмотрел журналист ИА AmurMedia.


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Маршрут: музей истории Амурского моста

Сложность: 6+

Время в пути: зависит от района города, из которого добираетесь

Город/Район: Хабаровск

Ориентир: Амурский мост

Наличие туристической инфраструктуры: город

Транспорт: автомобиль, автобус

Затраты: билетна автобус, бензин для автомобиля или такси


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Музей под открытым небом – давняя мировая практика, используемая 18 странами, среди которых есть и Россия. Один и таких музеев появился в 2010 году в Хабаровском крае. Инициатором создания этого места стал главный инженер ДВОСТжд Константин Крапивин. Именно он посчитал, что на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО "РЖД" должен быть музей истории Амурского моста. Да-да, именного того, что изображен на купюре номиналом 5000 рублей.


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Добраться до музея можно достаточно быстро, если воспользоваться услугами такси или же прокатиться на личном автомобиле. Конечно, еще туда ходят автобусы – выйти нужно на остановке "Детский сад" (Северный микрорайон). Только в таком случае придется еще преодолеть приличное расстояние пешком. Ориентироваться стоит на знаменитое "Воронье гнездо", возвышающееся над Амурским мостом, под которым, собственно, и укрылся музей.

При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов должна была стать одна из демонтированных ферм "царского" моста. При реконструкции её отбуксировали к площадке на правом берегу Амура, где она простояла до августа 2008 года, когда специалисты Хабаровского мостоотряда ОАО "Дальмостострой" приступили к развороту фермы старого моста на 90 градусов. До этого была возведена подпорная стенка на Амурском берегу, пролетное строение устанавливалось уже на постоянные опоры, расположенные параллельно действующему мостовому переходу. Первоначально планировалось ограничиться только разворотом фермы параллельно нынешнему мосту и обустройством смотровой площадки, но затем было решено развить идею, в перспективе создав на этой площадке полноценную парково-историческую зону отдыха. Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трех будущих экспонатов: паровоза Eа, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны, построенной ещё в XIX веке. В следующем, 2010 году, экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ80, выпускавшийся со второй половины прошлого века, грузопассажирский тепловоз М62, крытый вагон старой постройки и автомотриса 1930-х годов. Музей был включён в экскурсионную программу участников и гостей VI Ассамблеи начальников железных дорог, проходившей в начале сентября 2011 года в Хабаровске и Владивостоке. Установленая после реставрации цистерна конца XIX века, которую обнаружили в сентябре 2010 года в лесном массиве Хабаровска, стала самым старым экспонатом музея.

Это место привлекает не только любопытных горожан и туристов, но и местных невест – слишком сильно обуревает их желание сделать фотографию "как у Светки на свадьбе" на фоне уменьшенной копии одного из семи чудес Хабаровского края.


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Площадка музея раскинулась на берегу Амура. У входа стоит табличка с названием места, территория огорожена металлическим кованым забором со значками РЖД. За забором – много интересных экспонатов, на которые можно не только смотреть.

Пройти на территорию легко – не нужно бежать в кассу и оплачивать входной билет. Вход в этот музей бесплатный. Наверное, поэтому нет в нем и экскурсовода. Так что, если хотите узнать, на что смотрите или что трогаете, прочитайте надписи на табличках.


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Первым, что увидите, станет реплика обелиска в память участия войск при постройке Уссурийской железной дороги (оригинал стоит на железнодорожной станции Хабаровск-1, прим. ред.). На памятной табличке написано:

Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, её постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдалённом участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!


Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia

Есть там один диковинный экспонат – здание-вокзал "Ст. Амуръ". В его стенах хранится мелкая часть экспозиции, но увидеть ее получится не всегда. Отсутствие экскурсовода сказывается и здесь – двери этого строения были закрыты и отворить их попросту некому.