3 сентября. Первый день трехдневных выборов в Хабаровском крае уже в эту пятницу. С Илдусом Ярулиным и Вячеславом Беляковым, политологами, политобозреватель ИА AmurMedia побеседовал всерьез вчера 2 сентября — обсуждали прогнозы на явку, эффективность кампаний кандидатов на пост губернатора и в целом политических партий — "потрачено/получат голосов", конструкцию будущей Законодательной думы. Разговор получился объемным, посему политобозреватель принял стратегическое решение: на этой неделе выйдет не один, а два политобзора.
Примечательно, что оба эксперта сошлись в том, что явка будет в пределах от 40 до 50%. Прогноз Ярулина — 43-45%, прогноз Белякова — 45±2%. Хотя сейчас, согласно законодательству, нет нижнего порога явки, при котором выборы признаются несостоявшимися, но в политическом смысле это очень важный показатель — подтверждение легитимности избранных лиц.
— Данные опросов на двадцатые числа августа показали, что 79% планируют пойти голосовать. Но это данные недельной давности, к тому же речь о намерении, а не окончательном решении. Будет ли дождь в дни выборов? Принесут ли квитанции по ЖКУ до 8-го сентября или после? От этих мелочей тоже зависит настроение избирателей, — отметил Илдус Файзрахманович. — Известный социолог-политолог Элизабет Ноэль-Нойман в свое время ввела понятие "сдвиг последней минуты". То есть избиратель может в последний момент, буквально по пути на участок, поменять свое решение: идти или не идти, за кого голосовать.
При этом, как считает его владивостокский коллега, количество избирательных кампаний (а на некоторых участках избиратели получат стопку из 6 бюллетеней) никак не скажется на явке.
— Локомотив этих выборов — конечно же, выборы губернаторские. Более того, я уверен, что на выборы придет достаточно большое количество людей, которые знать не знают ни про какие другие выборы, кроме губернаторских, — заметил Вячеслав Беляков. — Ну, может, знают про краевую думу, но не про городских или районных депутатов. И уж точно удивятся тому количеству бюллетеней, которые получат на своем участке.
Ваш политобозреватель тоже удивился такому мнению — как это не знают, когда с каждого баннера, входа в магазин, родной подъезд глядят в глаза кандидаты? Но потом подумал, что у журналистов обычная профессиональная деформация, а нормальные люди смотрят и не замечают. И даже в лицо не знают кандидатов по своему участку, иначе как объяснить довольно скандальную историю с кандидатом на место в Хабаровской городской думе. Ведь узнали бы его жильцы дома, наверняка бы впустили.
Причем, судя по отчетам, поданным в крайизбирком о расходовании средств на кампании, кандидаты и партии в среднем вложили немало миллионов рублей (на конкретные цифры мы с вами посмотрим в завтрашнем обзоре). И тут возникает вопрос эффективности вложенных средств, говоря по аналогии с интернет-рекламой, "стоимости клика": во сколько обойдется каждый голос "за" кандидатам и партиям.
— Во-первых, мне кажется, что все, без исключения партийные кампании в Хабаровском крае, крайне слабые. Никто практически не ведет серьезные работы на округах, я имею в виду округа Законодательной думы, серьезное информационное поле и улицы совершенно пусты. Я в очень многих регионах предвыборных бывал, и такого, чтобы выборы, а ты спокойно ходил по улицам, и на тебя не нападали агитаторы со всех сторон, не видел до этого ни разу, — констатировал Вячеслав Беляков.
По мнению Илдуса Ярулина, такая тишина связана с тем, что многие решили резко активизироваться как раз за несколько дней до выборов. У кого-то из кандидатов немного денег и он решил вложить их все в период того самого "сдвига последней минуты". Кто-то ждал, когда избиратель вернется из отпусков, дач, каникул.
— Тот, кто работает хорошо с политтехнологами, у кого хорошие политтехнологи, они понимают, что удар надо наносить в последнюю минуту. И вот сейчас начнется массовая такая работа на местах. В эти выходные я заметил, что были заполнены покупателями магазины канцтоваров — детей в школу, студентов собирали в последний день, как обычно. И с выборами то же самое, — провел интересную параллель Илдус Ярулин.
А если сдвинуть единый день голосования, скажем, на 15-е или даже 20-е числа сентября? Не поможет, уверен Илдус Файзрахманович, не повлияет такой сдвиг ни на увеличение явки, ни в целом на отношение к обязанностям избирателя.
— Здесь, в Хабаровске, сдвиг даты ЕДГ не сыграет. Было у нас такое, когда выборы проходили 19 или 20 сентября. У нас когда лето заканчивается? В октябре. Кто-то наконец выйдет из отпусков, вернется с морей, закончит уборку урожая, — перечислил политолог. — Поэтому всем политическим машинам, всем технологам партийным и кандидатов надо работать и мобилизоваться в эти дни перед выборами.
Впрочем, некоторые кандидаты как с самого начала особо не проявлялись на радарах, так, похоже, и не собираются.
На минувшей неделе политобозреватель AmurMedia отправил всем кандидатам на пост губернатора Хабаровского края два вопроса: самая сильная эмоция, которую вы испытывали в своей жизни; и хотели ли вы в детстве стать космонавтом. Да, специально не про политику.
Ответы дали двое. И я понимаю, почему не дал ответов врио губернатора Дмитрий Демешин: ему или ко встрече с Владимиром Путиным надо было готовиться, или на вопросы журналистки отвечать. Лично я тоже выбираю Путина.
Демешину предстояло отчитаться за три с небольшим месяца работы в должности врио губернатора. Вот как оценили его встречу с главой государства федеральные эксперты. Например, известный экономист Никита Кричевский отметил, что президенту явно импонирует стиль работы Демешина: баланс открытости и жесткости.
"По итогам встречи Президента с Дмитрием Демешиным можно зафиксировать — открытость в балансе с жестким стилем управлением выдвинула врио губернатора Хабаровского края в число наиболее надежных и доверенных глав регионов с позиции Владимира Путина. Открытость здесь, в отличие от большинства губернаторских кейсов, не только на словах и в показных прямых линиях. В первую очередь Демешин работает с людьми напрямую — в том числе в ходе выездов на территории "без заготовок", — написал эксперт в своем Телеграм-канале (18+).
Жесткость же, по мнению Никиты Кричевского, у Демешина-главы региона в отличие от Демешина-прокурора выражается не только в "посадках" — пересмотрено само взаимодействие с властью на места, "без лишних перегибов, но с максимальным доходчивым доведением задач государственной важности до чиновников".
Ключевая задача №1, как доложил президенту Дмитрий Викторович, — сделать Хабаровский край центром развития востока России, промышленным и экономическим центром, при этом защитить каждого человека, который проживает на этой территории. Задача №2 — помогать армии, и это логично: на территории края хватает предприятий "оборонки". Задача №3 — вопросы социальной значимости: от медицины до жилья, от дорог до зарплат в ключевых сферах.
Что ж, повторюсь, тот ответ, который Демешин держал перед Путиным, несомненно, важнее и нужнее жителям края, чем любой другой.
Но почему не ответил Сергей Прокопьев? Кстати, в отличие от остальных участников губернаторской гонки, он и в теледебатах не участвовал. Весьма любопытно, сколько процентов голосов он наберет в итоге.
Вернусь к своим вопросам, точнее, полученным от кандидатов на пост губернатора Хабаровского края.
Петр Переверзенцев:
— Самое сильное чувство — это и радость, и любовь. Радость, когда у меня родился мой сын Илья. Это мое продолжение, это моя половина, это тот человек, который в жизни рядом со мной. Я благодарен Богу, что он никуда не уехал из Хабаровска, он рядом идет по жизни и помогает мне, это какая-то целая-целая часть меня. И вот когда родился он, это была, безусловно, самая большая радость в моей жизни. И любовь — любовь к той женщине, которая стала моей женой, надежной спутницей.
Космонавтом я точно в детстве не хотел стать — не люблю высоту. Я хотел стать врачом. Врачи на меня оказывали какое-то такое завораживающее действие. Когда я, еще маленьким, приходил вот в эти учреждения здравоохранения, то каждый раз думал, что хочу стать врачом, помогать людям.
Роза Чемерис:
— Самыми радостными днями стали те, когда родились мои дети. Никогда не чувствовала себя более счастливой и радостной, чем тогда, за что спасибо судьбе.
Самым печальным в жизни для меня стал уход близких и любимых. Дни похорон моего папы, моих дедушек и бабушек, что вырастили меня в огромной любви, которая всегда меня окружала и защищала, стали самыми горькими. И остаются такими до сих пор.
День, когда я каждый день испытываю любовь и чувствую её к себе — возможно, неловко признаваться, но это практически каждый мой день.
Любовь к моему мужу Игорю, к нашим четырем сыновьям, которых мы растим вместе, любовь в их глазах, которая дарит столько сил и уверенности, что больше и представить невозможно. Я всегда говорю, что моя семья — это моя жизнь. Нет ничего важнее. Нет и не может быть.
Вы будете смеяться — я в детстве очень хотела стать прокурором. Или государственным защитником.
Благодаря одному из своих дедушек мне, восьмилетней девочке, даже удалось познакомиться с его товарищами — генеральным прокурором СССР Александром Михайловичем Рекунковым, а чуть позже — с министром юстиции РСФСР (самым молодым в истории республики, между прочим) Николаем Васильевичем Федоровым (тем самым, что потом стал главой Чувашии и министром сельского хозяйства России).
А самым любимым фильмом моего детства стал "Сувенир для прокурора" (12+), который я, одиннадцатилетняя девочка, смотрела бесконечное количество раз. И главный герой, прокурор города, в одиночку противостоящий мафии и предательству самого близкого человека — жены, воплощенный блистательным актером Юрием Соломиным, врезался в память навсегда. Очень рекомендую к просмотру. Возможно, несовременно, но очень жизненно.
На этом, пожалуй, завершу статью. Завтра поговорим о приземленном — о деньгах, потраченных на избирательные кампании. Кстати, как думаете какая партия, по мнению политологов, окажется самой эффективной по соотношению "вложили — получили"?