Стадное чувство и стереотипы заставляют хабаровчан "сметать" товар в магазинах - психолог

Екатерина Любачевская рассказала о трех основных факторах, разжигающих предновогодний ажиотаж (ФОТО)
Здравствуй, 2024-й!

30 декабря 2014. Чувство "толпы", сложившиеся стереотипы и рекламные приемчики заставляют хабаровчан массово скупать товары с полок магазинов. Известный практикующий хабаровский психолог Екатерина Любачевская рассказала, чем объясняется такое поведение людей перед новогодними праздниками и во время них и какие факторы при этом влияют на людей, сообщает ИА AmurMedia.

Новый год – чудесный праздник. Его ждет, пожалуй, каждый человек и не важно, ребенок вы или, например, уже взрослый и состоявшийся мужчина. С Новым годом связано ожидание сказки, чуда и волшебства. Однако кроме этих важных атрибутов праздника, мы сталкиваемся еще и с так называемой предновогодней суетой – выбором подарков, покупкой продуктов на праздничный стол и прочее. Как ни странно праздник – это тоже стресс, так как он выбивает человека из привычного ритма жизни. Конечно причина для такого стресса сугубо положительная, однако и предновогодняя суета иногда становится настоящим неврозом – бесконтрольной тратой денег, покупкой лишнего и ненужного, страхом не успеть и возникающей паникой.


Пустые полки магазинов, Тематическая иллюстрация. Автор фото: ИА AmurMedia

Почему же так происходит? Почему вдруг довольно-таки зрелый и способный к самоконтролю человек вдруг начинает скупать массу ненужного, а потом с отчаянием подсчитывать свои убытки? По мнению психологов, это можно объяснить воздействием нескольких факторов.


Пустые полки магазинов, Тематическая иллюстрация. Автор фото: ИА AmurMedia

- Во-первых, включаются внутренние бессознательные и  иррациональные механизмы, связанные с так называемой "психологией толпы", рассказывает практический психолог Екатерина Любачевская. Иначе говоря, в толпе (большом скоплении людей) человек начинает действовать совершенно иным образом, нежели в обычной жизни. С толпой хочется "слиться" и делать то же, что и она. Удержаться от такого соблазна достаточно тяжело и стоит неимоверных усилий. Именно таким образом возникает так называемый ажиотаж. В ажиотаже человек скупает все и в больших количествах – нужное и не нужное. Возможно, вы не раз замечали, как стремительно возникает интерес к той витрине, возле которой большое скопление людей, или как вдруг возникает непреодолимое желание купить то, что покупают другие. К сожалению, часто рядом с ажиотажем возникает и паника – не успеть, опоздать. И тогда покупки становятся не только не преднамеренными, но иногда совершенно бессмысленными – например, покупка вместо двух бутылок шампанского - ящика, под предлогом "а вдруг не хватит" или покупка массы сувениров, магнитов и прочего, мол, "вдруг я о ком-то позабыл", - разъясняет практический психолог Екатерина Любачевская.


Практический психолог Екатерина Любачевская, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Фото предоставлено Екатериной Любачевской

Кроме того, перед новым годом в нашем сознании актуализируются различные суеверия и верования. Например, "как новый год встретишь, так его и проведешь", "в новый год должно быть все самое лучшее" и так далее. - Эти идеи, считает психолог, также подстегивают человека тратить и покупать больше. Более того, иногда отдавать последнее в угоду этому.

И, наконец, не последнюю роль в такой предновогодней суете играет СМИ, релкама и другие методы воздействия на людей. - Именно в этот период везде виднеются баннеры с яркими надписями "скидки", а магазины сулят выгодные акции, типа "1+1=3", - подчеркивает Екатерина Любачевская. - Все это, безусловно, подстегивает ажиотаж и снижает бдительность покупателей. Маркетологи и рекламщики отлично владеют знаниями в области психологии толпы и активно используют их в канун праздников. Особенно ярко это проявляется именно в Новый год, т.к. это, пожалуй, самый массовый и ожидаемый праздник во всем мире.  Для подстегивания интереса толпы к покупкам используются приемы, которые действуют бессознательно на нас с вами. Это, особая выкладка товара (все самое  не нужное и дорогое обычно располагается в начале зала), специальное стимулирование ажиотажа ("успей купить" или "только  сегодня"), различные акции и скидки ("при покупке от…", "выиграй путевку в …" и т.д.), преднамеренное завышение цен и пр. К сожалению, именно в канун праздников эти приемы максимально действенны, т.к. приподнятое и радостное настроение в это время резко снижает бдительность. Ведь ожидаешь в первую очередь чуда, а не банального обмана.


Стадное чувство и стереотипы заставляют хабаровчан "сметать" товар в магазинах - психолог, Тематическая иллюстрация. Автор фото: ИА AmurMedia

В общем пусть то, каким будет праздник, определите именно вы, а не вы попадетесь на крючок к празднику. С новым годом!

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Цену "Новогоднего безумия" в Хабаровске подсчитает ИА AmurMedia

"Горящие" новогодние туры в Таиланд хабаровчане раскупили моментально

Цену новогоднего стола в Хабаровске читателям AmurMedia поможет рассчитать "Елка-обжорка"

"Золотой" оливье вновь приготовят жители Хабаровска

Отголоски новогодней истерии пронеслись через продуктовые магазины в Хабаровске

 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость