11 октября. Над законопроектом, регулирующим маркетплейсы, сейчас работают многие ведомства. Минэкономразвития планирует внести его в Госдуму уже до конца года. Однако до сих пор нет единого мнения, каким он будет: о цифровой экономике в целом или об онлайн-платформах конкретно. Депутаты считают, что этой отрасли больше всего подойдет принцип расчески: единое основание и много зубьев, то есть общий закон о цифровых платформах и несколько отраслевых - для маркетплейсов, такси, туризма. В Госдуме 10 октября прошел специальный круглый стол на эту тему с представителями отрасли. "Парламентская газета" (18+) выслушала мнения депутатов, участников рынка и представителей министерств.
Минэкономразвития прорабатывает с участниками рынка и заинтересованными ведомствами уже вторую редакцию законопроекта о платформенной экономике. При этом депутаты Госдумы узнали о планируемых нововведениях из СМИ, с законодателями ими не поделились, хотя именно в нижней палате парламента "будет вся гармония" документа, регламентирующего новую сферу, отметил первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Депутат также уверен, что закон должен быть не о цифровой экономике, а о цифровых платформах.
"Мне видится разумным принять один общий закон, который регулировал бы все цифровые платформы, и ряд отраслевых законов, например для маркетплейсов, социальных сетей, агрегаторов такси, стриминговых сервисов. Это принцип расчески, когда одно основание и много зубьев", — отметил Гусев.
Ключевой документ должен регулировать информационную безопасность, защиту прав потребителей от навязывания дополнительных услуг, отношения между покупателем и продавцом, а также платформенную занятость.
"У нас в платформенной занятости сейчас, по данным Минтруда, около 10 миллионов человек, и эта цифра будет расти. Минтруд обещает к 2030 году, что их будет уже 15 миллионов, а это почти четверть трудоспособного населения России", — подчеркнул он.
Директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин сообщил, что по поручению Правительства сотрудники ведомства пытаются уложиться в сжатые сроки, и законопроект обязательно представят депутатам, когда он пройдет все внутренние согласования и не будет таким "сырым".
"Может быть, это действительно будет расчесочное регулирование, но мы считаем, что это скорее будет централизованная архитектура, а все наработки по правоотношениям, которые предлагалось регулировать по отраслям, мы постараемся максимально учесть", — отметил он.
Он пояснил, что развитие платформ идет очень динамично и, если каждую бизнес-модель регулировать отдельными отраслевыми законами, "мы никогда не успеем". В министерство, по его словам, поступило уже более сотни предложений от других ведомств и участников рынка, при этом некоторые противоречат друг другу, но "это нормально с учетом масштабности документа".
Замначальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская сообщила, что ведомство в целом поддерживает концепцию Минэкономразвития. Однако есть ряд существенных замечаний, например, об отдельном регулировании крупных цифровых платформ и условиях реализации скоропортящихся товаров.
Зампред Комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский добавил, что маркетплейсы часто демпингуют за счет бонусов, ведут реально недобросовестную конкуренцию. Кроме того, они стали влезать в самые различные сферы: и в банковскую деятельность, и в оптовую торговлю. Уличить в монополизации рынка их сложно, так как не понятно, как считать процент доминирования, и по налогам они тоже в самых льготных условиях.
Дмитрий Гусев обратил также внимание на подмену трудовых отношений самозанятостью, довольно часто встречающуюся у платформенных работников. "Люди, работающие в платформенной экономике, сейчас экономят, но потом останутся с минимальной пенсией", — подчеркнул он. Депутат также раскритиковал представителя маркетплейса, восхищавшегося, что человек сейчас свободен: может утром работать репетитором, в часы пик — таксистом, а по выходным — продавать товары на различных платформах.
"Мы создаем сейчас таких монстров, а что обычный человек получит от цифровой платформы, от такой 15-часовой работы без выходных, больничных и отпусков? Он станет цифровым рабом, и мы получим цифровой пролетариат, угнетаемый кучкой владельцев цифровых платформ", — подчеркнул Гусев.
По итогам этого круглого стола депутаты сформируют рекомендации и направят их в Минцифры и Минэкономразвития, чтобы их учли в законопроекте. Кроме того, по словам Гусева, было решено пригласить в Думу профильных заместителей министров, участвующих в подготовке документа, чтобы обсудить все принципиальные моменты.