Фотохудожница Дина Беленко и ее поразительные натюрморты: Я снимаю вещи с историей

Как понять язык вещей, увидеть героя-мечтателя и рассказать завораживающую сказку в картинках — в интервью ИА AmurMedia
AmurMedia ГОРОД
Фотоработы Дины Беленко
Фото: Архив Дины Беленко

1 июня 2016. Фотохудожница, иллюстратор и дизайнер из Хабаровска Дина Беленко получила диплом редактора-издателя, но стала заниматься другим делом. Сейчас она создает великолепные работы, рассказывающие необычные истории вещей, встречающихся в повседневной жизни. Герои ее историй — красивые предметы, скрытую жизнь которых она раскрывает и "раздает указания чашкам и печеньям". Ее работы востребованы как в России, так и в других странах. Зрители восхищаются снимками и читают их, как книги. Каждая работа — эксперимент. О том, как создавать удивительное из обычного и черпать вдохновение из всего — в интервью ИА AmurMedia с Диной Беленко.


Дина Беленко. Фото: Дина Воробьева" width="415" height="325

Дина, расскажите о себе. Известно, что Вы учились в ДВГГУ (ныне ПИТОГУ) на кафедре "Издательского дела и редактирования" — специальность, лишь отдаленно перекликающаяся с фотографией. Работали ли Вы по специальности и где? Как же все-таки фотографирование стало делом Вашей жизни?

— Надо сказать, что кафедра, на которой я училась, это довольно неплохое образование для фотографа. Здесь и лекции о технических особенностях цифровых изображений, и основы обработки, и курс по эстетике, и много прекрасных книг для вдохновения. Чего стоит один только Владимир Яковлевич Пропп, разобравший волшебную сказку по косточкам! Не только ее структуру и типы персонажей, но и магические предметы, все эти зеркала, превращающиеся в озера, гребни, встающие непроходимым лесом. Эти талисманы часто были единственным, что подталкивало сюжет к развязке. Что может быть более впечатляющим примером неодушевленной вещи как части нарратива?

Когда я только начала учиться фотографии, то пробовала себя в разных жанрах: пейзажи, портреты, стрит. В старшей школе у меня была дешевая пленочная камера без каких-либо настроек. Такие в то время были у всех. Жаль, что тогда еще не было Инстаграма, потому что набор сюжетов подходил идеально: еда, закаты, котяточки. Забавно, что именно это и была фотография, какой ее представляет российская "академическая" литература, то есть как способ остановить мгновение, зафиксировать момент реальности. Но когда я стала заниматься этим чуть серьезнее (скажем, решила, наконец, прочесть инструкцию к уже другой, цифровой, камере и на секунду задуматься о композиции перед нажатием на спуск), поняла, что есть вещи поинтереснее, чем документирование происходящего. Можно конструировать сюжеты по своему вкусу. А сделать это, разумеется, проще, когда ты можешь контролировать все объекты съемки. Вот так я и стала снимать натюрморты.


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко


Чем Вы руководствовались при выборе такого направления, в котором работаете сейчас? Есть ли у необычных натюрмортов особенное название?

— Поскольку при слове "натюрморт" большинство людей представляет классические нидерландские завтраки Питера Класа (что, в общем, неплохо, потому что Клас восхитителен, но в корне неверно для современной фотографии), приходится выдумывать названия вроде "концептуальный натюрморт" или "натюрморт с метафорой". Мне больше всего нравится фраза "вещи с историей". Это слабовато как определение жанра, зато очень хорошо описывает суть происходящего. Я снимаю вещи с историей.

Мне нравится контролировать каждую деталь в кадре, нравится чувствовать себя режиссером, раздающим указания чашкам и печенью.

В классических книгах по фотографии часто пишут, что главная ее особенность как искусства — это фиксация момента времени. Даже мой любимый Ролан Барт в книге Camera lucida говорит о фотографии исключительно как об инструменте памяти. Но с тех пор, как фотография стала постановочной, ее возможности стали намного шире. Мы стали не фиксировать происходящие события, а рассказывать собственные истории. В частности — истории вещей, которые окружают нас, живут нашей жизнью и постепенно обрастают коннотативным мхом.


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко

Как создаются истории вещей? Расскажите, пожалуйста, подробно обо всех этапах.

— Работа всегда начинается с эскиза, обычно он не очень подробный, но позволяет определиться не только с темой, локацией и настроением, но и с набором необходимых объектов и примерной композицией. Не могу сказать, сколько времени нужно на один эскиз, потому что можно биться два часа с одной картинкой, а можно за одну поездку в трамвае нарисовать целую серию. Йозеф Судек как-то сказал, что выдержка одной из его фотографий — "Одна сторона Вагнера", думаю, эскиз снимка вне серии занимает примерно такое же время.

Что касается подготовки к съемке, то здесь процесс может затянуться. В моем городе часто не удается купить самые простые вещи, поэтому некоторые детали приходится долго искать или делать самой. Моя самая большая любовь теперь — клеевой пистолет. Лучшего паллиатива телекинезу, думаю, не найти. Сам же съемочный процесс, надо полагать, у меня такой же, как в любом другом жанре, где фотограф контролирует сцену: устанавливаешь фон, композицию, свет и нажимаешь на спуск. Вуаля!


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко



Сколько времени уходит на создание одной композиции?

— Зависит от конкретной фотографии. Иногда уборка беспорядка после съемки занимает больше времени, чем весь съемочный процесс. Иногда можно два часа потратить только на то, чтобы заставить чашку падать так, как тебе это нужно. Разброс здесь довольно большой, особенно если считать время на изготовление реквизита.

Где и в чем Вы черпаете вдохновение? Как проходит процесс придумывания новых проектов или одной композиции?

Красивые вещи сами по себе вдохновляют. Чайные ложечки, бумажные корабли, засушенный между книжными листами клевер, остро заточенные карандаши — все содержит в себе свернутые истории. Бери и рассказывай. Тут важно начать задавать вопросы. Что это? Как это сюда попало? Кто это сюда принес? Кто главный герой? Что вообще происходит? Вот чашка кофе, чья она? Может быть, это остывший кофе астронома, который увлекся работой и не видит, как в чашке отражаются все его звезды и кометы. Вот бенгальский огонь, на что он похож? На ручной фаербол или новорожденную звезду?


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко


Дина, есть ли у Вас определённый алгоритм работы, может быть, особенное планирование? Как Вам удается держать себя в тонусе?

— Я — большой поклонник Яны Франк и ее книг об организации времени для художников (особенно рекомендую книгу "Муза и чудовище. Как организовать творческий труд"). Мне нравится, что ее система очень гибкая, можно взять отдельные кусочки и сконструировать метод, удобный именно тебе.

Так, одной из самых полезных вещей оказался таймер 45/15 (как в технике Pomodoro, но с другим временным промежутком): заводишь таймер на 45 минут и работаешь, не отвлекаясь вообще ни на что, потом заводишь на 15 и отдыхаешь или делаешь другие маленькие задачи, которые сильно отличаются от основной работы (скажем, я 45 минут обрабатываю фотографии, а потом встаю и 15 минут мою посуду; и организм думает, что отдохнул, и два полезных дела завершены).


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко


- Много ли людей, работающих в таком же жанре, как и Вы? Есть ли у Вас кумиры? А высоты, которые хотелось бы покорить?

— Раньше мне приходилось искать коллег по концептуальным натюрмортам днем с огнем. Вот, есть невероятный Peter Lippmann (безмерно его люблю), вот трогательная Catherine MacBride, вот восхитительная Olivia Jeczmyk, вот еще две дюжины фотографов, которых я помню по именам так, как не помню одноклассников. И, собственно, все. Но оказалось, что в англоязычном сегменте интернета можно найти очень много интересных авторов, если перестать искать still life и начать — conceptual product photography. Таких фотографов, конечно, меньше, чем, скажем, пейзажистов, но на непопулярность жанра я больше не жалуюсь.


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко


Все ваши съемки — это коммерческие работы или же есть то, что создано для себя? Как Вам больше нравится работать – для души или на заказ? Или это неразделимо?

— Большую часть снимков я делаю для себя, но потом продаю на 500px Prime и Getty Images. То есть, я снимаю, как мне нравится, и люди с таким же вкусом, что и у меня, потом это покупают для книжных обложек, сайтов и постеров.

Работы, изначально сделанные на заказ, тоже не особенно отличаются от того, что я снимаю для себя, разве что эскизы я рисую намного более подробные и стараюсь как можно точнее оговорить все детали заранее, чтобы все участники процесса представляли, какая фотография получится в итоге. Занятно, что постоянным клиентам подробный эскиз бывает совсем не нужен: "Да, мы уже по описанию поняли, как это будет, нам все нравится, можно снимать".


Фотоработы Дины Беленко. Фото: Архив Дины Беленко


Как бы Вы описали героев ваших историй? Кто они, какие они?

— Как выяснилось недавно, если в моей фотографии появляется очевидный персонаж, то высока вероятность, что он окажется или вечным мечтателем или просто жутким прокрастинатором. Когда я снимала "Бесконечную книгу", то заметила, что мой персонаж все время к чему-то готовится, чего-то ждет. Мне намного проще было сделать снимок про то, как кто-то мечтает о путешествиях, собирается отправиться в космос или раздумывает о том, как ему связаться с пришельцами, чем снимок про настоящее путешествие и настоящий полет. Мой путешественник всегда запасается картами и собирает чемоданы, но не покидает дома. Поэтому, думаю, ожидание (или предвкушение?) — одна из моих вечных "четырех историй", а человек, ждущий, что приключение свалится прямо ему на голову, мой любимый герой.

Мой путешественник всегда запасается картами и собирает чемоданы, но не покидает дома.


Что бы Вы посоветовали начинающим фотографам?

— Не позволяйте материалам контролировать ваше воображение. Мы часто думаем: "если бы у меня была такая камера…", "если бы у меня был такой реквизит…", но ведь все необходимое есть у нас прямо сейчас. Фотографии не обязаны быть реалистичными. Если вам нужен дракон, можно не создавать гигантскую огнедышащую ящерицу, а вырезать его из бумаги. Часто этого оказывается достаточно для создания истории. Посмотрите на Javier Perez, Олега Оприско или Catherine MacBride, которые используют самые простые материалы, но необычный взгляд на обыкновенные вещи делает их работы прекрасными.

Текст: Александра Мельник

Фото: Дина Беленко, Дина Воробьева

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

AmurMedia выходного дня

Смотрите полную версию на сайте >>>