31 августа 2016. Исследование генома вируса ВИЧ, создание портрета возбудителя и иммунного портрета пациента — это уже не фантастика, а ежедневная работа хабаровского Центра "АнтиСПИД". О высокотехнологичном оборудовании Центра и последних достижениях в области борьбы с парентеральными инфекциями корр. ИА AmurMedia Евгению Никитенко рассказала главный врач медицинского учреждения Анна Кузнецова.
— Анна Валерьевна, Вы руководите Центром "АнтиСПИД", и из самого названия понятно, что борьба с ВИЧ — это основное направление деятельности вашего Центра. Но ведь помимо этого вы работаете и с другими заболеваниями?
— Наше учреждение было создано 11 сентября 1989 года и в этом году исполняется уже 27 лет, как мы работаем в системе медицины Хабаровского края. Для края мы являемся единственным учреждением с профилем, в основном нацеленным на амбулаторное оказание медицинской помощи при инфекционной патологии, при хронических инфекционных заболеваниях. Конечно, в соответствии с названием мы занимаемся ВИЧ-инфекцией, но помимо этого еще и целым спектром других инфекционных заболеваний.
Безусловно, приоритетным направлением работы являются инфекции, которые передаются через кровь (парентеральные инфекции) — такие как ВИЧ, хронический вирусный гепатит типа B и хронический вирусный гепатит C. Кроме того, в рамках своей деятельности мы охватываем большой спектр хронических инфекций, в том числе герпесвирусов – их на самом деле очень много видов, и вызывают они совершенно различные заболевания и состояния. Занимаемся мы и заболеваниями, передающимися половым путем. Мы можем делать все необходимые процедуры для качественной диагностики и лечения указанных заболеваний: лабораторную диагностику, функциональную диагностику – УЗИ органов брюшной полости, неинвазивное определение фиброза печени, что очень важно при хронических вирусных гепатитах. В Центре "АнтиСПИД" ведут прием врачи: инфекционист (который может проконсультировать не только амбулаторно, но и в условиях дневного стационара), терапевт, педиатр, гастроэнтеролог, аллерголог-иммунолог, гинеколог, дерматовенеролог, фтизиатр. Многие наши медики имеют дополнительные специализации: скажем, врач аллерголог-иммунолог имеет дополнительную специализацию по клинической фармакологии, то есть в сложных ситуациях он может грамотно подобрать комплексное лечение с применением целого ряда препаратов, учесть совместимость этих лекарственных средств. Гастроэнтерологи имеют дополнительную специализацию по ультразвуковой диагностике, гинекологи — по инструментальной диагностике.
— Вы говорили, что Центр "АнтиСПИД" — единственное медучреждение такого рода в Хабаровском крае, в чем заключается его уникальность?
— Да, мы единственное учреждение в крае, но при этом имеем вес во всем ДФО в целом. Это связано с тем, что мы не только оказываем необходимую помощь всем жителям Хабаровского края, к нам также обращаются за поддержкой жители ЕАО, Приморского края, Сахалина и Амурской области. В чем уникальность и какие диагностические возможности нам помогают?
Как я уже говорила, основной наш профиль – это работа с инфекционными агентами, а они, как и любое живое существо, реагируют на попытку помешать им жить — уклоняются от действия лекарственных препаратов и в процессе этого формируются мутации. Они становятся нечувствительны к лекарствам, а в ряде случаев даже зависимыми от них. В результате терапия перестает быть эффективной.
— Существует следующий нюанс: вирус как живое существо, микроорганизм, взаимодействует с макроорганизмом – другим живым существом, с человеком. Есть некоторые особенности иммунитета человека, которые либо благоприятствуют развитию инфекционного процесса, либо наоборот, препятствуют, и от этого тоже во многом зависит ход лечения. С одной стороны, мы стараемся подобрать терапию, укладывающуюся в стандартизованные схемы (мы работаем только по схемам, которые рекомендованы Минздравом РФ на основании рекомендаций ВОЗ), но в то же время схемы мы подбираем индивидуально. Делать это мы можем благодаря имеющемуся у нас оборудованию, которое позволяет исследовать геном возбудителя.
Мы исследуем портрет вируса и иммунный портрет человека, и на основании этих двух составляющих стараемся подобрать стандартизованные схемы, максимально индивидуально для каждого.
— Это называется секвенирование вируса. Если вы слышали, то сейчас часто говорят о расшифровке генома человека. Наше оборудование позволяет проводить подобные исследования, но это не наша специализация в отличие от изучения возбудителя. Благодаря последнему мы можем определить, какие есть мутации, к каким лекарственным средствам вирус будет чувствителен, а к каким резистентен. Имея эти данные, мы можем легко персонифицировать схему лечения каждого конкретного пациента с учетом того вируса, который находится в его организме.
— Звучит, как научная фантастика. Можно ли сказать, что мы сегодня разобрали вирус на запчасти и знаем о нем все?
— На самом деле подобные исследования – это очень серьезная и высокая наука. Мы в Центре занимаемся больше прикладной ее частью, нас интересуют только те части генома вируса, которые клинически значимы, те участки, где возникают мутации, непосредственно влияющие на эффективность лечения. Их мы анализируем и именно они являются предметом нашего пристального изучения.
АнтиСПИД Хабаровск: мы можем исследовать геном вируса и даже составить портрет возбудителя. Фото: Центр "АнтиСПИД" Хабаровск
— У многих ли учреждений есть подобное оборудование?
— В ДФО такое есть у нас и в Приморье, а вообще по Российской Федерации служба борьбы со СПИДом всего в нескольких регионах оснащена подобным оборудованием и обладает соизмеримыми с нашими возможностями.
— К такому оборудованию, как я понимаю, требуются по-настоящему высококлассные специалисты?
— Безусловно, без "рук" это не работает, но наши специалисты, в частности, по лабораторной диагностике, давно работают именно у нас. К примеру, заведующая лабораторией работает в Центре с момента его основания. Она как раз их тех людей, что растут и развиваются вместе с нашим учреждением. Мы стараемся, чтобы наши ведущие сотрудники посещали все знаковые научные мероприятия. Результаты исследований сотрудников активно публикуются и представляются и на российском, и на международном уровне. Действительно, это уникальные специалисты очень высокого класса, которые любят, знают и понимают свою работу.
— Раз у вас есть столь высокотехнологичное диагностическое оборудование, то значит есть чем похвастаться и в области лечения?
— Если говорить о ВИЧ-инфекции, то на сегодня мы лечим уже половину краевых пациентов, у которых установлен диагноз ВИЧ. Здесь, конечно, большой вклад идет от фармации, ее побед в синтезе субстанций и действующих лекарственных веществ – все это не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Недавно мы проводили небольшой анализ, в котором сравнивали среднюю продолжительность жизни наших пациентов сейчас и 10 лет назад, когда таких широких возможностей лечения и индивидуализации этого лечения еще не было. В результате мы выяснили, что средняя продолжительность жизни пациентов за это время увеличилась на 4 года.
В целом, ВИЧ-инфекция, при своевременно начатой терапии, когда нет еще тяжелых сопутствующих осложнений, не влияет на ожидаемую продолжительность жизни пациентов, так как позволяет полностью контролировать вирус. Именно уничтожить его мы пока не можем, но эффективно подавлять размножение и препятствовать воздействию на иммунитет, что могло бы привести к различным осложнениям, мы вполне способны.
— Давайте уточним один момент: с одной стороны мы говорим, что человек, которому вовремя поставлен диагноз, может жить столько же, сколько обычный здоровый человек, при этом отмечаем, что продолжительность жизни выросла на 4 года, как соотносятся эти данные?
— К сожалению, пока еще есть пациенты, которые слишком поздно обращаются за медицинской помощью, либо те, у кого ВИЧ-инфекция диагностируется уже в продвинутой стадии, когда есть сопутствующие заболевания, к примеру, туберкулез. Это, кстати, самая распространенная причина смерти у пациентов с ВИЧ в сочетании с туберкулезом. И, к сожалению, есть некий предел при позднем обращении, когда шансы уже становятся 50 на 50, а может быть даже и 80 на 20.
Поэтому мы и говорим о том, что нужно регулярно обследоваться. На сегодняшний день у нас в регионе (хотя это общероссийская тенденция) ВИЧ – это часто встречающееся инфекционное заболевание. Всего в Хабаровском крае зарегистрировано около 3300 инфицированных человек. Если мы посчитаем на 100 тысяч человек населения, то получится порядка 250 инфицированных или 0,25%. Но нужно понимать, что такой, казалось бы, небольшой процент, приходится на все население, если же брать наиболее уязвимые возрастные группы – от 20 до 40 лет, то показатель увеличивается более чем в 2 раза, а если рассматривать город, тот же Хабаровск, то процент возрастет еще сильнее, вплоть до 2-3% от определенных групп населения. Несмотря на то, что заболевание встречается часто, есть хорошие шансы на эффективное противодействие эпидемии, но только в случае своевременного выявления заболевания и активного сотрудничества и совместной работы пациентов с медиками. Нужно обследоваться, для этого есть все возможности. Наряду с теми высокими технологиями, о которых мы уже говорили, мы предоставляем разные варианты обследования на ВИЧ, в том числе и анонимное. Достаточно часто нами проводятся выездные анонимные обследования (к примеру, на набережной Амура). Весь сентябрь мы будем работать в районах края: 7 сентября в г. Бикин; в районе им. Лазо (8 сентября пгт. Переяславка и 14 сентября п. Мухен); 20 сентября в г. Комсомольск-на-Амуре и в Хабаровском районе (26 сентября в с.Ракитное и 28 сентября п. Некрасовка). В ходе поездки будем сотрудничать с Красным крестом и учреждениями социальной службы – на их площадках и развернется наша работа по тестированию. Поэтому возможности мы предоставляем максимальные, нужно просто прийти и обследоваться. И, если уж выяснится положительный ВИЧ-статус, мы вместе с пациентом сможем приложить все усилия к тому, чтобы это не влияло ни на продолжительность его жизни, ни на ее качество. Кроме того, лечение ВИЧ-инфекции это благо не только для пациента, но и для общества в целом, так как при широком охвате лечением, существенно снижается число новых случаев заболевания.
Отдельно отмечу, что сдать анализы на ВИЧ в нашем Центре могут даже иностранные граждане, для этого нужен лишь паспорт (с официальным переводом всех страниц) и его копия, миграционная карта или виза (с копией) и снимок флюорографии. Все, больше ничего не требуется.
— Шагнули ли вперед за последнее время методы выездной экспресс-диагностики ВИЧ?
— Мы стараемся использовать все доступные технологии для диагностики. Сейчас активно перешли на тесты, позволяющие диагностировать антитела к ВИЧ по слюне. Теперь не нужно прокалывать кожные покровы, брать кровь — все безболезненно и не страшно. Просто берется тест-полоска и проводится по внутренней поверхности полости рта и в течение нескольких минут выявляется результат. Отмечу, что у данного теста очень высокая степень корреляции с классическими тестами. Были случаи, когда антитела к ВИЧ выявлялись впервые, и все подтверждалось при развернутых стандартных методах диагностики.
— Дорого ли сегодня жить с ВИЧ?
— Что касается стоимости лекарств, то сейчас очень активно идет наработка отечественных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. Они вполне эффективны и безопасны, а главное, сопоставимы с зарубежными аналогами. На сегодняшний день стоимость стартовой схемы терапии ВИЧ – "терапии первой линии", начинается от 1,5 тысяч рублей в месяц. Отмечу, что все эти лекарства предоставляются пациенту бесплатно. Благодаря тому что, наше отечественное фармпроизводство наладило выпуск таких препаратов, стоимость существенно снижается, и мы смогли в этом году удвоить объем закупаемых препаратов в рамках имеющегося финансирования.
Беседовал: корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко