AmurMedia, 13 сентября 2025. Ветеран Амурской флотилии Иван Емельянович Киселёв 3 октября готовится отметить своё столетие и 80-й день рождения родного Краснофлотского района Хабаровска.
Жили Киселёвы в селе Пашково на Амуре, в 40 км от Облучья. К началу войны Иван окончил семь классов и получил паспорт. Почти все мужчины ушли в действующую армию. В колхозе остались женщины, старики и дети. Пришлось Ивану идти на работу в леспромхоз, его взяли на заготовку дров. Пилили ручной пилой, которую парни прозвали "ты — мне, я — тебе".
— За день так руку отмотаешь, что пальцев не чувствуешь, — вспоминает Иван Емельянович. — А утром опять пилим. А ведь ещё тогда мы мечтали, что когда-нибудь придумают какую-нибудь механическую пилу. Нынешние мальчишки даже не представляют, каким раньше был инструмент!
В декабре 1942-го молодёжь из ближайших сёл собрали в Лондоко и две недели обучали военному делу. Когда вернулся домой, увидел повестку в армию.
— Прибыл я в военкомат с большим опозданием, — говорит Иван Емельянович. — Боялся, что в дезертиры меня запишут. Поэтому привёз справку из сельсовета, в которой написали, где я всё это время находился и чем занимался. Сильно меня не ругали, отправили домой до особого распоряжения.
Где-то через месяц его вновь вызвали в военкомат, там сформировали группу и отправили в Хабаровск на радиокурсы. Днём парни изучали азбуку Морзе, а в выходные и по вечерам загружали вагоны для фронта, работали на полях. Получив специальность радиста, Иван Киселёв попал в отдельный батальон связи, который передислоцировался в Уссурийск и вошёл в состав 258-й стрелковой дивизии.
Особенно запомнилась Ивану Емельяновичу осень 1944 года, когда в дивизии формировали военную экспедицию из двух десятков человек, радистом взяли Киселёва. Предстояло пройти по отрогам Сихотэ-Алиня, найти кратчайший выход к морю и нанести весь маршрут на карту. Каждый участник похода понимал, что это делается на случай войны с Японией.
— Очень тяжело пришлось в непроходимой тайге: навыков ходить по горам или преодолевать буреломы никто не имел, особенно досаждали комары, — замечает Иван Емельянович. — Но мы не ныли, утешали себя тем, что в окопах на фронте в сотни раз труднее, поэтому упорно шли вперёд. Маршрут мы проложили, координаты на карту нанесли. Когда вышли к морю, я сообщил по рации наше местонахождение, и ещё несколько дней прошло в ожидании корабля. А там в это время шла корюшка — вот уж душу отвели.
Военное судно доставило участников экспедиции во Владивосток, оттуда они вернулись в свою часть.
В ночь на 8 августа 1945 года объявили тревогу. В сторону границы отправилась колонна техники. И только в Краскино на погранпереходе Иван Киселёв узнал, что началась война с милитаристской Японией.
— Обменялись с друзьями адресами родных на случай гибели каждого, — вздыхает Иван Емельянович. — Понимали, что не на прогулку идём, но духом не пали. И уже ранним утром следующего дня пошли в атаку. Сопротивление японцы поначалу оказали, но быстро сдались. Меня, конечно, больше интересовали средства связи. Надо отдать должное японцам, наши рации по оснащению уступали, но зато всегда работали безотказно, хотя ползать по окопам мне приходилось много, протягивая и восстанавливая провода.
Для Ивана Киселёва и его однополчан война закончилась на Корейском полуострове, на 38-й параллели. Советские войска встретились с американцами на границе нынешних КНДР и Республики Кореи. Там его служба продолжилась ещё три года.
Вернувшись к мирной жизни, Иван Емельянович вдруг ощутил какую-то беспомощность: у него не было никакой профессии, он мог работать только радистом.
Оказалось, что такой специалист очень нужен Амурской флотилии. Его служба в течение 12 лет продолжилась на корабле "Перекат". На нём экипаж делал промеры реки и выводил корабли и подводные лодки с судостроительного завода Комсомольска-на-Амуре до устья. Когда флотилию расформировали, Иван Емельянович пришёл на 179-й военный СРЗ, где занимался организацией связи. Этому предприятию ветеран отдал 26 лет.
— Такая получилась длинная и насыщенная событиями жизнь, — говорит Иван Емельянович. — Здоровье стало подводить, а так я частенько встречался с молодёжью. Они должны знать и помнить о подвиге нашего народа. Горжусь тем, что причастен к этому.
Материал подготовлен газетой "Суворовский натиск" (12+) и опубликован в рамках соглашения о сотрудничестве с газетой "Хабаровские вести" (12+)
АВТОР ТЕКСТА: Елена ЧЕРНИКОВА