AmurMedia, 4 октября. С начала августа в ряде российских регионов резко выросли цены на топливо, из-за чего бензин и дизель стали менее доступными. Оптовые цены на бензин поднялись почти на 12%, а в Крыму нормы отпуска для одного покупателя сократили с 30 до 20 литров. Постепенно эта ситуация переросла в настоящий топливный кризис и не обошла стороной Хабаровский край. Жители Советско-Гаванского и Ванинского районов сталкиваются с перебоями в поставках, а для ограничения ажиотажа введены лимиты: юридические лица могут заправлять не более 70 литров, физические — до 30 литров, а отпуск топлива в канистры пока запрещён.
Что происходит и почему бензин исчезает с заправок, выяснило ИА AmurMedia.
Причины дефицита топлива на российском рынке носят комплексный характер. Сокращение объёмов производства во многом связано с плановыми и внеплановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, прежде всего в Поволжье и на юге страны, что приводит к снижению переработки нефти и, как следствие, уменьшению поставок на внутренний рынок. Вместе с тем наблюдается значительный ажиотажный спрос со стороны населения, особенно в удалённых регионах страны. Люди попросту боятся остаться без топлива, поэтому стараются закупиться заранее, что ещё больше усугубляет дефицит на АЗС. К тому же на ситуацию повлияли внешние обстоятельства: атаки дронов на НПЗ в европейской части России временно остановили работу заводов, перерабатывающих около 17% всей нефти, что создало дополнительное давление на рынок, сообщает Forbes со ссылкой на Reuters.
Тематическое фото. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, 30 сентября премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановления о продлении запрета на экспорт бензина и дизельного топлива до конца года. Ограничения касаются всех экспортеров, включая производителей, и направлены на то, чтобы в стране было достаточно топлива для заправки машин. Дополнительно запрет распространили на дизельное, судовое топливо и другие виды газойля, даже купленные на бирже. При этом прямые поставки от производителей остаются без ограничений, что помогает поддерживать стабильность внутри страны.
Заправка, топливо, АЗС, бензин. Фото: Елена Гиневская, ИА Stavropol.Media
Эксперты же отмечают, что одних запретов недостаточно. Чтобы успокоить рынок и сделать его более предсказуемым, власти планируют дополнительные шаги: увеличить обязательные продажи бензина на бирже, подправить демпфер для сдерживания цен и стимулировать импорт топлива из Китая, Южной Кореи, Сингапура и Белоруссии. По расчетам, это позволит каждый месяц отправлять до 150 тысяч тонн бензина в центральные регионы и хоть немного сгладить дефицит.
Водителям пока остаётся планировать поездки и надеяться, что ситуация снова вернется на круги своя.