10 июля. Аномальная жара захватывает Россию. После небольшого похолодания столбики термометра вновь поползли вверх в столичном регионе, новые температурные рекорды, согласно прогнозам, ожидаются в Воронеже, Курске, Белгороде, Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях, Крыму, Калмыкии и Астраханской области. Небывало жаркое лето уже ударило по урожаю ягод и фруктов — как ранее сообщали в Ягодном союзе, цены на них могут взлететь сразу на 20-50 процентов. Что происходит в других отраслях сельского хозяйства и ждать ли вслед за ягодами подорожания зерновых и мяса, ИА AmurMedia сообщает со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Как рассказал в беседе с "Парламентской газетой" президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, засушливые явления в стране действительно отмечаются, но локальные — о глобальной засухе, которая была бы способна пошатнуть все сельское хозяйство в комплексе, речи не идет.
"Сейчас у нас ценовую обстановку в большей степени нагнетают инфляционные издержки, то есть рост стоимости топлива, арендных ставок, тарифов, заработной платы и так далее, — пояснил Злочевский. — Но даже с учетом всего этого зерно у нас падает в цене. Сейчас оно стоит гораздо дешевле, чем в 2022 году. Поэтому если рост цен и будет, то восстановительный. И можно предположить, что обеспечат его прежде всего наши смежники — логистические и складские компании, а также торговые сети. Но это все ценовые надстройки. На фундаментальное подорожание сегодня ничего не указывает".
Судя по всему, не стоит ждать сюрпризов и от мясного сектора. Так, по данным Национального союза птицеводов, с конца прошлого года в России постепенно снижаются цены на курицу и свинину. При этом последняя дешевеет активнее: с начала 2024 она скинула уже 5,1 процента, в то время как курица — 1,7.
"Конечно, животные, как, собственно, и люди, испытывают влияние жары, — подчеркнул в разговоре с "Парламентской газетой" руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Они меньше едят, тяжелее и медленнее набирают вес. Особенно это касается крупного рогатого скота, потому что он, как правило, в отличие от птицы и свиней содержится на улице, где температурный режим поддерживать сложнее. Но все же современные технологии позволяют сводить влияние погодных условий если и не к нулю, то, по крайней мере, к относительно не тяжелым последствиям. Да, себестоимость производства увеличивается за счет, например, повышенных расходов на электроэнергию, но и это не трагедия".
К тому же, отметил Сергей Юшин, в России производство мяса постепенно растет: только с начала года по всем позициям прибавилось порядка трех процентов. Именно поэтому в том числе дешевеют свинина и курица и, скорее всего, по мере наращивания объемов будут дешеветь дальше.
Что касается кормовой базы, то она, конечно, снизилась, но тоже не критично. Корма дорожают, но, по крайней мере, на сегодняшний день рентабельность производства бройлера и свинины позволяет производителям перекрывать этот рост без критичных издержек и, как следствие, без повышения цен для потребителей.
Впрочем, ждать резкого обвала цен не стоит тоже. Инфляционных факторов в секторе мясного производства достаточно. Так, один из главных — повышение зарплат. Растущие объемы требуют рабочих рук — в результате только с начала года предприятия подняли доходы работников от десяти до 25 процентов. И это еще не предел — конкуренция, признает Сергей Юшин, за людей труда в стране сейчас разворачивается очень жесткая. Все это, конечно, тоже не спровоцирует взрывной рост цен, но и стремительно упасть им не даст — скорее всего, текущая картина с небольшими колебаниями сохранится как минимум до конца лета.