6 июля 2015. Гендиректор ООО "Капитель", компании-застройщика ЖК "Твердохлебово", проекта по программе строительства жилья для детей-сирот в Хабаровском крае, не согласен с обвинениями прокуратуры, заявившей о выявленных при строительстве хищениях на сумму более 100 млн рублей. Кто-то целенаправленно разоряет компанию, чтобы отобрать "хлебный" проект, заведя на него свои фирмы, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia гендиректор ООО "Капитель" Константин Шабалин.
- Как вы расцениваете заявление прокуратуры края о том, что на строительстве ЖК "Твердохлебово" были выявлены признаки хищения более 100 млн рублей, в связи с чем было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере"?
- Я не могу объяснить, как и почему им это привиделось. Я ничего не похищал, и мое окружение тоже. Я вообще не вижу никаких оснований для заявления о фактах хищений. Думаю, дело сфабриковали. Значит, кому-то это очень нужно было.
- А что вы можете сказать о 48 млн рублей, которые, по версии прокуратуры, были направлены на строительство каких-то других объектов?
- Мы, застройщики, что получали на объект, то на объект и тратили. Никаких нецелевых расходов у нас нет. Что касается генподрядчика, который, получив от нас деньги, потратил их на свою хозяйственную деятельность, то он действовал в рамках закона. С кем рассчитываться, а с кем нет, в его компетенции, а порядок этих отношений прописан в Гражданском кодексе. Я как застройщик, получая деньги дольщиков, направлял их только на ЖК "Твердохлебово". У меня других объектов и не было в принципе.
- В прокуратуре также считают, что по ряду контрактов не были предоставлены документы, подтверждающие финансовую состоятельность вашей компании.
- Ничего не могу сказать по этому поводу. Не припомню, чтобы требовались дополнительные документы, подтверждающие финансовую состоятельность. Точно знаю, что пакет документов, который был заявлен в аукционной документации, мы предоставили полностью.
- Сотрудники прокуратуры вообще запрашивали какие-то документы или, может быть, беседовали с вами? Какие факты могли, на ваш взгляд, стать основанием для такого заявления?
- Думаю, что причина в недобросовестных, непорядочных субподрядчиках, которые, уж не знаю через какие связи и каналы, представили все в черном свете, просто за уши притянув факты. Я не вижу там ни одного факта, за который бы действительно можно было бы зацепиться. А вообще прокуратура к нам не обращалась, был сотрудник отдела по экономической безопасности полиции. У генподрядчика изымали документы, причем в рамках другого уголовного дела. И до кучи, уж не знаю, случайно или нет, изъяли документы и по ЖК "Твердохлебово".
- Были ли у вас по строительству "Твердохлебово" какие-то проблемы с генподрядчиком "Востокинвестстроем"?
- Никаких проблем кроме нарушений сроков строительства не было.
- А с чем, на ваш взгляд, было связано нарушение сроков строительства?
- С тем, что генподрядчик просто не успел за шесть месяцев построить дома. Посмотрите на даты. Мы начали строительство в марте 2013 года, планировали успеть до конца года, но чуда не свершилось: помешало и наводнение, и ливни, и дожди, и начало кризиса, отчего все продажи встали. В целом с марта 2013 по декабрь 2014 года три дома были построены. То есть это строительство шло менее двух лет, плюс сейчас в августе сдадутся дома, по которым тоже выходит, что строительство шло всего два года. То есть в принципе генподрядчик нормативных сроков строительства не нарушал, а вот ускоренными темпами помешало строить, конечно, отсутствие финансирования.
- Отсутствие финансирования у генподрядчика или у вас?
- У нас, у "Капители".
- А как получилось, что у вас не было денег? В чем причина?
- "Твердохлебово" - проект, основанный на долевом участии в строительстве заинтересованных покупателей. Мы начали строить за счет своих средств, а дольщики подтянулись намного позже. Дольщиков пришло 30 человек из 200, 170 непроданных квартир "повисло", а крупный дольщик в лице министерства строительства финансировал строительство поэтапно: сначала построй, потом заплатим. При этом в свободной продаже на тот период, конец 2013 года, было 200 двухкомнатных квартир, Минстрой купил 200 однокомнатных квартир по 38 кв. метров, то есть треть построенной площади. Даже если бы Минстрой сразу заплатил бы, это была бы всего треть суммы, необходимой, чтобы построить комплекс. Раз продажи встали, то и стройка замерла.
Потом было принято решение неликвидные двухкомнатные квартиры перепланировать в однокомнатные и предложить их выкупить Минстрою, для чего были заключены дополнительные контракты. Финансирование пошло, но потом опять осталось еще 100 непроданных квартир. Стройка целый год стояла, потому что мы никак не могли продать эти квартиры. Опять приняли решение об очередной перепланировке, а попутно, скажем так, отказались от строительства трех домов, в которых были запланированы квартиры для Минстроя, и по допсоглашению предоставили квартиры в уже строящихся домах. Кстати, до сих пор от министерства строительства идет финансирование за уже сданные дома.
- Помимо шести домов, как сданных, так и проходящих отделочные работы, у вас еще два дома строятся. Что это за дома и когда планируете их сдать?
- Вторая очередь в два дома – это отдельная история. Там было, скажем так, волевое решение замгубернатора по строительству Николая Кравчука, который пришел и сказал, я запрещаю финансирование этих домов, запрещаю их строить, пока не построите первую очередь. И на целый год стройка была остановлена. Когда он ушел, видимо, снова понадобились квартиры, завели нового генподрядчика, он строит, и его финансируют. Сейчас ООО "Капитель" работает под чутким руководством министерства строительства: генподрядчик приносит документы, мы их оформляем, а Минстрой контролирует расход средств у генподрядчика.
- Падение спроса на "первичку", с которым вы столкнулись, хорошо знакомо всем строительным компаниям, которые работают на деньги дольщиков. Но этот проект был не обычный, а социальный, вы ведь строили жилье для сирот.
- Даже если бы это были "коммерческие" дольщики, это все равно целевые деньги и та же ответственность.
- Вы понимаете, что руководство ООО "Капитель", в том числе и вы, виноваты в сложившемся финансовом дефиците и срыве сроков сдачи жилья, не подстраховавшись на случай плохого развития событий?
- Да. Конечно, я согласен, есть наша вина в недооценке рыночной конъюнктуры. К концу 2013 года начался кризис, банки стали отказывать дольщикам в ипотечных кредитах, а нам в кредитах на развитие бизнеса и пополнение оборотных средств. Конечно, есть просчеты, я не отрицаю. И, думаю, нам надо было писать, как положено, в аукционную комиссию, чтобы не ставили ввод домов на 2013 год, а ставили на 2014 год, чтобы не было просрочки.
- В Минстрое рассказали, что этот просчет вы оплатите. Это так?
- Да. За этот просчет мы платим пеню, точнее, обязательства по оплате начисленной пени нам предъявлены через суд. Мы их признали. Скажем так: за то, что мы экономически просчитались, нас экономически наказали.
- А какова сумма неустойки?
- Сумма большая, порядка 70 млн рублей.
- Другие непогашенные финансовые обязательства перед компаниями-партнерами, кредиторами у вас есть? Не получится ли так, что кто-то из ваших кредиторов попытается через суд вас обанкротить?
- Нет, не думаю. У "Капители" ликвидных активов намного больше, чем долгов. Еще хочу подчеркнуть: на самом комплексе "Твердохлебово" никак не отразятся наши проблемы. Первая очередь будет сдана к концу августа, а вторая – осенью этого года.
- А чем объясняется смена генподрядчика ООО "Востокинвестстрой" на новую компанию "Промтехстрой"? Вы уверены, что с новым генподрядчиком никаких проблем не будет?
- Я уже упоминал, что по заключенному госконтракту сначала надо дом построить, потом его запроцентовать, предъявить и только потом получить 100%-ную оплату. Действующий генподрядчик не имел свободных финансовых ресурсов, чтобы освоить заявленные объемы, поэтому было принято решение завести на проект другого генподрядчика, у которого были собственные активы. Это позволило ему самостоятельно сделать первый шаг, получить деньги и сделать второй. Что касается работы, то могу сказать, что "Промтехстрой" работает по графику.
- Не могу не задать один важный вопрос. Вы знаете, что когда "Капитель" выиграла многомиллионный конкурс на строительство жилья для сирот, появились подозрения в, говоря мягко, аффилированности, так как глава и совладелец компании Сергей Бурачек ранее возглавлял "Службу заказчика" при краевом Минстрое? Что вы можете сказать по этому поводу?
- Ничего не могу сказать. Кому что кажется, пусть и кажется. Я не вижу никакого смысла в обсуждении того, чего никогда не было и не имеет под собой никакой почвы.
- То есть вам не кажется странным, что торги выигрывает бывший крупный чиновник краевого Минстроя?
- Что теперь, если он был чиновником министерства строительства, ему больше нельзя работать в строительстве? Это же глупость! А вы знаете, что три года на эти конкурсы никто не являлся, потому никто не хотел работать за такую маленькую цену, 51 тысячу рублей за кв. метр! Пока у нас был губернатор Ишаев, и "Дальспецстрою", который тогда возглавлял Хризман, в приказном порядке давали разнорядку на строительство квартир для сирот, программа еще двигалась, а потом "Дальспецстрой" от "социальной" нагрузки отказался. Зачем им продавать квадратный метр за 50 тысяч рублей, когда они спокойно продавали его за 80? И по этой причине отказывались все другие застройщики.
При реальной потребности в 100 квартирах в год и больше, Минстрой мог купить для сирот только 30. Чтобы радикально решить эту проблему, нужно было строить много и сразу. Поэтому нами и было принято решение построить оптом много квартир в селе, и тогда мы влезали в эти 50 тысяч рублей за кв. метр, о чем мы Минстрой письменно и известили. А до этого от Минстроя застройщикам постоянно приходили предложения поучаствовать в программе, объявлялись конкурсы и аукционы, только на них никто не являлся.
- То есть с вашей стороны участие в программе было благодеянием?
- Я бы так сформулировал: хотели как лучше, а получилось как всегда. Это с одной стороны, а с другой – мы, пусть не в 2013, а позже, с учетом второй очереди в этом году, заселим 550 человек. То есть факт налицо: сироты раньше получали по 30 квартир в год, а теперь в два года получат больше полутысячи. То, что мы опоздали на год, нашими злопыхателями было использовано на всю катушку, а посмотреть чуть дальше и увидеть, что дело-то было сделано большое, и люди впервые сразу столько квартир получили, что-то никто не хочет. Мы-то за 50 тысяч рублей строим настоящие кирпичные дома! По такой цене в городе строят дома из керамзитовых блоков с деревянными перекрытиями.
Я глубоко убежден, что никаких уголовно наказуемых деяний я не делал. А за экономические просчеты поплатился финансово, нажил себе головную боль, влез в долги и распродаю имущество. Если бы я что-то похитил, как предполагают в прокуратуре, зачем мне распродавать имущество, зачем мне у друзей и знакомых деньги занимать?
- Дошло уже до этого? Вы распродаете свое личное имущество?
- Да. Чтобы погасить неустойку, я распродаю имущество компании, а чтобы привлечь дополнительные деньги, приходится распродавать личное имущество. Знаете, что обидно? Когда сюжеты по ТВ смотришь, то такое ощущение, что мы уже лет 10 этот дом строим, и бедные сироты все не могут вселиться, а ситуация прямо противоположная - благодаря нам у сирот появилась возможность вселиться раньше.
- Как вы смотрите на будущее свое и компании?
- Изыскиваю пути получить финансирование, чтобы достроить дома. Второй момент – продолжить расчеты с генподрядчиками. Хотя минстрой им немного доплачивает после сдачи в эксплуатацию, дальше нам придется работать с каждым из них. У нас три-четыре организации, с которыми мы будем серьезно работать и индивидуально решать вопрос об оплате, возможно, и какими-то материальными активами. После того, как мы полностью рассчитаемся, я думаю, у "Капители" будущего-то не будет с такой репутацией… Хотя, если мы со всеми рассчитаемся и дома сдадим, может быть, - чем черт не шутит? - получится фирма, прошедшая огонь и воду.
- Создается ощущение, что вы полагаете, что кто-то сознательно "потопил" "Капитель". Это так?
- Мы анализируем ситуацию, и нам кажется странным, что все негативные факторы совпали в октябре 2013 года. Да, у нас действительно есть подозрения, что кому-то было выгодно, чтобы стройка застыла, чтобы "Капитель" разорилась, чтобы перетянуть это бюджетное финансирование на себя, причем это продолжается до сих пор.
Если появляется человек, скажем так, с определенными властными возможностями, он может обанкротить фирму и завести на ее проект другую. Фамилии называть не буду, так как доказательств нет – есть крепкая убежденность.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Вместо 523 квартир детям-сиротам в Хабаровском крае построили всего 119 - прокуратура края
Экс-министр строительства Хабаровского края стал фигурантом 12 административных дел
Многомиллионное хищение при строительстве жилья для детей-сирот выявили в Хабаровском крае
Промтехстрой в Хабаровске предложил УКСу мировую почти за 100 млн рублей
Сдача дома в хабаровском ЖК "Твердохлебово" сдвигается в третий раз