11 сентября. Вопрос ремонта и содержания дорог в Хабаровском крае рассмотрели на расширенном заседании правительства региона. Совещание с участием глав районов и руководителей всех краевых министерств и ведомств провел врио губернатора Дмитрий Демешин, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на пресс-службу губернатора и правительства Хабаровского края.
С докладом по теме выступил министр транспорта и дорожного хозяйства края Георгий Мазунин. Он рассказал, что объём дорожного фонда региона в 2024 году составляет 9,2 млрд рублей, из них более 1 млрд рублей — федеральный бюджет, свыше 8 млрд рублей — краевой. Средства фонда расходуются, в первую очередь, на содержание, ремонт и реконструкцию дорог, а также на финансовую помощь муниципалитетам на дорожную деятельность.
В 2023 году в Хабаровском крае отремонтировали 212,5 км дорог краевого и местного значения. В 2024 году приводят в нормативное состояние 100 км. Третий год идёт масштабный ремонт мостов на региональных дорогах. 74 таких объекта уже приведены в порядок, в этом году отремонтируют ещё 25 мостов. Благодаря нацпроекту "Безопасные качественные дороги" за пять лет отремонтировано 711 объектов региональной дорожной сети, Хабаровской и Комсомольской городских агломераций протяжённостью около 725 км. В этом году по БКД ремонтируют еще 83 объекта. С 2025 года в нацпроект войдут Советско-Гаванская и Амурская малые городские агломерации.
В планах на 2025 год — ремонт более 90 км региональных дорог, в том числе 26,5 км — на трассе Селихино — Николаевск-на-Амуре. Также будет проведён ремонт на дорогах, ведущих из Комсомольска-на-Амуре, и более 25 км местных дорог приведут в порядок в рамках нацпроекта.
Как рассказал Георгий Мазунин, муниципалитеты получают региональную поддержку на ремонт дорог, аварийно-восстановительные работы и обеспечение безопасности дорожного движения в виде межбюджетных трансфертов. В 2024 году это около 2,6 млрд рублей. Кроме того, по поручению врио губернатора в этом году на ямочный ремонт дорог в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Вяземском, Нанайском районах и Бикинском округе выделено дополнительно 170 млн рублей. Однако, как отмечено в ходе заседания, не везде приступили к работам.
— Я хочу отметить низкий контроль со стороны министерства и отсутствие взаимодействия с муниципальными образованиями. И самое главное — люди не видят результатов. Я попрошу вас как профильного зампреда правительства представить программу по изменению отношения министерства к данной работе и доложить об ответственности всех должностных лиц, из-за кого эта бюрократия, — обратился врио губернатора Дмитрий Демешин к профильному зампреду правительства Ирине Горбачевой.
Также отмечены проблемы с использованием муниципалитетами средств дорожных фондов: это неполное расходование, нерациональное, неравномерное распределение средств между районами и поселениями. По итогам 2023 года наибольшие остатки были в Хабаровском, Аяно-Майском, Верхнебуреинском, Советско-Гаванском, Комсомольском районах и районе имени Лазо.
— Неиспользованные остатки указывают на недостаточное качество планирования дорожных работ и могли быть направлены на проблемные объекты. Вызывают вопросы и темпы освоения средств муниципальных дорожных фондов. За первое полугодие муниципалитетами освоено только лишь 25 % средств, — сказал Георгий Мазунин.
Как отметил Дмитрий Демешин, министерству транспорта и дорожного хозяйства нужно обеспечить контроль и необходимую помощь муниципалитетам в этой работе. Также нарекания главы региона вызвала работа ведомства по ведению претензионной работы с подрядчиками. По мнению Дмитрия Демешина, она ведется недостаточно, процедуры зачастую затянуты. А самое главное — недовольны жители края.
Среди предложений по повышению эффективности работы в сфере дорожной деятельности по итогам рассмотрения вопроса повестки — выделить в муниципальных дорожных фондах "маневренные средства" в размере не менее 20% от объема фонда. Они будут идти на устранение дефектов на местных дорогах после зимы и распределяться с учётом обращений жителей края. Также в числе предложений — увеличение финансовой поддержки муниципалитетов, а именно: выделение с 2025 года дополнительных средств в размере 300 млн рублей — на ремонт и содержание местных дорог, включая ямочный ремонт и разметку, и 100 млн — на проезды ко дворам. Благодаря этому каждый год можно будет дополнительно ремонтировать не менее 7,5 км дорог, около 15 дворов и проездов, выполнять ямочный ремонт на площади 40 тыс. кв. м и наносить 15 тыс. кв. м дорожной разметки.
Дмитрий Демешин поддержал инициативы, но отметил, что для начала необходимо повысить эффективность расходования средств текущих дорожных фондов и поручил поставить на контроль работу муниципалитетов.
— Необходимо не просто ваше корректирующее воздействие — я хочу видеть вашу роль. Если вами выявлен перекос в формировании муниципальных дорожных фондов или повышение их маневренности — эту работу надо проводить, это ваша зона ответственности. Что касается маневренного фонда, я поддержу вас, — подчеркнул врио губернатора.
Относительно дополнительной финансовой поддержки районам Дмитрий Демешин заявил, что предложенные цифры необходимо увеличить и поручил проработать вопрос министерству транспорта совместно с краевым Минфином.
— Надо вдвое увеличить объем тех денег, которые мы направляем на ремонт, содержание дорог и дворовые территории. Проработайте с Минфином этот вопрос. Давайте так: по 300 миллионов рублей на ремонт и на содержание, 200 миллионов — на проезды к дворовым территориям, – сказал Дмитрий Демешин.
Также на заседании заслушали и.о. директора ФКУ ДСД "Дальний Восток" Алексея Альбертовского, который рассказал о содержании федеральных трасс в Хабаровском крае. В частности, организация ведет ремонт моста через реку Амур в районе Комсомольска-на-Амуре. То, как организовано дорожное движение на объекте, вызывает жалобы людей. Так, в конце августа там возникла многокилометровая многочасовая пробка из-за аварии.
— Пересмотрите организацию дорожного движения в те фазы, когда нет активного ремонта. Когда не проводите работы — движение надо открывать, — заявил глава Хабаровского края.
Представитель компании пообещал провести необходимую корректировку.
Также обсудили вопрос содержания и ремонта дорожной сети Хабаровска. Как отметил Дмитрий Демешин, ее состояние жители города оценивают как неудовлетворительное, ремонт проводится несвоевременно. Глава края спросил, как идут работы по ямочному ремонту дорог в поселке имени Горького, на который по его поручению было выделено дополнительно 100 млн рублей. Мэр Хабаровска Сергей Кравчук ответил, что до 1 ноября все работы будут завершены.
— Я вам ставил задачу пересмотреть бюджетные средства и увеличить их на дорожный ремонт, включая ямочный. Что на 2025 год у вас? — также задал вопрос Дмитрий Демешин. Кроме того, врио губернатора поинтересовался, как городские власти готовятся к зимнему содержанию дорог.
По словам Сергея Кравчука, на следующий год планируется предусмотреть не менее 150 млн рублей на ямочный ремонт и 100 млн — на нанесение разметки. В 2024 году на эти цели было выделено 25 млн и 45 млн соответственно. Для работы дорожного хозяйства в зимний период город закупает дополнительно три трактора и две комбинированные машины, также подготовлено 20 тысяч тонн песчано-соляной смеси, приобретено 300 тонн реагентов.
— Сергей Анатольевич, также хочу обратить внимание, что летний период — это период техобслуживания техники, ремонта, и к началу октября она вся должна быть в полноценной эксплуатации, — подчеркнул Дмитрий Демешин.
В завершение обсуждения главного вопроса повестки врио губернатора отметил, что времени на проведение дорожных работ осталось немного, поэтому главам муниципальных образований необходимо держать их выполнение на особом контроле.