Глубинный профессионализм: на страже подводных артерий

Суда класса "Водолаз Зюляев" используются для подводно-технических работ на глубине до 60 метров
Фото: пресс-служба "Газпром трансгаз Томск"

AmurMedia, 19 ноября. Газовик — профессия универсальная. Его рабочий полигон расположен не только на земле и под землей, но и... под водой. Яркий пример — подводный переход газотранспортной системы "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" через пролив Невельского, между островом Сахалин и материковой частью страны, сообщает пресс-служба "Газпром трансгаз Томск".

Для безаварийной и бесперебойной работы магистрали раз в три года проводится диагностическое обследование ее морского участка. Пока миллионы людей на поверхности пользуются благами голубого топлива, в условиях ограниченной видимости и сильных течений в виртуозном исполнении специалистов разных организаций и служб разворачивается одна из самых высокотехнологичных операций в газотранспортной отрасли.


Водолаз – это «глаза» и «руки» газовиков на глубине. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

Сверхсложная задача

В 2025 году проходит очередное плановое обследование подводного перехода в проливе Невельского. Диагностика морского участка газотранспортной системы, состоящего из основной и резервной ниток, — это сверхсложная задача. Она требует серьезных коллективных усилий, усердной подготовки и небольшого везения.


Самый глубокий подводный переход в зоне ответственности компании проходит по дну пролива Невельского. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

Работа поделена на три этапа: специалисты словно двигаются с берега вглубь морской стихии. Сначала обследовали береговую часть — на материке и на Сахалине. На суше провели комплекс топографо-геодезических работ: определили положение и состояние трубы. Но и эти "сухопутные" мероприятия всегда зависят от моря: для съемки и обследования заливаемых участков специалисты ориентируются на отливы.

Следом наступил черед диагностики мелководья. Исследователи выходили в акваторию на моторных лодках, промеряли глубины, сканировали дно, оценивали состояние конструкций.

"Основная проблема на каждом этапе даже не глубина, а погодные условия, — объясняет заместитель начальника линейно-эксплуатационной службы Амурского филиала "Газпром трансгаз Томск" Павел Череповский. — Вода в проливе мутная из-за сильных донных течений. Для того чтобы получить качественные данные, приходится буквально часами ловить окна хорошей погоды.


Оптимальные погодные условия для подводного обследования иногда приходится ждать неделями. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

Кульминация в действии

Кульминация операции — глубоководное обследование. Оно стартовало во второй декаде сентября: в акваторию вышло специально зафрахтованное судно "Водолаз Зюляев". С его борта специалисты опускают сложное цифровое оборудование, чтобы с сантиметровой точностью определить глубину залегания трубы, выявить малейшие отклонения от проекта и участки возможного недозаглубления, оголения, а в худшем случае — провисания.

Завершающий штрих — контрольные водолазные спуски. Под водой проведут визуальные осмотры инженерных конструкций и видеофиксацию состояния газопровода.


Контрольные спуски проводятся для подтверждения размывов, оголений и провисаний. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

Безопасность специалистов на воде и под водой обеспечивают детекторы горючих газов. Для навигации, всесторонней диагностики и фиксации результатов задействован целый арсенал высокоточной техники: комплекты спутниковой геодезической аппаратуры, гидролокаторы, трассоискатели, эхолот-навигаторы, акустические доплеровские измерители скорости воды, системы подводного телевидения.


После подъема водолаза помещают в декомпрессионную барокамеру, чтобы вывести из организма избыток азота. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

От данных к решениям

Весь цикл диагностики занимает около двух с половиной месяцев. Затем специалисты еще в течение месяца будут обрабатывать, анализировать и систематизировать полученные данные. На их основе подготовят итоговый отчет. К концу текущего года руководство эксплуатирующей организации — "Газпром трансгаз Томск" примет стратегические решения о необходимости и объемах планово-профилактических работ или капремонта.


Роль оборудования в подводной диагностике первостепенна. Фото: пресс-служба «Газпром трансгаз Томск»

Масштабная работа, остающаяся за кадром для рядового потребителя, и есть тот самый глубинный профессионализм, обеспечивающий надежность и безопасность газоснабжения целых регионов.

Труд газовиков на страже подводных артерий — гарантия того, что в домах миллионов людей всегда будет тепло и уютно.

Смотрите полную версию на сайте >>>