Где трудно – там интересно: вспоминаем первого учителя в селе Уська-Орочская Николая Сидорова

Николай Павлович преодолел трудности и открыл новые возможности
Николай Павлович Сидоров
Фото: Из личного архива внуков

5 октября. В День учителя наши сердца переполняются теплыми воспоминаниями о выдающихся педагогах нашей страны. Сегодня мы хотим вспомнить и рассказать о дедушке одного из сотрудников ИА AmurMedia — о Николае Павловиче Сидорове, Заслуженном учителе РСФСР, который посвятил свою жизнь самоотверженному служению образованию и воспитанию ни одному поколению орочей.


Николай Павлович Сидоров. Из личного архива внуков

Николай Павлович стал настоящим светилом для орочей, народа, проживающего на Дальнем Востоке России. Он был первым советским учителем, который не только привез знания, но и поселился среди орочей. Ранее в эти места приезжали учителя, но практически сразу покидали их, не успев даже минимально овладеть местным диалектом. Однако Сидоров со своей женой и ребенком остался и стал неотъемлемой частью жизни орочей.

Его страстное стремление к образованию помогло орочам освоить русский язык, погрузиться в литературу и получить образование. Благодаря его усилиям, орочи смогли и сохранить свою культуру и традиции, и научились взаимодействовать с российским обществом. Его вклад в развитие этноса стал важным этапом, который помог сохранить уникальность и ценность этого народа.

Начало чего-то большего

Все началось зимой 1935 года. Краевой отдел народного образования обратился к учителям Дальне-Восточного края (в 1939 году он был разделен на Хабаровский и Приморский края) с призывом оказать помощь северной школе. Одними из первых изъявили желание работать среди народов Севера семья Сидоровых из Владивостока. Именно прибытие этой семьи кардинально изменило жизнь орочей.

Школа-интернат №9 села Уська-Орочская представляла собой низкую, кое-как сколоченную избу, сквозь крышу которой светили холодные звезды, в щели стен смотрела тайга, а вместо парт громоздились грубо сбитые столы. Черноглазые, смуглолицые охотники обходили школу стороной, будто не замечали пришельцев. По вечерам в её окнах зажигался свет, а у шалашей загорались костры, и под звон бубна плясал шаман.


Первая школа в Уське. 1929 год. Из личного архива внуков

Перед Сидоровым и его женой стояла непростая задача — изучить язык, быт и обычаи орочей. Но проблемы их не пугали, а наоборот вдохновляли на что-то большее, как говорил Николай Павлович: "Где трудно — там интересно". Так и началась новая глава в истории в Уська-Орочская.

Николай Павлович с женой Валентиной Федоровной заколотили дыры в стенах школы и оштукатурили их, а затем на них нарисовали картины с животными, птицами, рыбами, людьми красками из глины, сажи и брусничного сока. А на внешней стене нарисовали Кремль и колокол. Все это очень удивило местных жителей, у школы собралось полсела. Сельчане пытались понять, что же задумали эти странные люди.


Вторая школа в Уське. 1936 год. Из личного архива внуков

Ученики сели за парты. Учеба давалась тяжело всем — и учителям, и классу: мешал языковой барьер. Это был, по сути, обоюдный процесс обучения. Учителя рисовали мелом на доске те предметы, о которых говорилось на уроке, ночью рисовали картины, а утром приносили их на урок. Так постепенно, шаг за шагом юные орочи двигались вперед, познавая грамоту. Проводились беседы с ребятами с показом диапозитивов через проекционный фонарь, пионерские костры и походы в тайгу. Сидоровы приехали не с пустыми руками, а привезли различных театральных кукол, которые стали верными помощниками в учебе. Для закрепления навыков в развитии устной речи ставили пьесы и инсценировки в кукольном театре, который появился при школе с легкой руки Николая Павловича.

— Правда, намного лучше стало жить. Грамоте стали обучать меня и моих детей, – рассказывал один из орочей.


Н.П. Сидоров читает книгу ученикам. Из личного архива внуков

Работать с взрослыми было куда сложнее. Руки орочей, которые мастерски управлялись с острогой и рогатиной, не могли справиться с карандашом. Прошло немало времени, прежде чем охотники научились писать свои фамилии. И сами орочи поделились знаниями с Николаем Павловичем. Он стал настоящим таёжником: вместе с сельчанами отправлялся на промысел, строил избы, вырубая лес, и возводил стены первой электростанции и поселковой больницы.

Утром в школе обучали детей, вечером за знаниями приходили взрослые. Николай Павлович научился ловко обращаться с нартами, отправлялся в тайгу за мальчишками, которые уже в 12–13 лет уходили с отцами на промысел. Иногда уроки затягивались до поздней ночи. Израсходовав запас свечей, люди сидели в темноте, слушали увлекательные рассказы учителя. Старались не пропускать занятий, каждый знал свое место в классе, имел букварь и канцелярские принадлежности.


Учителя орочей. Из личного архива внуков

Большое внимание уделялось развитию творческих коллективов: школа выезжала с концертами в сёла. За хорошую самодеятельность учащиеся орочской школы были премированы патефоном и переходящим Красным знаменем.


Бисянка Вера участвует в кукольных спектаклях. Из личного архива внуков

Во время Великой Отечественной войны Николай Павлович и Валентина Федоровна вместе с родителями провожали на войну своих учеников, вместе с ними получали похоронки и оплакивали тех ребят, которые гибли на фронтах войны, так как они были для них как сыновья и их связь со школой не прекращалась.

В школьном архиве есть письмо Пунадинка Кима с фронта:

"Здравствуйте, Валентина Федоровна и Николай Павлович! Прошу принять от меня горячий красноармейский привет! В первых строках моего письма хочу написать, как я живу и служу. Живу хорошо, служу так же хорошо. Валентина Федоровна, я Вас вспоминаю как родную мать, т.к. вы с Николаем Павловичем воспитывали меня и наш народ в любви к своей Родине".

Со всех фронтов шли поздравительные письма от их учеников, которые радовались и гордились тем, что у них есть такие учителя. В своих письмах они всегда благодарили учителей за воспитание и давали наказ своим младшим братишкам и товарищам отлично учиться и укреплять дисциплину.

Вернулись с войны, увы, далеко не все. Русский учитель и орочи оплакивали погибших вместе.

В 1961 году, сдав дела новому директору, Николай Павлович перешел на преподавательскую работу — учил детей истории и рисованию. Появилось время для организации школьного краеведческого музея.

Николай Павлович со своими учениками посещал старые орочские стойбища, беседовал с охотниками и рыбаками, записывал их рассказы. Он прекрасно понимал, что, хотя советская власть запретила шаманство у орочей, но материал, рассказывающий о жизни и быте орочей, нужно обязательно сохранить для будущих поколений. Поэтому сам он потихоньку расспрашивал местного шамана об обрядах, о вере орочей. Он прекрасно видел, что современные орочи начинают забывать свой язык, стали жить по новым законам, забывая свои традиции.

Партия и правительство не ставили задачу по сохранению языка, традиций. Но Николай Павлович все равно упорно собирал знания о народе и знания народа. Записывал рассказы не только простых орочей, но и шаманов. Перебирая свои записи, слушая рассказы стариков, рассматривая находки в стойбищах, Николай Павлович с детьми начал собирать предметы быта, одежду орочей. Полуподвальное небольшое помещение, где хранились учебные наглядные пособия, освободили. Он нарисовал небольшую картину, сделал шалаш из коры и амбарчик — получилось орочское жилище. На стенах укрепил предметы домашней утвари, одежду и обувь охотника. Несколько находок было археологического характера: черепа животных, бивни, клыки, украшения. Сам Николай Павлович начал рукописную книгу "Летопись школы-интерната". Собрал несколько фотографий старых жителей и сделал стенд "Орочи-колхозники". Официально он открыл школьный музей в 1961 году.


Отдел этнографии орочей. Из личного архива внуков

В 1970 году Николай Павлович и Валентина Федоровна вышли на заслуженный отдых и переехали в Хабаровск. На вокзале их провожало всё село, со слезами на глазах, особенно старики-орочи, которые понимали, что больше не увидят своих наставников. Эти учителя в полном смысле этого слова были людьми, которые сделали огромный вклад в просвещение орочего народа, оставив светлый след в их сердцах и умах.

За выдающийся вклад в образование, педагоги Сидоровы были достойно отмечены Родиной, присуждены Николаю Павловичу Сидорову два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медаль "За доблестный труд" и звание "Заслуженный учитель РСФСР". Его жена Валентина Федоровна Чепурина (Сидорова) также внесла большой вклад в развитие села, поэтому она была награжлена орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд" и званием "Заслуженный учитель РСФСР".

В 2001 году в Уське-Орочская на стене местной школы была установлена памятная доска, которая увековечивает память о выдающемся педагоге Николае Павловиче Сидорове. Этот человек, посвятивший свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, оставил яркий след в сердцах своих учеников и коллег.


Открытие памятной доски 2001 г.. Из личного архива внуков

В октябре 2008 года Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации удостоил школьный историко-краеведческий музей "Галакта" "Почетным знаком" за активную деятельность по патриотическому воспитанию граждан России. Коллектив школы-интерната долго и упорно стремился к этой награде.


Почетный знак. Из личного архива внуков

В сентябре 2023 года школе с. Уська-Орочское присвоено имя Заслуженного учителя РСФСР Николая Павловича Сидорова. 29 сентября 2023 года в школе Уська-Орочского сельского поселения прошло торжественное мероприятие "Урок длиною в жизнь" (6+), посвященное памяти истинного Учителя.

Архивные кадры нескольких дней из жизни Николая Сидорова

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость